АЛЬМАНАХ «ПОМОЩЬ»

В дореволюционной России среди состоятельных слоев общества немало было случаев, когда кто-либо по своему внутреннему побуждению начинал заниматься благотворительной деятельностью. Причин для этого было множество. И первая из них - искупление под старость грехов своей молодости.

Кулак — мироед и купец-кровопийца, которые поедом ели своих ближних, разоряли их до нитки и пускали с сумой по миру, а то и совсем сводили в могилу, вдруг под конец своей грешной жизни решают преподнести Богу что-либо приятное: построить, например, богадельню для инвалидов при земской больнице на 10 коек и тем самым искупить свою вину перед людьми и Богом за прежние свои злодеяния и разнузданный образ жизни.

Яркий пример тому - Мария Константиновна Шерстюкова, которая до 50 лет пьянствовала и развратничала, а потом, чтобы «загладить грехи прежней своей жизни», начала рыть около села Белогорье пещеры, устроила в них пещерный храм и мечтала основать там для несчастных женщин монастырь.

Но были и другие побуждения к благотворительной деятельности - от случайной, непредвиденно щедрой судьбы. Житель города Павловска Эсманский в 1881 году выиграл по билету первого внутреннего Государственного займа 200 ООО рублей. И сразу же вложил деньги в дело, разбогатев еще больше: на речке Гаврила он купил землю и основал хутор Эсманский. Там стояли два дома (проживали 50 человек рабочих) и два салотопенных завода, а в Павловске он имел еще и свою типографию. Однажды во сне к нему явился Господь и спросил его: «Отчего ты такой скупой? Ведь я же осыпал тебя деньгами». И купец Эсманский, чтобы отблагодарить Всевышнего, на свои средства оборудовал внутреннюю церковь в тюремном здании, а проценты в сумме 594 рубля от вложенных 8 493 рублей в Государственный банк ежегодно шли на содержание штата этой церкви.

Были среди горожан и такие, которые думали не только о себе, но и о своих ближних. Не искупление грехов бурной молодости, не отблагодарение за счастливый случай судьбы толкали их заниматься благотворительной деятельностью, а сострадание к ближнему и желание облегчить его судьбу.

Одним из таких жителей Павловска был земский начальник Николай Васильевич Рыков. Он по долгу своей работы в земстве, заведуя участком из четырех волостей, постоянно находился среди народа и хорошо знал нужды и чаяния жителей сельской местности. Положение деревни во время империалистической войны было очень тяжелое: старики, женщины и дети лишились своих основных кормильцев. Они полегли «за веру, царя и Отечество» на сопках Маньчжурии в русско-японскую войну и на русских равнинах в войну империалистическую. Женщины-солдатки, оставшиеся без мужей, могли еще кое-как бороться с трудностями жизни: они были молоды и полны сил, но отцы и матери убитых и круглые сироты никаких средств к существованию не имели.

Н.В. Рыков задался целью помочь обездоленным старикам, старухам и детям, не имеющим родителей. Он предполагал устроить один или два приюта на уезд и содержать их за счет общественных средств, земства и пожертвований добрых людей. Было также решено для открытия приютов в уезде и содержания их хотя бы в первые месяцы существования силами местных поэтов и писателей подготовить и издать литературный сборник (альманах) под названием «Помощь». Редактором его и издателем был упомянутый уже нами Н.В. Рыков. Приступая к составлению сборника, он осознавал, какие трудности ожидают его впереди. Павловск — город купцов и ремесленников, удаленный от железнодорожной станции почтиина полсотни километров, а от губернского центра примерно надвести - тем самым был оторван от передовой культуры Воронежа. Литературных сил было мало. Да и произведения местных авторов не отличались высоким качеством. Поэтому составитель не мог сделать выбор и предъявить строгие требования к отбору литературных произведений для альманаха «Помощь». Приходилось довольствоваться только тем, что предлагали местные поэты и писатели.

Издатель Н.В. Рыков пока еще не ставил перед собой широкой цели по устройству приютов в Павловском уезде. Он прекрасно понимал, что прежде чем принять какие-либо практические меры, надо основательно знать, какое количество обездоленных имеется в уезде, какие будут годовые расходы на их содержание и откуда постоянно пополнять средства на их жизненно необходимые нужды. Это было дело будущего, а в первое время издатель хотел только основать фонд при Павловском отделе Елизаветинского комитета, чтобы потом к нему уже можно было присоединить пожертвования от граждан и от общественных организаций города для содержания сирот погибших воинов.

Зная, какие непредвиденные трудности встретятся ему на пути при осуществлении своей заветной мечты, он все же горячо взялся за выполнение этого дела. О том, что его заставляло вступать на такой трудный путь, он высказался в предисловии к своему сборнику: «Только одна горячая любовь к Родине, одно желание прийти на помощь в столь трудное время, переживаемое нашим Отечеством, и заставило преодолеть все препятствия и быть хоть чем-либо полезным для ближнего обездоленного люда». Сборник начали печатать в январе 1916 года в городе Коротояке, а не в Павловске, несмотря на то что у нас к тому времени уже было три частные типографии: Иванова, братьев Васильевых и Эсманского. Но эти типографии могли печатать только газеты. Для издания сборника нужны были другие печатные машины, которые, очевидно, и имелись в Коротояке.

Но в первых числах марта Н.В. Рыков был мобилизован в армию. Не имея возможности осуществить свое заветное желание - устроить приют для сирот воинов, - он права на издание | сборника и получение прибыли от его продажи передал, по всей вероятности, своей сестре или дочери М.Н. Рыковой. Всю полученную сумму она должна была передать в Павловский отдел комитета Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны. Что это был за комитет, очень трудно выяснить за давностью лет. Но в дореволюционное время среди членов царской семьи модно было заниматься благотворительной деятельностью. Это возвышало их авторитет среди простого народа. Елизаветинский комитет был тоже благотворительным, а в Павловске находился его уездный отдел.

Какую сумму выручила и передала в этот комитет М.Н. Рыкова от продажи литературного сборника «Помощь» - потомкам неизвестно, потому что ни цены сборника, ни его тиража нигде на книге не обозначено. Вернулся ли Николай Васильевич Рыков после демобилизации в Павловск и осуществил ли свое заветное желание или нет, мы не знаем. Время было беспокойное, тревожное, и на какую сторону событий он, земский начальник, перешел в 1917 году, мы тоже ничего не знаем. Унесли ли его волны гражданской войны за границу, или он остался в России, уехав только из небольшого Павловска, где все на виду, в какой-либо крупный город, где сосед не знает живущего рядом соседа, и растворился там в разнообразной массе людского населения?

В сборнике помещено 25 произведений. Из них стихотворений - 17, рассказов, воспоминаний, набросков - 8. Все они написаны местными авторами, за исключением одной статьи, взятой из путевых записей исследователя флоры и фауны Самуэля Гмелина, который в 1769 году посетил город Павловск. В издании сборника участвовали 12 авторов. Назовем их фамилии. Возможно, что кто-то из современных жителей города узнает в них своих знакомых или родственников. Г. Михайлов, Г. Фомина, И. Епифанов, Бунаков, Н. Тишанский, А.В. Фейст, Красноперова. Остальные же авторы не пожелали оставить потомкам своих фамилий и подписалипроизведения инициалами. Не собираясь судить о достоинствах и недостатках помешенных в альманахе произведений, скажу только, что многие стихотворения очень лиричны и по своей тематике и по манере изложения чем-то напоминают стихи Фета. Вот одно из них.

return false">ссылка скрыта

 

 

Весенние грезы.

Грезы, как ландыши белые, нежные,

Зорькой весенней мне сердце обвеяли;

Жизнью уставшему грезы навеяли

Дни безмятежные.

Дышится легче...

Забыты волнения.

Словно охвачен волшебной я сказкою...

Жизни мятежной, под вешнею ласкою,

Скрылись сомнения.

Хочется, чтобы, о, грезы, вы, нежные,

В сердце обвеянном долго роилися.

Чтобы падучей звездой не скатилися

Дни безмятежные.

И. Епифанов.

 

Ни областная библиотека им. И.С. Никитина в Воронеже, ни публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде не имеют в своих фондах этого сборника. В единственном экземпляре он сохранился только в библиотеке им. В.И. Ленина в Москве.

. Мы часто говорим, что в отсталом дореволюционном Павловске, кроме пивных и кабаков, где купцы пропивали свои барыши, полученные от удачной продажи арбузов, говяжьего сала и бычиных кож, больше ничего не было. Оказывается, что это не совсем так. Были в городе и творчески одаренные люди: поэты, писатели, художники и композиторы, но мы о них мало что знаем. Подтверждением правоты наших слов в отношении наличия литературно-творческих сил в городе и является найденный нами сборник «Помощь», в котором более четырехсот страниц написано местными авторами.