Объективность, валидность и надёжность как качества метода исследования.
Приступая к выбору методики, экспериментатор должен иметь четкое представление о том, что именно он хочет измерить, и удовлетворят ли результаты измерения требованиям адекватного решения исследовательской или практической задачи.
В первую очередь ему надлежит доказать валидность, надежность и объективность избранной методики.
Под валидностью методики понимается адекватность ее предмету исследования. С одной стороны, валидность показывает пригодность методики для измерения того, для чего она была создана, с другой - ее эффективность, действенность. Количественно валидность определяется путем установления взаимосвязи между результатами, полученными с помощью данной методики, и каким-либо из внешних критериев. Например, очевидно, что успешность обучения в какой-то степени обусловлена уровнем интеллектуального развития обучаемого и поэтому, в качестве внешнего критерия правомерно рассматривать оценку его успеваемости. Допустим, что было проведено тестовое исследование умственного развития группы лиц, например студентов, с помошью избранной методики. Так вот, применяемая методика может считаться валидной лишь в том случае, если между результатами тестирования и оценкой успеваемости в обучении будет обнаружена положительная взаимосвязь.
Не менее важным аспектом оценки качества методики является ее надежность. Под надежностью психологической методики понимается точность, устойчивость производимых с ее помощью измерений. Иначе говоря, через надежность определяется пригодность данной методики в качестве измерительного инструмента. Надежность позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Для проверки используют методы корреляции (коэффициент корреляции Спирмена или Пирсона).
Наконец, объективность методики характеризует степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики. Объективными результаты будут лишь в том случае, если, во-первых, они независимы от личностных особенностей пользователя, и, во-вторых, исключен произвол в их обработке и интерпретации.
Для проверки валидности и надежности методик чаше всего привлекаются количественные (статистические) критерии оценки. Объективность методики можно обосновать исходя из положений общей теории измерений и специфики их в отношении психологического исследования. Конечно, это вовсе не означает, что психологическое исследование исчерпывается измерением. Однако знание разнообразных измерительных процедур вооружает психолога исследовательским инструментом, с помощью которого он способен решать психологические задачи.