Задания для самостоятельной работы
1. Выберите тему по своим интересам составьте: а) подробный план работы над темой; б) подробный план выступления.
2. Письменно изложите конкретную цель, избранную вами для выступления. Укажите желательный для вас отклик слушателей. Объясните, почему вами были избраны эти тема и цель для данной аудитории.
3. Воспользуйтесь топом «род и вид» для «размножения» следующих понятий: «дружба», «бор», «ссора». Составьте схемы.
4. Используя топ «целое – части», составьте речь-описание своей комнаты. Детали должны отражать характер хозяина.
5. Найдите в толковом словаре определения значений слов «бегемот», «кошка», «бабочка». Годятся ли эти определения как исходные для речи-описания? Предложите такие определения, которые подошли бы для начала короткой забавной, развлекательной речи о них.
6. Используя топ «свойства», составьте описание любого предмета бытовой техники (3-4 мин.).
7. Составьте речь, в которой членами сравнения будут «дитя» и «дерево» (5-7 мин.).
8. Прочитайте любую газетную статью и найдите в ней смысловую модель «обстоятельства». Объясните, с какой целью она используется.
9. Приведите четыре случая целесообразного обращения к конкретным примерам.
10. Составьте смысловую схему и разработайте смысловой эскиз для речей с центральными терминами «молчание», «удовольствие», «наряд». Для каждой речи подберите название.
11. Составьте описание: а) любого виденного вами памятника архитектуры; б) транспортного средства. Проанализируйте их.
12. Выберите историческое событие, которое вам интереснее всего было бы рассказать своим однокурсникам. Продумайте структуру и «режиссуру» вашего повествования (5-7 мин.). Соблюдайте правила риторики повествования.
13. Прочитайте фрагмент Декларации независимости США – заявление об отделении от Англии. Какие части хрии выделяются в этом тексте? Разбейте его на фрагменты, соответствующие этим частям. Напишите названия частей в порядке их следования.
14. Придумайте к слову «речь» эпитеты, начинающиеся на все возможные буквы алфавита.
15. Поздоровайтесь: со своим другом; со знакомым; с преподавателем; с начальником. По каждой ситуации найдите не менее 5 вариантов, с условием, что они не будут повторяться.
16. На презентации продукции конкурирующей фирмы вы встретились с президентом акционерного общества, в состав которого входят оба предприятия. Заведите деловой разговор.
17. Используя тропы, составьте рекламу (придумайте текст и опишите соответствующий видеоряд) для любого предмета или продукта, который вам особенно нравится или активно не нравится. Какие тропы вы будете при этом использовать? Почему?
18. Какие риторические фигуры и тропы можно обнаружить в следующих изречениях: «Отойди от зла и сотвори благо»; «Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться»; «О люди! порождения крокодиловы!»; «Не вливают молодое вино в мехи старые»; «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман»?
19. Опишите внешность человека, которого вы хорошо знаете, пользуясь принципом антитезы. Можете выбрать литературного героя или популярного в обществе человека и описать его так, чтобы другие узнали (до 5 мин.).