КОММЕРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Понятие запаса финансовой прочностиопирается на поня­тие порога рентабельности и рассчитывается по отношению к пла­нируемому объему продаж как разность между ним и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности тем выше, чем ни­же эффект операционного рычага. Экономически это понятно: чем ниже постоянные затраты, тем больше их может перекрыть пла­нируемый, объем реализации:

где ЗФП — запас финансовой прочности,

Оплан — планируемый объем продаж, ОР — сила воздействия операционного рычага,

Р — выручка от реализации.

Если размер выручки от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается и образуется дефицит ликвидных средств.

Коэффициент финансовой прочности (Кфп), рассчитывае­мый как отношение запаса финансовой прочности к планируемо­му объему продаж, — это величина, обратная силе воздействия операционного рычага:

Сила воздействия операционного рычага и связанные с ним • показатели (порог рентабельности, запас финансовой прочности) рассчитываются для конкретного (достигнутого или планируемого) объема продаж и обеспечивающих его постоянных затрат. Берется для расчета другой объем реализации — сила воздействия операционного рычага изменяется, так как меняются постоянные затраты в расчете на единицу реализованной продукции (удельные постоянные затраты). Сила воздействия операционного рычага максимальна в момент покрытия постоянных затрат, то есть в точке нулевой операционной прибыли.

Когда объем продаж снижается по сравнению с расчетной ве­личиной, проявляется отрицательный эффект операционного рычага — каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли. Когда выручка возрастает по сравнению с расчетной, то каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли.

Постоянные и переменные затраты, операционный рычаг, по­рог рентабельности, запас финансовой прочности (все вместе — «механизм операционного рычага») как система взаимосвязанных понятий представляют собой категориальный базис коммерческой политики предприятия в условиях свободного рынка, каковым является рынок туристских продуктов и услуг. Опираясь на этот ба­зис, удается основную операционную, маркетинговую и инвести­ционную деятельность туристского предприятия системно увязать на общей платформе финансового менеджмента, обеспечивая спо­собность ее развития в конкурентной нестабильной экономичес­кой среде в соответствии с поставленными целями. Именно в этом заключается основное содержание коммерческой политики.