II. Отношения государства и церкви.

Общее и отличия церкви и государства.

ОБЩЕЕ

1. И Ц, и Г обращаются к человеку, сочетающему святое и грешное, церковное и не церковное.

2. И Ц, и Г действуют в обществе, и поэтому составляют общее целое как материальное и духовное начало жизни. Невозможно отделить Ц от Г.

3. И Ц, и Г учат людей земной жизни.

СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВА

1. Цель Г – самореализация грешного мира, который живет для себя и в самом себе.

2. Г в этом союзе действует силой принуждения. Оно навязывает свои законы членам общества.

3. Г ограничивается только земной жизнью и создает законы, нормы для её регулирования.

СПЕЦИФИКА ЦЕРКВИ

1. Дать людям высшие законы жизни, привнести религиозный смысл, определить цель и смысл жизни.

2. Ц может воздействовать на людей только убеждением.

3. Ц готовит через земную жизнь к будущей жизни, т.е. обращается к её высшему смыслу.

Отношение церкви и государства

ГОСУДАРСТВО

1. Г должно признавать Ц как самостоятельную организацию и как юридическое лицо, охраняя её независимость и права.

2. Г не в праве требовать от Ц полного одобрения своих действий.

3. Г должно отказаться от материальной или силовой поддержки Ц.

4. Г не в праве требовать от Ц конкретной политической и экономической программ, иначе Ц превратится в политический институт.

ЦЕРКОВЬ

1. Обязана выполнять законы устанавливаемые.

2. Ц имеет право нравственного наставления Г или обличения его перед гражданами.

3. Ц имеет право реализоваться как самостоятельная организация и имеет право на религиозное воспитание.

4. Ц может быть источником идеологии для государства.

Таким образом:

1. Г и Ц – это разные проявления такой симфонической личности как народ. Разность проявляется в уровне культуры.

2. Г не должно подменять Ц или господствовать над ней, как и наоборот (первая доминирует на Западе: «цезарепапизм», вторая – на Востоке: «папоцезаризм»).

3. Адекватными для России являются отношения Ц и Г по принципу симфонии властей, при которой каждый выполняет свою роль ивзаимодействуют друг с другом на равноправных началах.

4. Согласно евразийству, Г в России не может быть или полностью атеистическим (светским), или полностью религиозным (теократическим), но государство в России всегда является идеократическим, основанном на идее, идеологии.

Отличие религии от идеологии.

РЕЛИГИЯ

Отвечает на главные вопросы жизни и смерти. Определяет цель, смысл жизни. Жизнь после смерти.