Идеология европейского Просвещения

После эпохи Возрождения и Реформации началась эпоха Просвещения в Западной Европе. Это был переворот, навсегда покончивший со средневековой системой ценностей. Просвещение- это необходимая ступень в развитий любой страны, выходящей из феодализма. Если философия Нового времени - утро рационализма, то эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение - эпоха оптимизма и веры в прогресс. Оно не имеет национальности и определенной хронологии, т.к. распад феодальных отношений происходит в разное время. Просвещение было крупным явлением европейской жизни 18 – го века, оно критиковало средневековые формы быта и те стороны жизни, которые не отвечали современности. Родиной эпохи Просвещения была Англия, философ Джон Локк рассматривал гос-во , как продукт взаимного соглашения людей, на первом месте моральные критерии.

Ярко выраженными чертами эпохи становятся резко отрицательное отношение к феодальным порядкам и привилегиям, радикальная критика церкви, ее устоев и принципов и религии как социального института. Основной причиной всех зол и бедствий считалось невежество, идеалом же общественного устройства - формирующиеся буржуазные отношения, которые можно было построить, распространяя знания, воспитывая народ и просвещая правителей относительно принципов человеческого общежития. Грядущая эра виделась не иначе, как эра разума. Французские мыслители (Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо) пытались дать ответ на многочисленные вопросы, мучившие все слои французского общества. Эпоха Просвещения подарила миру основополагающие правовые и политические доктрины, являющиеся краеугольным камнем любого современного цивилизованного государственного и конституционного устройства - теории естественного права, правового государства, разделения властей, демократического политического режима, и другие.