ХАРАКТЕРНЫЕ ТРУДНОСТИ.
· Эксперимент всегда проходит в естественных условиях.
«Испытуемый» перестает быть испытуемым в традиционном смысле этого слова: он прежде всего член своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность. Значит, отвечая на вопросы интервью, заполняя социометрическую карточку и т.д., он не выключен полностью из системы окружающих его отношений. Это дает большой выигрыш полевому социально-психологическому исследованию, помогает избежать стерильности ситуации, возникающей в лаборатории, но это же и заставляет улавливать такие переменные, которые чрезвычайно трудно учесть. Предположим, что исследователь приходит в цех и хочет изучить вопрос о характере отношений в коллективе по «вертикали» - между рабочими и мастером. Он может обратиться к рабочему, который только что получил замечание от мастера, выговор, кажущийся ему несправедливым.
Чисто эмоциональная оценка ситуации в момент проведения исследования может дать такой сдвиг в данных, который исказит всю картину взаимоотношений. Дело социального психолога, проводящего исследование «в поле», - уметь найти коэффициенты подобных искажений, что сделать далеко не всегда удается.
· Вопрос в отношении времени исследования. Все социально-
психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени. Прикладное исследование в любое время суток имеет проблемы: и в рабочее время, и после рабочей смены , и привлечение «добровольцев» (чаще всего к этому приходится прибегать) тоже не всегда эффективный метод. Здесь – прямая зависимость от случая. Важно знать об этих трудностях, иметь их в виду, что служит порукой тому, что будут действительно реализованы все возможности для снятия негативных эффектов и найдено оптимальное решение. Особое значение приобретает и соблюдение ряда этических норм.
· Социальный психолог, проводящий прикладное исследование,
выполняет заказ администрации, руководства и т.д. Выявление ряда характеристик групп, их климата сплошь и рядом влечет за собой определенные критические замечания, часто в адрес тех людей, от деятельности которых зависят недостатки и которые в то же время являются заказчиками исследования.
· Социальный психолог должен быть осмотрителен, чтобы своим
вмешательством не осложнить отношений в реальном коллективе. Важно, чтобы исследователь объяснил, зачем пришёл, и выполнил задачи исследования.
· Свойственная всякому прикладному исследованию языковая
трудность в социальной психологии особая. Такие повседневные понятия, как «личность», «деятельность», «ценность», надо объяснить людям с точки зрения науки. Важны не только термины, но и контекст, в котором они применяются людьми на основе их собственной жизненной позиции.
· Другая сторона проблемы языка прикладного исследования
связана с применением некоторых специальных социально-психологических терминов, которые в силу ряда обстоятельств имеют негативный опыт употребления за пределами науки. В соответствующих разделах такие понятия уже упоминались: «конформист», «авторитарный лидер», «формальная группа» и т.д. Так, слово «конформист», имеющее негативный оттенок в повседневной жизни и в политической сфере, рассматривается как обидное, если адресуется испытуемому в его диалоге с исследователем. Руководители также могут обижаться, если их стиль был определен как «авторитарный». Социальный психолог должен учитывать нормы повседневного употребления терминов.
· Искажение социально-психологической информации,
возникшее в условиях реальной жизни, и связанное с вопросами этики. Социальный психолог должен обладать высокими нравственными качествами и чувством социальной ответственности. Главное качество здесь - умение понять свое исследование в контексте реальной жизни, реальных требований общества, реального права каждого человека на то, что вмешательство науки не принесет ему дополнительных осложнений, а тем более вреда.
· Эффективность прикладных исследований в социальной
психологии. Необходима высокая моральная и социальная ответственность социального психолога. Прикладное исследование, финансируемое каким-то конкретным заказчиком, должно давать определенную отдачу, в противном случае оно не будет получать необходимые средства. Из всех наук в социальной психологии этот вопрос стоит наиболее остро. Очень трудно определить критерии эффективности исследования, в отличие от других наук, например, тех же психологических.