Идентификация и фальсификация товара

Идентификация — это установление соответствия характе­ристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных
документах, предъявляемым к нему требованиям. Идентификация призвана выполнять несколько функций, сре­ди которых:

· указующая— отождествляет представленный к анализу то­вар с конкретным наименованием, маркой, типом и т.п.;

· информационная — доводит до потребителей необходимую информацию о товаре;

· подтверждающая соответствие ассортиментной характерис­тики товара, информации, указанной на маркировке и в сопрово­дительных документах (подлинность товара);

· управляющая — является элементом системы качества про­дукции. Регламентируется международными стандартами (МС) ИСО серии 9000 «Управление качеством, обеспечение качества». В России они введены без изменений (ГОСТ Р ИСО 9000-9004).

Средствами идентификации являются нормативные (стандар­ты, ТУ и др.) и технические документы (чертежи и др.); марки­ровка и сопроводительные документы.

Выделяют три вида идентификации:

1) ассортиментная (видовая);

2) качественная (квалиметрическая);

3) партионная (принадлежность части или отдельного товара конкретной партии).

К методам идентификации относят органолептические и изме­рительные.

Фальсификация (лат. falsifico — подделываю) — это действия, направленные на обман покупателя/потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

В социальном смысле фальсификация приводит к ухудшению потребительских свойств товаров, недоверию к производителям и продавцам, а для медицинских и фармацевтических товаров — это возможные неблагоприятные последствия для здоровья человека.

Объекты фальсификации и идентификации одни и те же, т. к. фальсификация является одним из двух возможных результатов идентификации.

Как правило, при фальсификации обычно подвергается под­делке одна или несколько характеристик товара, поэтому выделя­ют следующие виды фальсификации:

— ассортиментная (видовая);

— качественная;

— количественная;

— стоимостная;

— информационная.

Для каждого из этих видов фальсификации характерны свои способы подделки.

Среди существующих сегодня на рынке фальсифицированных ЛС выделяют следующие типы:

1) «Препарат-пустышка», в нем не содержится действующей лекарственной субстанции (примерно 50% всех подделок);

2) «Препарат-имитация», в нем действующее вещество замене­но на более дешевое и менее эффективное;

3) «Измененные лекарства», в них содержится то же действую­щее вещество, но в больших или меньших количествах;

4) «Препарат-копия» (контрафакт), в них содержится то же ве­щество, что в оригинале, и в таких же количествах, но нет никакой гарантии контроля качества («качественные подделки»), т. к. не известен производитель.

В связи со сложившейся ситуацией с фальсифицированными ЛС на рынке в настоящее время уделяется большое внимание разработке упрощенных методов товароведческого анализа, в час­тности, это:

— визуальный контроль внешнего вида ЛС (упаковка, марки­ровка и др.);

— упрощенные (базовые) тесты (скрининговые оценки);

— метод тонкослойной хроматографии (ТСХ).

Так, в Германии разработан набор реактивов и пластинок ТСХ с возможностью определения 150 веществ. Имеются свои конт­рольные системы в Японии, США. В России также разрабатыва­ются экспресс-методики для быстрого доказательства подлинно­сти и качества ЛС (тонкослойная хроматография и простые каче­ственные химические реакции).