Коробки скоростей с приводом от многоскоростных электродвигателей

 

В качестве многоскоростного электропривода используют электродвигатели постоянного тока с шунтовым регулированием скорости вращения вала и двухскоростные электродвигатели трехфазного переменного тока. Первые чаще применяют в приводах главного движения тяжелых станков и реже в станках средних размеров. Практически при таком регулировании получается ступенчатый ряд чисел оборотов вала электродвигателя с малым знаменателем ряда, порядка φ = 1,12, и диапазоном регулирования – Dэ = 3. Если zэ – число ступеней скорости вала электродвигателя, то

;

отсюда

и число механических ступеней коробки скоростей

.

При выборе данного способа регулирования следует учитывать высокую стоимость электродвигателя и необходимость установки умформера для получения постоянного тока. Поэтому применение регулируемого двигателя целесообразно, если удорожание электропривода компенсируется стоимостью коробки скоростей.

Из регулируемых электродвигателей трехфазного переменного тока в основном применяют двухскоростные со знаменателем φэ = 2. При данном способе регулирования приемный вал коробки скоростей получает две угловые скорости, и число механических ступеней в связи с этим сокращается вдвое: . Помимо упрощения механической части привода, появляется возможность переключения скорости на ходу.

Двухскоростной электродвигатель можно условно рассматривать как «электрическую группу», состоящую из двух передач. Характеристика xэ группы может быть найдена исходя из следующих рассуждений. Так как число оборотов шпинделя при переключении двигателя с меньшего числа оборотов вала на большее увеличивается вдвое, то

;

отсюда величина характеристики

.

Для стандартных значений φ:

 

φ 1,12 1,26 1,41
xэ