Порядок создания службы маркетинга

При создании службы маркетинга требуется определить задачи службы, которые будут корреспондировать с основными задачами и целями компании. После этого разрабатываются документы, регламентирующие деятельность данной службы: положение о службе (или отделе), должностные инструкции работников.

Регламентация маркетинговой деятельности в компани, в рамках общепринятых требований, должна быть отражена в положении о службе маркетинга, обязанности же ее работников – в их должностных инструкциях. В этих документах четко описываются задачи, права, обязанности и ответственность самой структуры и всех ее работников. Регламентирующие документы, по сути, позволяют рассадить по местам исполнителей организационной структуры, созданной на предыдущих этапах, и обеспечить их работой [4].

Обычно положение о службе маркетинга содержит следующие разделы: задачи службы маркетинга, функции службы маркетинга, права службы маркетинга[2].

В конкретной компании структура этого документа, как и содержание разделов и пунктов, могут отличаться, что обусловлено спецификой деятельности компании и выпускаемыми товарами.

Задачи службы маркетинга вытекают, по существу, из основных принципов маркетинга. В число обязательных задач должны входить:

- сбор, обработка и анализ информации о рынке, спросе на продукцию компании;

- подготовка данных, необходимых для принятия решений по эффективному использованию производственного, финансового, сбытового и тому подобного потенциала в соответствии с требованиями рынка.

Служба маркетинга призвана обеспечить выполнение всех функций маркетинга в компании: комплексное изучение рынка, формирование ассортиментной политики предприятия, определение ценовой политики компании и управление ценообразованием, создание маркетинговых каналов и выбор методов продажи продуктов компании, развитие маркетинговых коммуникаций.

Права службы маркетинга заключаются в разработке:

- плана маркетинга, а также предложений по взаимосвязям и координации деятельности службы маркетинга с другими подразделениями компании;

- предложений о поощрении работников службы маркетинга и других функциональных и линейных служб за успехи в реализации маркетинговых усилий компании;

- и согласовании финансовых документов и кадровых вопросов, связанных с деятельностью подразделений, которые входят в службу маркетинга.

Должностные инструкции сотрудников службы маркетинга разрабатываются начальником службы и отражают специфику осуществляемой сотрудником деятельности.

В общем виде должностная инструкция маркетолога содержит следующие разделы: общие положения, функциональные обязанности, права, ответственность, условия работы.

В заполненный бланк инструкции может быть внесен перечень знаний и умений, которыми должен обладать маркетолог: знание конъюнктуры рынка, особенностей ценообразования, знание маркетинга и менеджмента, психологии потребителей и в ряде случаев – способности к мерчандайзингу.

Для вступления в силу должностная инструкция должна быть утверждена генеральным директором или уполномоченным лицом. Степень ответственности за невыполнение должностной инструкции оговаривается отдельным пунктом документа.