Виды спроса потребителей

Спрос потребителя - потребность населения в тех или иных товарах, работах, услугах, желания и возможности приобрести данные товары, работы, услуги.

Розничная торговля различает три вида спроса: формирующийся, реализованный и неудовлетворенный.

Целью изучения формирующегося спроса является учет изменений, которые могут произойти в связи с появлением в продаже новых товаров или же расширением потребности в товарах, спрос на которые уже сложился. Анализ формирующегося спроса позволит выявить отношение покупателей к этим товарам и более точно определить потребность в них.

Изучение реализованного спроса проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Для этого используется информация относительно объемов продаж (проведение инвентаризации, первичные и иные документы, отражающие товарооборот).

Анализ неудовлетворенного спроса выполняется в случае временного отсутствия в продаже по каким-либо причинам нужных населению товаров. С этой целью ведутся журналы опроса покупателей, изучаются книги заказов.

В зависимости от субъекта различают совокупный и индивидуальный спрос.

Совокупный спрос – общий объем спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всем рынке в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы произвести при различных уровнях цен.

Индивидуальный спрос – это спрос со стороны отдельных субъектов экономики или индивидуального покупателя.

Также различают следующие виды спроса [36]:

– отрицательный (большая часть рынка (потребителей) недооценивает (недолюбливает) товар, согласна его избежать при определенных условиях);

– отсутствующий (незаинтересованность в товаре, безразличие к нему);

– скрытый или потенциальный (существующие нужды не могут быть удовлетворены, имеющимися на рынке товарами);

– падающий (снижение интереса со стороны потребителей и сокращение объемов продаж);

– нерегулярный (временные колебания спроса);

– полноценный (предложение удовлетворяет спрос, товарооборот стабильный);

– чрезмерный (спрос превышает предложение);

– не(Ир)рациональный (потребление товаров наносящих вред здоровью, окружающей среде).

Основными факторами, определяющими спрос, являются: цена на товар, потребность в товаре, численность субъектов спроса (покупателей), доходы покупателей, цены на другие товары (в основном на товары- заменители и комплементарные товары, которые дополняют друг друга и потребляются одновременно: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка и т.д.), потребительские ожидания.