Сверхсильный антропный принцип

Почему Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем. Ответ напрашивается сам собой – потому, что будь она другой, мы не смогли бы ее наблюдать. С.Хокинг[19] сформулировал это положение в следующем виде: мы являемся свидетелями наблюдаемых черт Вселеной, потому что при других ее свойствах развитие Вселенной протекало бы без свидетелей. Это так называемый слабый антропный принцип. Суть его сводится к тому, что Вселенная развивается сама по себе, а мы – случайные свидетели, самим своим существованием обязанные сложившимся в определенную эпоху эволюции, благоприятным для возникновения жизни условиям. Жесткий антропный принцип идет не намного дальше. Он призван объяснить почему жизнь во Вселенной вообще возможна. Вместо выбора пространственно-временных условий этот принцип осуществляет селекцию среди множества возможных Вселенных. Этот принцип полезен для объяснения того почему мировые константы оказались так точно "подогнаны", а законы физики как бы специально "сконструированными" таким образом, что жизнь оказалась возможной. Но и здесь мы – только случайные свидетели того мира, где нам дано было осознать свое Я.

"Не замешан ли человек в проектировании Вселенной более радикальным образом, чем мы думали до сих пор?" – спрашивает Уиллер. Отвечая на этот вопрос утвердительно, мы показали, что есть серьезные основания думать, что именно глобальный процесс познания определял эволюцию Вселенной в прошлом и будет определять ее в будущем. Мы показали так же, что говорить о Вселенной вне субъекта бессмысленно. Такого понятия, как Вселенная без субъекта просто не существует. Так, что куда уж более радикально? Субъект определенной степени сложности, будучи частью мирового целого, и тем самым обладая свойством отражать и понимать мир, создает свою субъективную Вселенную в определенный момент ее истории. Шкала сложности субъекта определяет актуально существующую шкалу Бергсонова времени Вселенной. Такое понимание можно назвать активным или сверхсильным антропным принципом. В отличие от его слабой и сильной формулировок в которых субъекту отведена пассивная роль в мировой эволюции, сверхсильный принцип провозглашает ключевую роль субъекта в мироздании.

 

Наука, будучи инструментом познания на нашей ступени эволюции, является фундаментальным звеном в структуре мира. В зависимости от весового соотношения в ней иррациональной и логической компонент, познание может принимать разные формы и обличия. Иногда обсуждается вопрос о конце науки. В современной физике эти упаднические настроения связаны с известным идейным тупиком, преодолеть который, возможно, позволит только пересмотр основ. Но смельчаков готовых решиться на такой подвиг пока, что не находится. В контексте изложенного понимания, сама постановка вопроса о возможности конца науки выглядит наивно. Конечно, наука в такой форме, как она существует сегодня, возможно и прекратит свое существование, как несовершенный и неоправдавший надежд эволюции природный познавательный проект (по Попперу). Но сам процесс познания будет длиться, пока существует наша Вселенная, ибо именно он является тем "мотором", который "крутит" "шестеренки" нашего мира. Поэтому, мы никогда не будем свидетелями тех времен, когда разум исчерпывает все возможности своих применений, поскольку это будет означать конец и самого мира.

Отвечая на вопрос "Что такое жизнь?"[20], Шредингер был очень близок к пониманию фундаментальности жизни. Но его негентропийная кинетика была пассивно вложена в абсолютное ньютоновское время. Наше понимание того факта, что познание, являясь неотъемлемым атрибутом живого, порождает само время дополняет картину мира, придает ей логическую цельность.