Космология познания

Каминский А.В.

 

 

Анализируется гипотеза, согласно которой эволюция Вселенной определяется глобальным познавательным процессом.

Как и положено в "занудных" философских трактатах начнем наш рассказ "от Адама".

Повествование о первородном грехе в Ветхом Завете можно отнести к самой древней из известных нам космологий, в которой познание имеет фундаментальное значение для всего мира и определяет его историю. Какой символический или иной смысл вложили авторы этих древних текстов в историю о древе познания и Змии искусителе, мы можем только догадываться, однако сама идея о том, что процесс познания может иметь фундаментальное, космическое значение в различных формах и интерпретациях впоследствии не раз возникала в творчестве ученых и философов. Среди них, прежде всего, упомянем Гегеля и его философию природы. В основе бытия у него, как известно, лежит процесс самопознания Духа. Этот процесс имеет космические масштабы и фундаментальное значение. Целью истории Гегель считает достижение абсолютного знания.

К русским философам – космологам можно отнести Николая Федорова, Константина Циолковского, Владимира Вернадского. Их идеи регуляции природы и управления космическими процессами также следует отнести к космической эпистемологии. Вопрос разума во Вселенной занимал и наших современников, среди которых Пьер Тейяр де Шарден – теолог, философ и ученый, Карл Поппер - основатель эволюционной эпистемологии, физики Девид Дойч, Илья Пригожин и Френк Типлер. Все эти мыслители опираются на эволюционные представления, восходящие к Дарвину. Все они отводят феномену жизни фундаментальную роль в мироздании. И все они допускают мысль, что разумная жизнь может в дальнейшем определять эволюцию Вселенной. Поэтому те наши космологические гипотезы, которые не принимают во внимание присутствие во Вселенной разума, могут оказаться ошибочными в своих прогнозах относительно ее будущего.

 

Во всех, за исключением, может быть, только философии Гегеля, перечисленных выше концепциях, разум по традиции, восходящей к Декарту, отделен от косной материи. И хотя зачастую, как например у Типплера[1], речь идет об активном вмешательстве разума в эволюцию материи, речь идет только о пересечении эволюционны х ветвей живой и неживой материи и об их влиянии друг на друга.

В настоящей статье предлагается совершенно другой взгляд на проблему космической эволюции. Делается попытка обосновать представление, согласно которому de facto наблюдаемая Вселенная и ее эволюция в прошлые и будущие эпохи, как раз и является результатом глобального познавательного процесса, идущего во Вселенной.