Валовое производство продуктов животноводства

 

 
Молоко ( ц)   Мясо в живом весе (ц)                

 

Обряды и праздники.

 

Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали хозяйственно – земледельческому календарю.

Цикл обрядности начинался с зимнего праздника сурхури. Потом наступал праздник почитания солнца саварни (масленица). На весну приходился многодневный праздник жертвоприношений манкун (совпавший затем с православной пасхой), который начинался с калам кун и завершался серен или вирем – обрядом изгнания зимы, злых духов, и болезней. Обряд (серен) до сих пор в нашей деревне сохранился и проводят каждый год.

По завершению весеннего сева устраивали семейный обряд ( ака патти (моление кашей)). Этот обряд у нас не сохранился.

По окончании весенних полевых работ проводился праздник акатуй (дословно свадьба – плуга). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем скрещением чувашей он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями. Этот праздник проводят каждый год.

Цикл праздников продолжает Симек (праздник цветения природы, общественные поминки). Этот праздник проводится и сейчас. После обряда молельни, устраивается совместная трапеза на кладбище.

Завершение уборки хлебов отмечается и сейчас. Перед началом потребления хлеба нового урожая устраивается аван сари (дословно овинное пиво), для которого все блюда приготовляются из нового урожая. Моления завершаются пиршеством автан яшки (щи из петуха и курицы). После христианизации крещенные чуваши особо отмечали те праздники, которые совпадают по времени с календарными языческими (рождество с сурхури, масленицу и саварни, троицу с Симек и т.д. ), сопровождая их как христианскими, так и языческими обрядами. Эти языческие обряды в деревне сохранились и сейчас. И свадьбы и поминки у нас проводятся по языческому и христианскому обряду.

В чувашской семье раньше главенствовал мужчина, разводы случались крайне редко. А в настоящее время в большинстве семей главенствует женщина и разводы встречаются чаще. Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ниме) при строительстве дома, хозяйственных построек, уборке урожая. Этот обычай в селе сохранился до сих пор.

В формировании и регулировании морально-этнических норм чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен калать-ши, - что скажут односельчане?). И в настоящее время резко осуждается нескромное поведение, сквернословие и пьянство.

Односельчане нашего села поддерживают тесные отношения родственные. Все праздники, свадьбы, юбилей, крестины проводятся с приглашением родственников. У чувашей издавна все родственники должны были знать свой род до семи клен. И поэтому выдавали замуж дочерей и находили и брали невест из других деревень, заботясь о здоровом полноценном потомстве. Некоторые семьи этой традиции придерживаются и сейчас.

Национальная рубашка чувашских женщин нашего села имеет в целом тот же фасон, что и у Тряпинских,Нагадакских, Бишкаинских. Платья отделываются горизонтальными нашивками из лент или другой ткани, которыми украшают края подола и основного полотнища. Оборки шьют из другого материала, чем само платье, разукрашивают лентами, кружевами. Традиционное платье ( пуштер кепе) сохранилось до наших времен. Традиционный тип рубашки, т.е. «пуштер кепе» в нашем селе принято шить синей и красной пестряги ( кавак е херле улача ). Наши женщины национальную рубашку надевают с передником и набором украшений ( май сыххи, хушпу, сурпан, тухья, украшения из бус и др.) . на свадьбах в национальном наряде бывают все женщины и некоторые мужчины. Элементы верхней одежды ныне вышли из употребления, за исключением свадебного кафтана ( йелен). Праздничный йелен шьют из темного сатина, приталенным, с множеством складок. Бытование того или иного украшения свзано с принадлежностью к определенной этнографической группе. Отличительным признаком служит форма хушпу. Имеются две формы хушпу – в виде цилиндра (тарасар) и полусферы, с небольшим отверстием (шевер хушпу) различаются. У нас носят (шевер хушпу) с небольшим отверстием. Жених и невеста на собственной свадьбе надевают, как правило, городской костюм.

Головным убором у мужчин служили шапки из телячьей шкуры. Мужские штаны в зависимости от материала имели две разновидности: (тала шалавар) суконные шаровары, пир йем (холщевые штаны).

Основа питания – пища растительного происхождения. До коллективизации рожь являлась основным хлебным злаком, то в последующем он постепенно уступает место пшенице. Ныне повсюду пекут изделия из пшеничной муки, в том числе круглый хлеб – хапарту. Хапарту – важный атрибут многих обрядов. Например на свадьбе с хапарту и солью встречают свадебный поезд, хлеб с сыром (чакат) являются основными угощениями, их кладут в свадебную сумку. Из квашенного теста пекут лепешки (кавас икерчи , пашалу), из пресного –колобок, (йава, чак-чак, баурсак) из толчёной просяной крупы – керпе икерчи.

Традиционное кушанье – хуплу непременный спутник гостевой трапезы. Хуплу различаются в зависмиости от начинки: какай хуплу (хуплу из мяса), хур хуплаве (из гусятины). Готовят их в печи или в духовке.

Любимыми блюдами местной традиционной кухни являются печенье из лесных плодов – черемухи, калины, кислицы (камаслах кукли).

Разнообразен набор мясных блюд. Кроме хуплу известны типетне хур (сушеный гусь) шарттан, тултармаш, жареная кровь. Любимыми кушаньями считаются мясные бульоны из свежего, только что заколотого животного: - аш (какай) шурпи, в качестве обрядового блюда употребляют бульон из баранины. Продолжают бытовать традиционные блюда из яиц и молока, в числе с местной спецификой. Такого, например, приготовление омлета (самарта хапартни), домашний сыр, известный как чакат) Чакат – ритуальное блюдо как и круглый хлеб, хуплу, каша или чай. Сохраняются традиционные напитки (пиво, медуха, уйран) .

Обрядовые блюда на свадьбе являются важными элементами ритуала, интегрированы с ним, соотносятся с определенными его этапами. Так участники обряда сватовства берут с собой для угощения родителей невесты круглый хлеб, чакат, пиво домашнее и подарки для родителей невесты. По получению согласия на выдачу невесты родня её подает на стол суп и пиво. Обычай, связанный с хлебом и чакатам, присутствуют на всех трех этапах свадебного церемониала: сватовство, самой свадьбе и послесвадебном обряде (сене хата).

Сене сын яшки (обрядовый суп ) – занимает основное место в свадебной трапезе. В наши дни только в редких случаях готовит его сама молодая, но разносить тарелки с супом входит в её прямые обязанности. (Сене сын яшки) гости приглашаются после совершения акта дарения. Подготовка к приему обрядового супа часто имеет игровую форму: «продаются» ложки, например за 1 руб., а кто желает может вносить в пользу молодых 10 рублей.

return false">ссылка скрыта

Особым знаком внимания за свадебным столом пользуются руководители свадьбы, родители молодых и посаженные родители.

Свадебный стол включает многие традиционные кушанья: хапарту (каравай), хуплу (в парном количестве), пироги, пуремече (ватрушки), йава (колобок), икерче (лепешки), чакат (сыр), суп, каша и т.д.

Ещё более традиционный характер имеет обрядовая пища на поминках. В частности, на общественных поминках Симек она состоит из яиц, ватрушек из творога, лепешек, мяса , пива домашнего, а также кондитерских изделий. Эти кушанья выкладываются на специальный платок, в котором берется еда при отправлении на кладбище. Осенние поминки (керхи хывни) совершаемые в октябре – ноябре, проводятся со своими родственниками, состоящих из одной семейно-родственной группы (несел, йах). Целую неделю ходят друг к другу поминать.

Поминальная пища состоит из куриного супа, в традиционных мучных изделиях, каши, сыра, пива.

Ритуальные блюда присутствую и на новогоднем празднике (сурхури). В основном пекут йава (колобок).

Поминальная трапеза до 40 дней в нашей деревне проводится, и проводилась раньше, по языческому обычаю. Поминают в каждую субботу, топят баню, и когда все члены выкупаются, оставляют для умерших тазик с водой, мыло, ковшик и веник.

В ней сохраняются старинные элементы приготовления пищи и обязательно свежее домашнее пиво. Сопровождаются небольшим жертвоприношением (режут курицу). А в сороковой день собирается вся родня и до 12 ч. ночи обязательно должны сходить на кладбище, как бы приглашая дух усопшего на последний праздник и совершить поминальную трапезу, а потом все родственники до утра ходят по родным, угощаются, на следующий день в 12 ч. дня провожают дух покойного за околицу – это называется хутшантарни (присоединение). Собравшиеся , называя имена ранее умерших и недавно усопшего вполголоса произносят: «Мы вас вспоминаем, мы с вами, будьте довольны угощением, ходите вместе, вместе живите». И поют грустную песню, затем с горки, с нехоженого места катят вареное яйцо.

Пасхальная поминальная трапеза тоже проводится вместе со своими родственниками. В ней до сих пор сохраняются старинные элементы приготовления блюд по языческому обычаю. На следующий день после пасхи мужчины старшего возраста с молодежью выходят на серен. Для этого заранее готовят пилеш хулли (рябиновый прутик). Подходя к каждому двору, они стучат в калитку прутиком и кричат: «Серен!Серен! Чир-чер кайтар!» Как бы выгоняя все болезни. А хозяева к их приходу готовят два яйца и ватрушку. С собранными продуктами они выходят за околицу (с востока на запад), выкладывают все собранное на чистый белый платок, все садятся в круг и поминают. Разжигают костер, в ней сжигают все рябиновые прутики, снимают с себя всю верхнюю одежду, и стряхивают, как бы отгоняя все болезни, перепрыгивают через костер, очищаются. После всего идут домой.

Таким образом. В основе своей национальная кухня и особенно обрядовые трапезы сохраняют немало традиционных черт. Наряду с исконно национальными блюдами, способами угощения, прослеживаются и заимствованные у других народов элементы. Заимствованными можно считать некоторые мучные блюда, чай с молоком, блюда из мяса, жиров.

Относительно национального костюма следует отметить, что функциональное использование его в качестве повседневной одежды ослабло, и он бытует сегодня только у женщин старшего поколения.

Для участия в художественной самодеятельности и на свадьбах национальный наряд надевают во всех возрастных группах. Существующие на современном этапе традиции в народной свадебной одежде не затухают.

Творчество чувашских умельцев, проживающих в Аургазинском районе, по своим традициям не отличается от искусства народных мастеров Чувашии. В наши дни они прослеживаются особенно в крестьянском зодчестве. В селе Ново-фёдоровка десятки домов, приусадебных построек, ворот, гаражей сооружены из белого силикатного и красного кирпича. В числе признанных мастеров крестьянского зодчества В. А. Коротков, В. В. Ларионов, В. В. Потапов. Многие дома имеют по несколько комнат, веранд. По желанию домовладельцев или совету мастера, фронтоны изб украшены орнаментированными окнами, наружные стены покрыты красно-белыми узорами. Для наших односельчан сооружение из кирпича считается признаком зажиточности.

Настоящее искусство проявляют односельчане и в строительстве домов из дерева и в их украшении. Такими являлись Карпов Н. П. , Карпов Илья В. , Васильев С. А. . Продолжением этой традиции является молодой резчик по дереву Карпов Игорь Л.

Настоящим искусным мастером своего дела является Архипов Валерий Николаевич. Он изготавливает столы, стулья, шкафы, гардины из дерева, различные расписные фигурные предметы.

Среди населения продолжает развиваться вышивка, но молодёжь выполняет свою работу гладьевым швом. Настоящими мастерами своего дела являлись Васильева В. А. , Федорова А., Прокопьева А., Ларионова Х., Кузьмина Н. Ткачи ковров, паласов и дорожек: Лаврентьева М., Алексеева В. А., Алексеева М. Н., Алексеева М. Г. одна из таких мастеров Ефимова Надежда создает произведения не только для украшения своего дома, но и для подарков детям, родственникам и близким. Мастерицы нитки прядут сами, при крашении пользуются специальными красителями. Почти все женщины старшего возраста ткали ковры и паласы на продажу. Узоры мастерицы заимствуют со старинного костюма. Есть у нас мастера, изготавливающие головные уборы, перевязь-тевет, и т.д. Бисер и монеты покупные , но наряду с покупными материалами, на украшениях нередко можно увидеть и старинные монеты. Практически каждая семья имеет хушпу. Женщины и девушки надевают эти уборы во время свадеб. Настоящее большое искусство вкладывает в создание украшения (хушпу и тухья) мастерицы Иванова Надежда, Архипова В.В., Петрова В.Н., Ефимова М.Н, Ефимова Елизавета Р., Иванова Е.П., В вышивании бисером и нитками отличаются Иванова М.В. и Игнатьева Ольга Максимовна.

Народное декоративно-прикладное искусство сельчан является составной частью социальной и культурной жизни села. Большую роль в воспитании подрастающего поколения на народных традициях и обычаях играет школа. В местной школе организован танцевальный кружок мальчиков и девочек, которые в национальных костюмах часто выступают перед населением. Костюмы стараются изготовить сами. Руководитель Ефимова А.В.

В 70 года 20 века коллектив художественной деятельности, занявший призовое место в районе удостоился права выступать в передаче Башкирского телевидения. Участвовали учителя Беловы Василий Дмитриевич и Елизавета Никифировна, Семенова Валентина Васильевна. Степанов Анатолий Федорович, Васильев Иван Николаевич.

Сохранились в нашей деревне старинные, обрядовые и застольные песни. Ещё можно выделить виды песен, несущие очевидные следы взаимодействия с традиционной музыкальной культурой других народов населяющих наш район. Это татары, русские, мордва. Среди гостевых песен есть и песни с татарскими напевами.

В приуроченных жанрах чувашского и татарского фольклорного мелосов прослеживается в плясовых песен. Таковы хороводные (вайа ташламаллисем)_ и свадебные (туй таша такмакесем).

 

 

Ими гордится село.

Сегодня новые поколения Новофёдоровцев прославляют родное село своим самоотверженным трудом. Они служат ярким примером для молодых земляков. В числе их передовики с/х – председатель колхоза «Красная Башкирия» Архипов В. Н. 1937 года рождения, окончил БГСИ, а 19650-77 годы работал ветврачом колхоза. С 1971 года - председатель колхоза . в 1992 году присвоено звание «Заслуженный работник». Имеет почетные грамоты исполкома райсовета Аургазинского района и президиума Верховного Совета БАССР.

Васильев Василий Н. – гл.агроном колхоза «Красная Башкирия» и колхоза «Россия» 1950 г.р., окончил БГСИ с Красным дипломом. С 1976 года по 1994 г. главный агроном колхоза. Награжден почетными грамотами исполкома райсовета Аургазинского района и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР за успехи, достигнутые в выполнении заданий 10 пятилетки, и соцобязательств по увеличению производства и продажи государству продуктов земледелия. В 1987 году награжден медалью «За трудовое отличие» Указом Президиума Верховного Совета СССР. Скоропостижно скончался в 1994 году.

Орлов Г.З. – 1943 г р., окончил Стерлитамакский строительный техникум, Уфимский нефтяной институт. Долгие годы работал мастером и затем директором кирпичного завода «Керамика». В настоящее время работает директором завода «Ажемак». Является полномочным представителем Чувашской республики в Башкортостане.

Петров М.Л. – родился в 1932 году, окончил СГПИ, участник войсковых учений с испытанием атомной бомбы в 1954 году. 32 года проработал директором школы. Имеет награды: знак «Отличник народного образования РСФСР», награжден почетными грамотами РОНО и министерством просвещения РСФСР, БАССР.

Дмитриева А. А. – родилась в1927 году. Окончила СГПИ. В 1944-47 гг. работала учительницей в Ново-Фёдоровской семилетней школе. В 1947-50 гг.- в райкоме комсомола , 1955-63гг. –инспектором и Стерлитамакского районов. С 1965-71гг. работала заведующей Аургазинского РОНО, с 1971 по 1980 гг. работала секретарем Аургазинского райкома КПСС. Имеет следующие награды: 2 ордена Знак почета, семь медалей СССР и почетные грамоты министерства просвещения РСФСР, БАССР, Знак «отличник народного просвещения» РСФСР.

Карпов Д.Н. – 1945 г.р. окончил БГУ, в 1973 году защитил кандидатскую диссертацию, кандидат биологических наук. С 1973 года - декан педагогики и методики начального обучения в СГПИ. В 1986 году присвоен звание «Заслуженный учитель БАССР». Опубликовал более 70 научных работ.

Степанов П.И. – 1942 г.р. Окончил Салаватский индустриальный техникум, Чув.ГУ. С 1969 года по 1995 г. работал старшим научным сотрудником Чув.ГУ.Кандидат технических наук. Опубликовал 46 научных работ. Скоропостижно скончался в 1995 году.

Иванов В.Н. – 1933 г.р. Окончил БГУ, аспирантуру в Москве, кандидат физических наук. Работает в научно-исследовательском институте ядерной физики в г.Обнинске. Ведущий специалист. Опубликовал более 80 научных трудов.

Петров Сергей Семенович – 1960 г.р. кандидат биологических наук, преподаватель СГПИ г. Стерлитамак

Карпова Наталья Степановна - преподаватель СГПА г.Стерлитамак

 

 

Почетные звания

 

Архипов Владимир Николаевич - 1936 г.р. «Заслуженный работник сельского хозяйства РБ»

Алексеев Илья Трофимович - «Заслуженный работник сельского хозяйства РБ»

Волков Илья Иванович - 1936 г.

орден «Трудового Красного Знамени» (1971г)

Карпов Валерий Александрович 1952 г.р. орден «Трудовой Славы III степени» (1986)

Петров Вадим Федорович 1941 г.р. орден «Знак Почета» -( 1976 г )

Петров Василий Иванович 1951 г.р. орден «Трудовой Славы III степени» (1979) г.

Васильева Марфа Степановна орден «Знак Почета» (1971)

 

 

Афганская война и война в Чечне тоже не обошла стороной наше село. Есть у нас воины-интернационалисты, которые служили и воевали в Афганистане и в Чечне.

Ефимов Н.А. – 1962 г.р. , 1980 году призван в ряды Советской Армии. С 1980 по 1982 г. службу проходил в качестве механика - водителя БМП.

Гаврилов А.М. – 1966 г.р. с 1984 по 1986 гг. служил в Афганистане в качестве наводчика – оператора БМП –2.

Дмитриев В.Н. – 1964 г.р. в 1983-85 гг. служил в Афганистане, водителем КАМАЗа, возил грузы по горным ущельям.

Прокопьев А.В. – 1975 г.р. С 1994 по 96 год служил в рядах Российской Армии в составе внутренних войск в г.Ростове. С декабря 1994 по апрель 1995 г.воевал в Чечне в качестве заместителя командира взвода.

Михайлов Н.В.-1923 г. р. Во время войны служил в ВВС, с 1952-1963 гг.служил в особой секретной части КГБ СССР, С 1963 по 1979 гг. – председатель горсовета г.Никополя. Днепропетровской области.

 

 

Петров Владимир Поликарпович - 1947 г.р. подполковник милиции Бижбулякского РОВД, начальник милиции.

Григорьев Владимир Витальевич - майор милиции

Алексеев Григорий Тимофеевич – 1965 г.р. окончил Уфимский юридический институт, майор милиции Аургазинского РОВД, помощник начальника отдела

Ларкин Николай Александрович - 1959 г.р. - майор милиции Мелеузовского РОВД, г.Мелеуз.

Григорьев Василий Николаевич – 1952 г.р. подполковник милиции Мелеузовского РОВД, г.Мелеуз

Васильев Виталий Николаевич – 1952 г.р. – подполковник военно-космических сил РФ

Никитин Владимир Николаевич – 1926 г.р. – подполковник, служил в Москве, окончил военно-финансовое училище.

Петров Сергей Владимирович 1957 г.р. место службы г.Ульяновск, звание майор.

Карпов Демьян Романович – подполковник медицинской службы. Служил в Германии, Грузии. Работал в Уфимском гарнизонном госпитале г Уфа.

Игнатьев Виктор Федорович – звание подполковник, живет и работает в г.Кумертау.

Михайлов Федор Владимирович – 1962 г.р. окончил БГУ, звание майор, сотрудник ФСБ, г.Уфа

Дмитриев Николай - майор милиции, г.Мелеуз.

 

Есть среди нас и мастера спорта.

Алексеев Н.И. - мастер спорта СССР по легкой атлетике, многократный чемпион БАССР, участник многих Всесоюзных и Международных соревнований. Окончил Ленинградский институт физкультуры, работает тренером.

Карпов И.В. – мастер спорта по тяжелой атлетике, участник многих республиканских и всесоюзных соревнований. Окончил Ленинградский институт физкультуры. Работал тренером в школе № 102 г.Уфы, трагически погиб в 1999 г.

Федотов В.В. – мастер спорта СССР по легкой атлетике (биатлон), участник всесоюзных и международных соревнований. Окончил Московский физкультурный институт. Работает тренером в г.Чебоксары.

 

Наше село гордится и медалистами.

 

Первый медалист нашей деревни Степанов Василий Иванович. Окончил Новофедоровскую 7-летнюю школу с отличием, Тряпинскую СШ серебряной медалью «За отличную учебу и примерное поведение».

Архипов Вячеслав Георгиевич в 1994 году окончил школу серебряной медалью. Закончил УГНИ. Учится в аспирантуре., оставлен на кафедре.

Гаврилов Василий Витальевич - в 1996 году окончил школу серебряной медалью. Учится в УТИСе , на факультете менеджмент, в сфере техники.

Германов Анатолий Владиславович в 1998 году окончил школу серебряной медалью. Учится в БГУ на факультете физики и технологии по оптической связи, на 2-м курсе.

В 2002 году окончили школу с серебряной медалью:

- Алексеева Эльза Юрьевна (учится в СГПИ)

- Карпов Максим Степанович (учится в БНГУ)

- Кузьмина Анна Сергеевна (учится в БГПУ)

- Игнатьев Артем Валерьевич (учится в БГПУ)

 

В 2003 учебном году Алексеев Артем Владимирович окончил школу с серебряной медалью. Учится в БГУ.

 

В 2005 году окончил школу Золотой медалью Кузьмин Иван Сергеевич, поступил в военно-медицинскую академию г.Санкт-Петербург.

 

Знаменательные даты в истории села:

 

100-летие деревни в 1964 году, 100-летие школы в 1991 году

100-летие п.Дубровка в 1998 году

В декабре 2001 года Новофедоровской школе исполнилось 110 лет

В настоящее время ( в 1997 г) открыт временный Дом молодежи, вместо начатого Дома культуры – долгостроя.

 

2006 г Новофедоровской школе 115 лет

 

2006 г 195 лет д.Новофедоровка

 

2006 г. Достроен памятник погибшим воинам Великой Отечественной войне 1941-45 гг.