Великая отечественная война.

1 сентября 1939 года начинается Вторая Мировая Война. В 39-м году Вермахт и Красная Армия проводят совместный парад по поводу захвата Польши. Дальнейшее завоевание Прибалтики.

СССР активно готовился к войне, причем не к оборонительной. Германия объявила войну. 22 июня посол вручил ноту Молотову. В ноте была указана причина — превентивный удар, т.е. в целях обезопасить себя от удара СССР. А такая опасность была, поскольку на границе СССР (а к 41-му году возникла фактическая общая граница между Германией и СССР) были скоплены огромные военные силы. Но почему было поражение у СССР в начале? Для того, чтобы был успех в нападении необходимо иметь трехкратное численное преимущество. Но кадровая Армия СССР — около 5 млн. У Германии — 1,5 млн. У Германии 3,5 тыс. танков. У СССР на границе — 10 тыс. На территории СССР всего около 24 тыс. танков. Самолетов у Германии — 3,5 тыс. У СССР — 25 тыс. При этом уровень разработок у СССР намного выше. У нас часть танков была оборудована дизельными двигателями, чего не было ни у кого. Правда в наших танках не было комфорта. Но наши войска массово сдавались в плен, оставляли рубежи, которые должны были оборонять. Танки «массово ломаются». Осенью 41-го года в немецком плену оказалось 3,5 млн. советских солдат и офицеров. Часть пленных (из нац. окраин) отпускали домой, часть перешли на сторону Вермахта. Это происходило потому, что никто не понимал, за что они воюют, население не хотело воевать за Советскую власть.

Государству пришлось идти на глубочайшие перемены во внешней и внутренней политике. Государство было на гране краха и не потому, что не хватало ресурсов. Ресурсов было очень много. Немцы вели мудрую политику: они, видя, что население встречает их не враждебно, а с радостью (например, в Прибалтике и Западной Украине), разрешали открывать церкви, брать земли, расформировывали колхозы. Политика СССР меняется: она с интернациональной меняется на национально-освободительную: мы освобождаем родину от фашистских оккупантов. Патриотические настроения. Отсюда религиозные послабления, в том числе в отношении протестантов. Церкви начинают участвовать в помощи фронту. Баптисты купили санитарный поезд. В 1935-м году прекратил свою деятельность союз Б. ЕХ формально существовал, но только на бумаге. Но с началом войны возобновляется деятельность союзов. Некоторых возвращают из ссылок. «СВБ» формально еще работал, но фактически не вел деятельности. Государство прекращает антирелигиозную деятельность. Это было связано с тем, что такая политика оказалась бесполезной (возможно, лучше контролировать, чем пытаться уничтожить. Тем более, что уничтожить невозможно), а также с войной. Сталин, разумеется, не стал «добрее». Но в отношении религии прежними методами не работал. Политика меняется. Во время войны происходит узаконивание религиозных движений.

В 43-м году восстанавливается Патриархия (с помощью военной авиации экстренно и быстро созвали собор (примерно, за неделю)), в 44-м создается союз ЕХБ. Сталин создает это объединение. Тех, кто еще остался жив, собирают и предлагают объединиться. Это тоже произошло очень быстро. В чем заинтересованность Сталина? Возможно, союзники давали на Сталина (американцы, англичане), но это не главный аргумент (Сталин часто не шел на компромиссы, например, история с бомбардировщиком Б-29). Вероятно, главная причина — предыдущая политика, попытка борьбы с инакомыслием оказалась безуспешной. Был создан совет по делам православной церкви и совет по делам религиозных культов, с институтом уполномоченных. На местах из партийного аппарата ставился человек, который осуществлял контакт между общинами и органами власти. Был центральный аппарат и были отделы при местных органах власти по каждому из регионов: посредники между властью и религиозными движениями (не только христианами). Была открыта возможность свободной регистрации.

Руководители союза были поставлены в очень трудное положение, приходилось «прогибаться» под власть. В августе 1945 года к этому союзу присоединили пятидесятников. Единую структуру легче контролировать.

Характер работы уполномоченных по делам религиозных организаций определялся не законами, а внутренними инструкциями, выходившими под грифом «секретно». Очень много зависело от личностей уполномоченных.

Каков характер созданного союза? С одной стороны он был создан неестественным образом. С другой стороны — после стольких тяжелых лет гонений никто уже не думал о различиях о ЕХ и Б. Кроме того, поскольку баптисты всегда были менее лояльны к власти, их лидеров почти не осталось.

Какова структура союза? Она копировала структуру партийной власти: наверху председатель, совет, на местах — региональные представители (старшие пресвитеры). Это чистая вертикаль власти. Это наиболее органичный вариант для ЕХ. Б почти не было, да и спорить было не время. Старшие пресвитеры — те, кто проводят в жизнь решения совета и являются наблюдателями на местах. Такая система не предполагала автономию церкви. Власти нужно было управляемое религиозное движение.

С пятидесятниками было достигнуто соглашение о том, что на богослужениях языки не практикуются, а в личном поклонении (дома) допускаются. Но этот союз с 50-ми был искусственным и некомфортным. Часто 50-ки проводили альтернативные богослужения. До 1949 года — годы активной регистрации общин. После 49-го года регистрация прекратилась. Зарегистрированные общины могли официально, на законных основаниях проводить богослужения. Таким образом, власть пошла хитрым путем: часть общин зарегистрировала, часть нет, создав тем самым внутри союза предпосылки к ослаблению и конфликтам. Кроме того, власть столкнулась с еще оной проблемой: рост религиозных настроений во время и после войны, активный численный рост членов церквей.

Объединение само по себе — это хорошо. Но власть делала все, для того, чтобы это объединение работало на те цели, которые ставила власть: тотальный контроль.

До конца сталинского периода (до 53г.) гонений на верующих больше не было. Но был тотальный контроль (с начала войны). Если бы война развивалась по-другому, политика, вероятно, все равно бы поменялась. СВБ показал неэффективность. РПЦ сотрудничала с немцами. В ответ СССР со своей стороны создавал благоприятную обстановку, чтобы не потерять контроль. Некоторые служители РПЦ добивались от немецкой власти возможности проводить богослужения в немецких лагерях для пленных. Официально власть ответила отказом. Но на местах такая возможность была. Стало ясно, что младший офицерский состав знает православные гимны, т.е. верит в Бога. Из этого видно несостоятельность политики СВБ.