Демократия и законность
Без демократических законов, представить развитие демократии невозможно. Если не будет демократических законов, не будет и развития демократии. Борьба за эти законы была и будет очень острой. Сама политическая реформа в нашей стране начиналась с принятия законов. Если бы их не приняли, провести эту реформу было бы практически невозможно. Закрепили в Конституции политический плюрализм – это важнейшее требование развития демократии. В политической сфере – политический плюрализм, нет у нас монополизма. Мы отвергли политический и идеологический монополизм.
Законов очень много, которые напрямую развивают политическую демократию, но она может быть и не политической, а производственной. В трудовом кодексе не отражается разве развитие производственной демократии. Там много правовых норм, определяющих развитие производственной демократии. Юристы всегда из этого исходят, что Трудовой кодекс должен обеспечивать развитие производственной демократии, чтобы отношения внутри трудового коллектива, с работодателями, строились на основе принципа, что демократия без законов развиваться не может. Настолько они органично связаны. И с другой стороны – демократия – это важнейшая гарантия прав и свобод граждан. Нет власти народа, где эти права и свободы потеряли всякий смысл. Кто их будет осуществлять? Тоталитарный режим не заинтересован в осуществлении этих прав и свобод. Там нет этих политических гарантий.
Демократия бывает: представительная, непосредственная. Это две формы демократии. Законы служат тому, чтобы эти две формы развивались
Референдум это институт прямой непосредственной демократии. Выборы, парламент представляют представительную демократию. Законы развивают принципы и представительной и непосредственной демократии.
Возьмём местное самоуправление. Понятно на уровне деятельности органов местного самоуправления очень эффективно будет развиваться непосредственная демократия. Её легче развивать в городе, референдумы часто проводить не целесообразно. В США их вообще не проводят общенациональные референдумы. Они решили, что такие референдумы будут раскалывать, а не объединять американское общество. На Украине в результате референдума может наступить раздел Украины: за единую Украину, за федеративную Украину.
На местном уровне бояться нечего. Референдум нужен ли нам метрополитен? Если бы спросили у Казанцев ответ был бы отрицательным. Но его не проводили, а зря, так как он касается насущных жизненных вопросов: города, района, и это правильно. Референдум непосредственная демократия, должен проводиться на уровне местного самоуправления. Законодательная
Демократизм форм и методов осуществления государственной власти является одним из критериев классификации государственных режимов. Они могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские),
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.
Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:
- режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;
- реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;
- создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;
- в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;
return false">ссылка скрыта- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;
- основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;
- государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.
История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентерской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.
Собственно демократический режим(«democratia» - народовластие) – это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. Формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права, и свободы становятся реальными, а не только формальными
Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с исполнительной "властью на местах" создается параллельная система прямого представительства . Общественные органы участвуют в разработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.
Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.