Алгоритм организации деятельности коллектива
Блок | Индивидуальная деятельность | Коллективная деятельность | |||
Целеполагание | Формирование положительной мотивации на участие в деятельности | ||||
Создание условий для осознания ребенком проблемы, которую можно решить, включившись в индивидуальную деятельность по решению общих и личных задач | Определение совместно педагогом и учащимися проблемы, которую можно решить, организовав коллективную деятельность | ||||
Определение целей деятельности | |||||
Создание условий для осознания каждым учеником личной значимой цели | Коллективная разработка системы общих и индивидуальных целей дела | ||||
Проектирование ожидаемого результата деятельности | |||||
Определение перечня возможных личных достижений, планируемого вклада в общий результат | Обсуждение ожидаемых по итогам деятельности коллектива изменений и характеристика результатов совместной работы | ||||
Планирование | Определение содержания деятельности | ||||
Выделение основных направлений работы | Характеристика оптимальных временных границ деятельности на каждом этапе работы и в целом | Графическое представление объема предстоящей деятельности и обозначение основных участков работы | |||
Определение способов деятельности и средств, необходимых для выполнения запланированных работ | |||||
Подбор способов реализации содержания деятельности | Определение перечня необходимых для осуществления работы средств | ||||
Проведение работ | Проектирование и регулирование системы отношений в процессе деятельности | ||||
Характеристика своей позиции в деятельности, обозначение ведущих направлений взаимодействия с другими участниками работы | Графическое представление системы отношений, выделение ответственных на каждом участке работы, установление иерархических и субординационных связей между участниками | ||||
Совместная разработка правил взаимодействия | |||||
Выполнение индивидуальных действий, взаимодействие с другими участниками, согласно разработанным правилам и системе взаимоотношений | Регулирование взаимодействия между участниками деятельности в соответствии с особенностями возраста, пола, возможностями детей и позициями, занимаемыми воспитанниками в системе отношений | ||||
Анализ результатов деятельности | Самоанализ, выделение личного результата и достижений с учетом затраченных усилий Определение перспектив личностного роста на следующий этап деятельности | Коллективный анализ выполненных работ Самоанализ каждым своего вклада в общий результат Определение направлений дальнейшей совместной деятельности | |||
Подчеркнем, что во временном аспекте выделение этапов организации деятельности коллектива весьма условно, но логика их реализации не подлежит сомнению. Ее нарушение, исключение какого-либо этапа ведет к снижению эффективности совместной деятельности школьников, а порой вызывает ее отторжение.
В данном разделе представлен обобщенный вариант организации деятельности детей, проиллюстрированный конкретными примерами. Однако в каждом случае при организации различных видов и форм деятельности имеется своя специфика, набор особых приемов, которые рождаются в процессе совместного поиска взрослых и детей.
Педагогу важно на основе анализа сделать выводы и создать условия для мотивации следующего дела в коллективе.