Канонические нормы, регулирующие духовное окормление умирающих и погребение.

Человеческие души бессмертны. Христианство эсхатологично. Ожидание "воскресения мертвых и жизни будущего века". Отсюда - отноше­ние к смерти, погребению усопших, поминовению их, почитанию святых. При смерти-просящему - Причастие, со испытанием епископа (13-е I Никей.), даже епитимийным (если выздоровеют, то если молился с верными - допускается к церк.молитве, а если был среди «слушающих» - то остается среди них). О неотложной необходимости при­чащать умирающего, находящегося под епитимией - еще и 7-е Карф.; 2-е и 5-е Григо­рия Нисского. Умирающего - причащать во всякое время, по сокращенному чину, условие - ум и память, не упорный грешник. Недопустимо- причащение уже умершего (83-е Трулл.), крещение умершего (26 (18)-е Карф.), отпевание нераскаянных греш­ников, не примирившихся с Церковью, самоубийц. Отпевание (церковных людей), по­гребение на кладбище (священно), в древности это - катакомбы или спец. места (вы­бираются, совершается определенный чин, ограда. Соврем. - хоронят всех, др.исповедания в помест.церквах - каждое в своей ограде). Запрет погребения в церквах, т.к. там останки мучеников, исключение - епископы и царствующие фамилии (329-я гл. сочинения Симеона Солунского "О святых священнодействиях"). Усопшие остаются членами Церкви. Поминовение:за Литургией, панихиды, спец. дни (Радо-ница, Дмитриевская и Мясопустная субботы и др.).