МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КОМАНДИРУ (ИНСТРУКТОРУ)

Отработка техники пилотирования днем в простых метео­рологических условиях является первым этапом освоения вер­толета и служит базой для овладения более сложными вида­ми летной подготовки и боевого применения.

Выполнению вывозных полетов должна предшествовать на­земная подготовка в объеме, необходимом для успешного вы­полнения предстоящих полетных заданий. Особое внимание должно быть уделено проведению тренировок в работе с оборудо­ванием кабины. В процессе тренажа необходимо отрабатывать распределение внимания и действия летчика на всех этапах полета от взлета до посадки, включая особые случаи в по­лете.

Вывозная программа выполняется в такой последователь­ности: полеты в зону, на висение, по кругу. После ознакомле­ния с особенностями техники пилотирования вертолета с одним работающим двигателем летчик представляется для проверки на самостоятельный вылет.

Вывозной полет в зону выполняется в целях ознакомления летчика с устойчивостью и управляемостью вертолета и отра­ботки техники выполнения маневра скоростью, виражей с креном 15° и 30°, спирали с креном 15°, снижения и разворотов на режиме самовращения несущего винта.

Взлет выполняет инструктор, летчик свободно держит уп­равление, наблюдает за поведением вертолета при увеличении мощности двигателей, определяет темп и величину отклонения органов управления, запоминаетрасстояние доземли с высоты1,5—2м и на разгоне скорости.

По пути в зону инструктор показывает летчику выполнение набора высоты, горизонтального полета и разворотов. Если есть время, то до зоны может быть показано и выполнение манев­ра скоростью. После выхода из круга инструктор устанавлива­ет режим набора высоты и передает управление летчику. На заданной высоте инструктор переводит вертолет в горизонталь­ный полет, обращая внимание летчика на особенности дви­жений рычагами управления, и снова отдаетему управ­ление.

Маневрирование скоростью производить в диапазоне 60— 250 км/ч, при этом внимание летчика обращается на особен­ности поведения вертолета и темп изменения мощности дви­гателей.

При выполнении виражей инструктор обращает внимание летчика на координацию действий рулями, сохранение посто­янной величины крена, высоты и скорости, а также на особенности поведения вертолета на правом и левом виражах. Перед выполнением спирали напоминает летчику, что вначале вертолет переводится на снижение (в набор — при восходящей спирали) с заданной вертикальной скоростью, а затем вводит­ся в разворот.

При отработке снижения на режиме самовращения несуще­го винта летчик должен запомнить темп уменьшения общего шага несущего винта, правильно действовать органами управ­ления при выдерживании скорости и направления полета, со­хранять координацию при выполнении разворотов, научиться грамотно переводить вертолет в режим моторного полета.

Вывод вертолета из снижения на режиме самовращения несущего винта в горизонтальный полет должен быть закон­чен на высоте не ниже 300 м. Темп перемещения рычага ШАГ-ГАЗ должен быть таким, чтобы не допустить падения частоты вращения несущего винта менее 92%.

При выполнении летчиком каждого из отрабатываемых элементов инструктор контролирует его действия. Если какой-либо элемент выполняется с большими отклонениями, необхо­димо повторно показать технику его выполнения. При неболь­ших отклонениях можно ограничиться указанием на причину ошибки.

Вход в круг и построение маршрута до третьего разворота выполняет летчик, а расчет на посадку и посадку—инструк­тор. При выполнении расчета на посадку надо обратить вни­мание летчика на моменты ввода вертолета в третий и чет­вертый развороты, перевода на снижение, начала гашения ско­рости. На гашении скорости и посадке летчик свободно держит управление, наблюдает за поведением вертолета и характером действий органами управления.

Обучение висению, подлетам и перемещениям у земли вы­полняется в квадрате для висения размером 100Х100 м или в указанном руководителем полетов месте.

В процессе подготовки к полетам летчик должен изучить схему сил и особенности действий органами управления при отрыве вертолета от земли, вертикальном подъеме, висении, перемещениях, разворотах, снижении и приземлении; порядок распределения и переключения внимания, а также знать воз­можные ошибки, методы их исправления и действия в особых случаях в полете.

Обучение в полете начинается с отработки висения. Отрыв и вертикальный набор заданной высоты выполняет инструк­тор. Перед отделением вертолета от земли инструктор по СПУ напоминает летчику о необходимости перенести взгляд на землю в направлении, параллельном продольной оси верто­лета, и на 10—15 м вперед, а также запомнить темп увеличе­ния мощности двигателей рычагом ШАГ-ГАЗ, характер дейст­вий ручкой управления и педалями для удержания вертолета от разворота и накренения влево.

Отход от земли и зависание инструктор должен выполнять плавно, чтобы летчик мог запомнить действия органами уп­равления. Выполнив зависание, инструктор снимает нагрузки с ручки управления триммерами и передает управление летчи­ку. Во время отработки техники выполнения висения инструк­тор следит за действиями летчика, подсказывает ему по СПУ причины ошибок, а при необходимости берет управление на себя и показывает правильное выполнение элементов полета. Вертикальное снижение и приземление выполняет инструктор.

После того как летчик научится выполнять висение, отра­батываются вертикальный взлет и вертикальная посадка. При первых взлетах и посадках инструктор и летчик управляют вертолетом совместно, а при последующих летчику предостав­ляется все большая самостоятельность.

Затем отрабатываются вертикальные взлет и посадка с бо­ковым и попутным ветром. Скорость бокового и попутного ветра не должна превышать 10 м/с (на Ми-8Т—попутного 5м/с).

При обучении вертикальному взлету, висению и посадке инструктор должен обратить внимание летчика на сохранение направления (по УГР-4УК и ориентиру на земле) и заданной высоты висения, плавность работы рычагом ШАГ-ГАЗ, ручкой управления и педалями, поведение вертолета при увеличении мощности двигателей. Особое внимание следует обратить на недопустимость боковых смещений в моменты приземления и отделения вертолета от земли.

После отработки вертикального взлетами посадки инструк­тор должен показать на высоте 5—10 м технику выполнения перемещений вперед, назад и в стороны. Летчик повторяет вы­полнение указанных элементов до полного усвоения. Затем ин­структор на висении показывает технику выполнения разворо­тов на 90, 180 и 360° влево и вправо. Летчик отрабатывает эти элементы полета.

В дальнейшем инструктор должен показать технику пило­тирования на высотах 5-10 м при полете с левым и правым кругом, при этом особое внимание летчика обратить на дейст­вия органами управления в полете при боковом и попутном ветре. Полёт на этих высотах рекомендуется выполнять на ско­рости не более 10 км/ч. Перед разворотом перемещение пре­кращается, развороты выполняются при зависании в углу квадрата.

return false">ссылка скрыта

При обучении полетам по кругу отрабатываются взлет, маршрут полета, расчет на посадку и посадка.

Взлет и посадка в первых полетах выполняются по-верто­летному, а после усвоения техники их выполнения—по-само­летному. Обучение взлету и посадке следует начинать с пока­за. При этом надо обратить внимание летчика на недопусти­мость боковых смещений в момент отрыва и приземления, со­хранение направления полета и профиля взлета (посадки). При показе маршрута полета летчик должен запомнить моменты начала выполнения разворотов, величину крена, уда­ление от линии посадочных знаков, момент перевода вертолета на снижение. Одновременно летчик совершенствует технику выполнения прямолинейного полета, разворотов и переходных режимов.

Во время показа техники выполнения расчета на посадку инструктор обращает внимание летчика на момент начала га­шения скорости по высоте полета и удалению от места при­земления, а также на особенности гашения скорости в диапа­зоне от 60 км/ч до зависания.

До выпуска в первый самостоятельный полет необходимо ознакомить летчика с особенностями техники пилотирования вертолета с одним работающим двигателем. В дальнейшем в целях поддержания навыков в технике пилотирования по дан­ному виду подготовки целесообразно в течение года давать не менее двух полетов каждому летчику. В контрольных полетах на отработку пилотирования вертолета с одним работающим двигателем инструктор следит за сохранением последователь­ности действий летчика при выключении двигателя, правиль­ностью распределения внимания, выдерживанием режима по­лета и техникой выполнения посадки. В первых полетах лет­чик должен быть обучен выполнению посадки с использовани­ем только взлетной мощности двигателя. В последующем его обучают комбинированной посадке с использованием взлетной мощности двигателя и энергии несущего винта (посадке с уко­роченным пробегом).

Эти, а также первые тренировочные полеты выполняются на незагруженном вертолете.

К полетам с максимальной взлетной массой летчик допус­кается после приобретения твердых навыков в самостоятельных полетах со взлетом и посадкой по-вертолетному и по-самолетно­му. Максимальная взлетная масса определяется с учетом кон­кретных метеорологических условий по номограммам, приве­денным в инструкции экипажу. При подготовке к полету летчик должен изучить особенности пилотирования загруженного вер­толета, знать возможные ошибки и методы их исправления. Во время предполетной подготовки инструктор обращает внимание летчика на проверку размещения грузов в соответствии с цент­ровочной разметкой в грузовой кабине вертолета и их крепле­ние. После выруливания выполняется контрольное висение на установленной высоте в целях определения центровки вертолета и запаса мощности двигателей.

Первый полет на загруженном вертолете инструктор выпол­няет как показной, объясняя свои действия по СПУ, летчик при этом мягко держится за управление. Последующие полеты вы­полняет летчик. При выполнении взлета инструктор обращает внимание летчика на необходимость выполнения зависания на заданной высоте для проверки режима работы и запаса мощности силовой установки, на плавность перевода вертолета на разгон скорости и малый угол тангажа. При выполнении по­садки летчик должен запомнить темп уменьшения вертикаль­ной скорости снижения. В случае необходимости инструктор берет управление на себя для исправления ошибок и показа правильного выполнения слабо усвоенных элементов.

Обучение полетам на площадку можно начинать после отра­ботки техники пилотирования по кругу с максимальной взлет­ной массой.

Взлетная масса для этих полетов определяется по номо­грамме для высоты висения вне зоны влияния воздушной по­душки. При подготовке к полету кроме особенностей выполне­ния полетов с максимальной взлетной массой летчику надо изу­чить способы захода и расчета на площадку, признаки опреде­ления в полете направления ветра, характерные ошибки и меры безопасности.

Первые полеты выполняются на незагруженном вертолете с посадками на площадках без препятствий на подходах, а затем на ограниченные площадки.

После усвоения расчета на посадку, взлета и посадкинаплощадке с зависанием вне зоны влияния воздушной подушки на незагруженном вертолете летчик должен быть обучен вы­полнению этих же элементов на вертолете, загруженном до мак­симальной взлетной массы. При этом особое внимание надо об­ратить на умение летчика определять направление захода на площадку, своевременно и правильно гасить скорость, выдер­живать безопасную высоту прохода над препятствиями, выпол­нять вертикальное снижение (набор) с заданной вертикальной скоростью.

Контрольный полет на допуск летчика к самостоятельной тренировке выполняется на вертолете, загруженном до макси­мальной взлетной массы для фактических атмосферных условий.

Подготовка летного состава маневрированию включает обу­чение в зоне технике выполнения форсированных разворотов, горок, пикирований, разворотов на горке, а также атак назем­ных целей со сложных видов маневров.

Подготовка должна осуществляться планомерно при соблю­дении принципов перехода от простого к сложномус учетоминдивидуальных особенностей летчика.

Если летчик имеет перерыв в пилотировании вертолета в зоне, то он должен восстановить утраченные навыки, обратив особое внимание на отработку виражей (разворотов) с креном 30°. Выполнять их необходимо на скорости 120, 200, 250 км/ч, что будет способствовать усвоению техники выполнения фор­сированных разворотов.

В вывозных полетах каждую фигуру пилотажа рекоменду­ется начинать с показа инструктором техники ее выполнения, при этом особое внимание летчика обращать на положение час­тей кабины вертолета относительно горизонта, темп взятия ручки управления и переключение внимания в процессе выпол­нения фигуры.

Так как левые и правые развороты имеют свои аэродинами­ческие особенности, то отработка выполнения разворотов дол­жна производиться в обе стороны. После усвоения техники пи­лотажа надо показать летчику характерные отклонения и спо­собы их исправления, при этом особое внимание обращать на соблюдение мер безопасности. Если летчик не усвоил какую-то фигуру пилотажа, не следует спешить с выпуском его в само­стоятельный полет, надеясь на то, что в тренировочных полетах он освоит технику ее выполнения самостоятельно. Пока не до­стигнута чистота выполнения летчиком фигур пилотажа без вмешательства инструктора, допускать его к тренировочным полетам нельзя.