Идеология и роль компартии в обществе

Действия Хрущева по разоблачению культа личности Сталина, попытка осмысления истории советского общества по действиям ее субъективных носителей, борьба со сторонниками «вождизма» положили начало процессу перестройки политического сознания масс. Люди не просто сравнивали себя, свои действия и мысли, но и анализировали образ жизни, мышление, поступки своих руководителей. Начинало исчезать чувство неуверенности в себе, страх перед начальником, стало проявляться чувство собственного достоинства.

Хрущев не только лишил ореола неприкосновенности первую личность государства и ее окружение, но тем самым поставил и себя под пристальный взгляд общественности. Однако критическая волна вскоре пошла на спад. В 1959 г. на стадии верстки была остановлена публикация секретного доклада Хрущева на XX съезде КПСС. Доклад в СССР был опубликован лишь в 1989 г.

Сталинское положение об «уже построенном» социализме в СССР, Хрущев в 1959 г. дополнил заявлением о том, что «социализм в СССР победил полностью и окончательно». Таким образом, страна приступала к строительству коммунизма. Стало широко разворачиваться движение за коммунистическое отношение к труду, был принят Моральный кодекс строителя коммунизма, а XXII съезд КПСС в 1961 г. принял новую программу партии — программу построения коммунистического общества. Был принят и новый Устав КПСС, по которому компартия стала считаться «партией всего народа». Однако она продолжала сохранять сталинский характер «ордена меченосцев», предназначенного для сохранения руководящего ядра всего советского общества. Все другие организации — Советы, профсоюзы, комсомол — оставались ее «приводными ремнями», ими руководили ее представители. И несмотря на то, что Хрущев ставил вопросы ограничения сроков пребывания на руководящих партийных постах, о привилегиях номенклатурных работников, считая защитников идеологии людьми, которые «не сеют и не жнут, а только хлеб жуют», дал больше прав партии. Все стороны жизни были под жесткой партийной цензурой.

За теоретическими упражнениями стояла фундаментальная концепция социалистического общества, «монолитного», по сталинской формулировке «морально-политического единства всего советского общества». Она делала незаконным не только покушение на общество, но и любое проявление несогласия. Инакомыслие стало наказываться не только тюремным заключением, но и физическим подавлением.