Цели и задачи аудита КПН

Аудит представляет собой независимую проверку аудиторами и аудиторскими организациями финансовой отчетности и иных документов юридических и физических лиц с целью выражения независимого мнения о достоверности и объективности состояния финансовой отчетности в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан. Главная цель аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об объекте аудита. Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности. Задача аудитора заключается в том, чтобы своевременно предупредить предприятие о необходимости наведения порядка в учете. Аудитор должен и подсказать, как организовать учет и, в случае необходимости, выполнить соответствующие аналитические расчеты, подтверждающие достоверность такого учета. Любой аудитор должен заботиться о долголетнем сотрудничестве с предприятием-клиентом и потому должен стремиться к тому, чтобы год от года на курируемом предприятии улучшалась постановка и повышалась эффективность учета при подготовке и принятии управленческих решений. Аудит играет важную роль в системе управления хозяйствующими субъектами. Занимая промежуточное звено между получением информации и принятием управленческих решений, он является орудием устранения недостатков в работе предприятия и выявления резервов ее улучшения, научного обоснования управленческих решений и, наконец, орудием осуществления всех функций управления. Аудиторские стандарты играют немаловажную роль так как это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности, соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов, аудитор допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого. Значение аудиторских стандартов состоит в том, что при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки, содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений, определяют действия аудитора в конкретных ситуациях. Аудит расчетов с бюджетом, также как и любой другой аудит, подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является выражение мнения о том, составлена ли финансовая отчетность по всем существующим аспектам в соответствии с установленными требованиями. В начале аудиторской проверки необходимо ознакомиться с финансовой информацией о клиенте – годовыми и промежуточными отчетами, различного рода документацией и т.п. Подробную информацию о компании и ее руководстве можно получить от обслуживающего ее банка, юридических и физических лиц. Наиболее ценный источник информации – это аудитор, услугами которого ранее пользовался потенциальный клиент. Немаловажное значение имеет информация о вероятных рисках при обслуживании клиента и степени независимости аудиторской фирмы по отношению к возможному субъекту. Этот этап планирования необходим для адекватного проведения проверки. Лишь обладая достаточными знаниями о бизнесе клиента, отрасли в целом и его положении в отрасли, можно эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку. Аудиторам важно иметь представление об экономических условиях функционирования компании. Целесообразно проанализировать влияние на бизнес клиента изменений в законодательстве. Знание основных экономических факторов, под воздействием которых находится бизнес клиента, позволяет делать различного рода прогнозы, объяснять те или иные поступки клиента. Определенную пользу может принести отраслевая информация. Особенно важно учитывать наличие значительных изменений в целом по отрасли, соотношения расширения или сужения деловой активности клиента в соответствии с динамикой в отрасли, подверженность отрасли циклическим колебаниям, надежность источников сырья. Своевременному выявлению возможных проблем, связанных с проверкой, способствует информация о конкурентной среде, в которой функционирует компания-клиент. Необходимо серьезное изучение практики учета, принятой в данной отрасли, и рассмотрение вопроса об использовании клиентом нетипичной для отрасли системы учета. Детальное ознакомление с бизнесом клиента и положением в отрасли помогает выделить наиболее важные области аудиторской проверки – оценку степени риска и выявление природы ошибок, определение возможных проблем и нетипичных операций и т.д. Для этого необходима информация как о внешних факторах, находящихся вне контроля руководства компании-клиента, так и о внутренних. Определение воздействия указанных факторов в прошлом и прогноз на будущие периоды является инструментом выявления требующих особого внимания статей бухгалтерской отчетности для оценки целесообразности и правомочности учетных операций. Если аудиторская фирма работает с клиентом в течение ряда лет, следует обратить внимание на изменения упомянутых факторов и провести сопоставление с предшествующими периодами. Подобные изменения могут, как снизить аудиторский риск, так и повысить вероятность возникновения существенных ошибок. Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе. Аудиторские организации обязаны вычислять уровень существенности, беря определенную долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности. Уровень существенности обязательно должен применяться на этапе планирования, выполнении конкретных аудиторских услуг, а также на этапе завершения аудиторской проверки при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности. Результаты проводимых аудиторских организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как эти результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита. Для более точного представления о клиенте аудитору необходимо ознакомиться с внутренней системой контроля на предприятии. Внутренний аудит можно рассматривать как систему внутреннего контроля и систему мер безопасности предприятия с целью сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности предприятия. Он включает совокупность планов предприятия, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства предприятия. Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение предприятия и подчиняется руководителю предприятия. Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными: проверка правильности ведения бухгалтерского учета; проверка правильности ведения счетов по расходам и доходам предприятия (правомерность отнесения расходов на, те или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность списания расходов по счетам и т. д.); проверка законности выполнения отдельных операций и др. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки. В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности. Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и частном секторе. Задача внутреннего аудита - помочь соответствующим работникам выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Внутренний аудитор проверяет бухгалтерскую информацию и ее достоверность. Внутренние аудиторы отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют прямые связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями. Особого внимания требуют к себе операции, связанные с налоговым обложением. Зарубежная и отечественная практика показывают, что в этой области, более чем в какой-либо другой, встречаются злоупотребления (сокрытие или приуменьшение прибыли, просрочки в погашении задолженности бюджету и др.). Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными. Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции. Поэтому предпочтительно, если комплексная оценка налогов и налоговых платежей заказана аудитору как отдельный аудит. Задачи при проведении аудита расчетов с бюджетом ТОО «AvtoStroyGroup» требуют выяснения следующего:

return false">ссылка скрыта

- полноты и правильности определения налогооблагаемой базы;

- правильности применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических расчетов при исчислении платежей;

- законности и обоснованности произведенных вычетов, и применение льгот при уплате налогов;

- полноты и своевременности уплаты налогов и платежей в бюджет;

- правильности составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;

- правильности составления и своевременности представления в налоговый комитет форм налоговой отчетности по видам платежей;

- правильности ведения аналитического и синтетического учетов по расчетам с бюджетом.

Учитывая эти задачи, необходимо проверить:

· обеспечение системы налогового учета клиента, ее соответствия законодательству Республики Казахстан;

· корректировку (разработка) положений учетной политики для целей налогообложения;

· контроль эффективности работы поставленной системы налогового учета;

· рекомендации по исправлению допущенных неточностей и нарушений;

· оценка налоговых рисков (возможных последствий не исправления выявленных нарушений).