Примерные вопросы к экзамену
1. Социально-экономическая обусловленность характера отношения общества к аномальным детям. Основные этапы ее развития.
2. Отношение к аномальным детям в древности и в среднем веке.
3. Формирование научных взглядов на психическую деятельность человека.
4. Новый характер отношения к аномальным лицам в эпоху Возрождения.
5. Учение Эскироля о слабоумии.
6. Зарождение науки об обучении и воспитании слабоумных.
7. Медицинское, филантропически - христианское и педагогическое направления в оказании помощи слабоумным. Их общая характеристика.
8. Влияние великой Французской революции на новый характер отношения общества к аномальным лицам.
9. Активизация общественной помощи слабоумным и развитие учения о слабоумии во второй половине 19 - начале 20 в.в.
10. Анатомо-морфологическое и этиологическое направление в изучении слабоумия.
11. Психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности.
12. Психолого-педагогическое и социологическое направления в изучении слабоумия.
13. Основатели немецкой лечебной педагогики. Её принципы и содержание.
14. Основные причины антигуманного отношения к слабоумным.
15. Эдуард Сеган и его врачебно-педагогическая система воспитания слабоумных.
16. И.И. Гугенбюль. Пропаганда практики обучения и воспитания слабоумных.
17. Первые этапы воспитания и обучения умственно отсталых детей в Германии.
18. Возникновение и развитие вспомогательных классов в Германии. Деятельность К. Керна и Г. Штецнера в объединении усилий врачей и педагогов в деле оказания помощи слабоумным детям.
19. Маннгеймская система обучения детей в Германии.
20. Вспомогательная школа Германии после первой мировой войны.
21. Воспитание и обучение умственно отсталых детей в Германии после второй мировой войны.
22. Первые мероприятия по оказанию помощи слабоумным в Англии.
23. Английская специальная школа конца 19-начала 20 в.в.
24. Английская специальная школа после второй мировой войны.
25. Учреждения для глубоко умственно отсталых детей во Франции. Деятельность Бурневиля.
26. Развитие теории и практики специальной педагогики во Франции в конце 19 - начале 20 в.в. Деятельность А. Бине, Т. Симона, Э. Филиппа, Поль -Бонкура.
27. Первые мероприятия по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в европейских государствах. Деятельность Демора, Декроли, М. Монтессори, Санте де Санктиса.
28. Первые мероприятия по оказанию помощи слабоумным в США.
29. Современные взгляды американских дефектологов на природу слабоумия.
30. Практика обучения и воспитания слабоумных детей в США
31. Роль международных организаций в совершенствовании форм и содержания помощи умственно отсталым детям и подросткам. Анализ основных международных документов к защите детства.
32. Первые практические мероприятия по обучению и воспитанию слабоумных детей в России.
33. Общественно-педагогическая деятельность В.П. Кащенко, анализ содержания работы его школы-санатория.
34. Влияние русского революционно-демократического движения на формирование гуманного отношения русского общества к слабоумным.
35. Формирование и развитие сети учреждений для глубоко
умственно отсталых детей в России. Деятельность Е.К. Грачевой.
36. Первые русские съезды по народному образованию в дореволюционной период их влияние на развитие оказания помощи аномальным детям.
37. Врачебно-педагогическое направление в оказании общественной помощи слабоумным в России. Анализ деятельности учреждений Маляревских.
38. Вспомогательные классы и школы для умственно отсталых детей в России. Деятельность МП. Постовской.
39. Краткая характеристика этапов развития советской олигофренопедагогики.
40. Первые мероприятия советского государства по борьбе с дефективностью и беспризорностью.
41. Государственная политика советского правительства по отношению к аномальным детям.
42. Влияние 1-го Всероссийского съезда по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью на теорию и практику советской олигофренопедагогики.
43. Реализация принципа коррекционной направленности в обучении умственно отсталых детей.
44. Развитие системы специального образования в СССР: теоретические и практические аспекты.
45. Становление теоретических основ специальной педагогики в СССР в 30-е годы.
46. Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних в СССР СПОН.
47. Организационное укрепление вспомогательной школы после второго съезда СПОН.
48. Роль А.Н. Граборова в развитии советской специальной педагогики.
49. Роль Л.С. Выготского в развитии теоретических основ дефектологии.
50. Основные причины утраты вспомогательной школой своей специфики в 30-е годы.
51. Теория и практика педалогики, ее влияние на вспомогательную школу. Деятельность П.П. Блонского.
52. Влияние педологии на развитие специального образования в СССР в 20-30-е годы.
53. История развития высшего дефектологического образования в СССР. Система подготовки дефектологов на современном этапе.
54. Тенденции развития специального образования в СССР в послевоенный период.
55. Кризис вспомогательной школы 80-е годы.
56. Характеристика современного этапа в развитии форм помощи умственно отсталым детям и подросткам в России.
57. Формирование учения об анатомо-морфологической и патофизиологической основе слабоумия в СССР.
58. Развитие специальной психологии для формирования основ коррекционного воздействия на умственно отсталого ребенка.
59. Разработка проблем трудового обучения в советской олигофренопедагогике.
60. Разработка проблемы дифференциации в советской олигофренопедагогике.
61. Совершенствование и содержание помощи умственно отсталым детям и подросткам в России в конце 20-начале 21 в.в.