Дипломатия Москвы в 1920-е годы

 

После ликвидации основных фронтов Гражданской войны одной из основных задач молодой советской дипломатии продолжала оставаться организация мирного сосуществования с капиталистическим окружением. Власти Советского государства согласились в начале 1922 г. на приглашение Верховного совета Антанты принять участие в международной конференции по проблемам послевоенного экономического сотрудничества.

Данная конференция, в которой приняли участие делегации 29 государств, проходила в апреле–мае 1922 г. в итальянском городе Генуя. Делегацию РСФСР в Генуе возглавлял Г. В. Чичерин. На конференции не были разрешены принципиальные экономические противоречия между Англией, Францией и их союзниками с одной стороны и Советской Россией – с другой. Если страны Антанты требовали от РСФСР погасить кредиты царского и временного правительств, то советские дипломаты в ответ говорили об ущербе, нанесенном России иностранной интервенцией.

Генуэзская конференция явилась успехом отечественной дипломатии, так как именно в ее рамках в местечке Раппало 16 апреля 1922 г. был подписан советско-германский договор. Он предусматривал восстановление дипломатических отношений, взаимный отказ от возмещения военных убытков и интенсификацию торговых отношений между двумя странами. Впервые после окончания Гражданской войны Советское государство установило дипломатические отношения с державой мирового значения. Раппальский договор имел поистине историческое значение для Советской власти; ведь он рассматривался как прорыв дипломатической изоляции молодого Советского государства.

Политика мирного сосуществования, проводимая Кремлем, принесла свои плоды. Уже после образования Советского Союза, в середине 1920-х гг. следует так называемая полоса признаний СССР со стороны ведущих капиталистических государств. В феврале 1924 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Англией. Вскоре с нею был подписан торговый договор. В феврале 1924 г. было заключено соглашение об установлении дипломатических отношений между СССР и Италией, а также подписан советско-итальянский договор о торговле и мореплавании. В мае 1924 г. были установлены официальные отношения с Китаем, в октябре того же года – с Францией. В январе 1925 г. было достигнуто соглашение об установлении дипломатических отношений между СССР и Японией. В середине 1920-х гг. Москва установила дипломатические отношения со многими малыми государствами Европы и рядом латиноамериканских республик. Благодаря данным соглашениям в середине 1920-х гг. заметно увеличился внешний торговый оборот Советского государства, возрос международный престиж СССР.

Следует отметить, что из всех крупных европейских держав наиболее интенсивно в 1920-е гг. СССР развивал отношения с Германией. В октябре 1925 г. с нею был подписан широкомасштабный торговый договор, по которому Берлин предоставил Москве кредит в размере 100 млн марок. Развивались и политические связи СССР и Германии, что обуславливалось желанием обеих стран усилить позиции на международной арене. После долгих переговоров 26 апреля 1926 г. был подписан Берлинский договор между СССР и Германией о ненападении и нейтралитете. В случае нападения на одно из государств СССР и Германия обещали сохранить военный и экономический нейтралитет. Германия обязалась не поддерживать международные антисоветские санкции. Договор был заключен сроком на пять лет. После подписания Берлинского договора интенсифицируются военно-технические контакты между двумя странами; несмотря на существовавшие идеологические противоречия, Советский Союз оказал Германии косвенную помощь в перевооружении и модернизации ее вооруженных сил.

Москва рассматривала советско-германский договор о ненападении и нейтралитете как возможную модель взаимоотношений с соседними восточноевропейскими государствами. Еще в начале 1920-х гг. Советское государство неоднократно предлагало Польше, Румынии, Финляндии, прибалтийским странам заключить комплексное соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений. Во второй половине 1920-х гг. СССР выступил с серией предложений, направленных соседним европейским странам, о заключении пактов о ненападении. Однако в результате давления Лондона соседи СССР проигнорировали данные инициативы. Лишь Литва в сентябре 1926 г. пошла на подписание с СССР договора о нейтралитете.

В 1920-е гг. политика мирного сосуществования государств сочеталась у Кремля с приверженностью идеям пролетарского интернационализма. Коминтерн, Профинтерн и иные прокоммунистические международные организации своей деятельностью объективно служили внешнеполитическим интересам Советского Союза. Советские дипломаты и разведчики в 20-е гг. активно помогали коммунистам в различных странах Европы. В СССР находили прибежище революционеры из многих стран.

Нередко активность Коминтерна приводила к обострению отношений СССР и различных государств Европы. Так, в середине 1920-х гг. наметилось некоторое охлаждение советско-германских отношений, когда Коминтерн оказывал разнообразную поддержку антиправительственным действиям германских коммунистов. Летом 1926 г. советские профсоюзы оказали существенную материальную помощь бастующим британским шахтерам, что привело к заметному обострению отношений между Лондоном и Москвой. Английское правительство обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела Великобритании и в нарушении условий совместного торгового договора. Лондон обвинял Москву также в осуществлении «коммунистической экспансии» в Китай и Иран. Весной 1927 г. Коминтерн и руководство СССР были официально обвинены в подготовке «коммунистического заговора» против законных властей Британии. Английская полиция совершила налет на советское торговое представительство в Лондоне, персонал которого был обвинен в ведении шпионажа против Великобритании. После этого инцидента в конце мая 1927 г. власти Великобритании разорвали дипломатические отношения с СССР и аннулировали торговое соглашение 1921 г. Осенью 1929 г., уже при правительстве лейбористов, отношения были восстановлены.

Советская дипломатия и Коминтерн в течение 1920-х гг. уделяли особое внимание развитию революционных процессов в Азии. Большевики оказывали большую финансовую и политическую помощь азиатским единомышленникам.

Главным объектом восточного направления советской внешней политики был Китай, который рассматривался Коминтерном как важный фактор «мировой революции» и потенциальный союзник в противостоянии агрессивным устремлениям Японии. В условиях, когда власть центрального национального правительства в Китае была крайне слабой, а в различных районах страны сохранялись особые права великих держав, с начала 20-х гг. СССР явно усилил интерес к событиям в этой стране, поддерживая тесные отношения с контролировавшей южную часть Китая партией Гоминдан. Ей, как и компартии Китая, оказывалась разносторонняя военная и политическая помощь, в Китай были направлены несколько тысяч советников из СССР. Среди советских специалистов, командированных в Китай, можно выделить маршала В. Блюхера и видного деятеля Коминтерна М. Бородина. С по­мощью советских специалистов была организована Национально-революци­онная армия, которой удалось в течение 1925–1927 гг. поставить под свой контроль обширные территории, расположенные в Южном и Центральном Китае. Но в 1927 г. начался открытый вооруженный конфликт между Гоминданом и компартией, переросший со временем в гражданскую войну. Данный конфликт привел к резкому ухудшению официальных отношений между Советским Союзом, ставшим на сторону компартии, и руководством Китая. В апреле 1927 г. в Пекине налету подверглось здание советского полпредства (посольства); во второй половине 1929 г. происходил конфликт на пограничной Китайско-Восточной железной дороге, во время которого были разорваны дипломатические отношения между двумя странами.

Более ровно складывались в 20-е гг. отношения с другими восточными соседями. В декабре 1925 г. был подписан советско-турецкий договор о дружбе и нейтралитете. В августе 1926 г. заключается договор между СССР и Афганистаном о дружбе и ненападении. В октябре 1927 г. СССР и Иран оформили договор о гарантии и нейтралитете. Во второй половине 1920-х гг. неизменно рос объем внешнеторговых операций СССР с соседними государствами Востока.