Русская комедия 18 века: история и теория жанра; комедии Сумарокова, Капниста, Крылова
Сумароков. Современники ставили комедии С. Гораздо ниже его трагедий. Эти комедии не составили существенного этапа в развитии русской драматургии, хотя они обладали рядом достоинств, заставляющих историка литературы присмотреться к ним, - и прежде всего потому, что С. Все-таки первый начал писать в России комедии. Всего С. Написал 12 комедий. С. Писал свои комедии порывами, хватаясь за этот жанр, в общем не очень близкий ему, как за сильное полемическое или сатирическое оружие, в периоды обострения своего гнева на окружающих его. Все его комедии написаны в прозе и не одна не имеет полноценного объема и «правильного» расположения композиции классического расположения Запада в пяти действиях.
Цель комедии Сумароков определил в одном из своих стихотворений; ее назначение — «издёвкой править нрав; смешить и пользовать прямой её устав». В его комедиях богатейший подбор «презрительных вещей», которые безобразили русскую жизнь и происходили или от невежества, или от ложно понятого, поверхностно усвоенного европейского образования. Не стесняясь в выражениях падал Сумароков и на тёмные стороны старого русского общества — на дворянскую спесь, ханжество, бездельничанье, самовластие помещиков, любовь к угодничеству и лести. Особенно же досталось от Сумарокова «крапивному семени», «хамову отродью», как он называл подъячих и судей: их он без пощады преследовал за лицеприятиe, взяточничество, казнокрадство. Сам Сумароков много страдал от подъячих, ещё в детстве ему пришлось однажды лично отвезти одному из них взятку в 50 руб., и он на всю жизнь не мог отделаться от впечатления этого визита. «Слово чернь — говорит он в одной из своих филиппик против московской публики — принадлежит низкому народу, а не слово подлый народ, ибо подлый народ суть каторжники и прочие презренные твари, а не ремесленники и земледельцы. У нас сие имя всем тем даётся, которые не дворяне. Дворянин! великая важность! Разумный священник и проповедник величества Божия, или кратко богослов, естество слов, астроном, ритор, живописец, скульптор, архитектор и проч. по сему глупому положению члены черни. О несносная дворянская гордость, достойная презрения! Истинная чернь суть невежды хотя бы они и великие чины имели, богатство Крезово и влекли бы свой род от Зевса и Юноны, которых никогда не бывало». Большую часть своих комедий Сумароков написал в Москве, и нападки его на современные нравы относятся преимущественно к московской публике. По его выражению, невежеством в Москве «все улицы вымощены толщиной аршина на три». Для исправления своего Москва не одного, а «ста Мольеров требует», — писал он Екатерине.
Капнист. Свободомыслие К. ярко выразилось в наиболее значительном его произведении, знаменитой комедии «Ябеда», пользовавшейся популярностью вплоть до 19 века.
«Ябеда» - это комедия-сатира о чиновниках и, в частности, о судебных чиновниках, о неправосудии, не только не искорененном екатерининским законодательством, но еще распространившимся после введения его в действие. К. использовал при написании материал процесса, который ему самому пришлось вести, защищаясь от некоего помещика Тарновского, присвоившего незаконно часть его имения.
Тема «Ябеды», разгул произвола и грабежа чиновников, была темой острой, злободневной, нужной во время Капниста да и значительно позднее, в 19 в., не потерявшей своего интереса. Резкость и убедительность сатиры К., ее направленность против зла, угнетавшего весь народ, делали ее явлением широкого социального значения.
Действтие «Ябеды» происходит в провинциальном городе; но картина произвола и развращения бюрократического аппарата, заключенная в комедии, построена как типическая, судебная палата – образ всей администрации, всего суда, всего российского императорского правительственного аппарата в целом. В этом сила комедии К., и этим она предсказывает «Ревизора».
И. Крылов центральная тема всех его комедий – разложение нравов высшего дворянского «света». В «Бешеной семье» любовная горячка, увлечение флиртом, нарядами и т.д. – изображена в тоне веселой буффонады, и сатира отступает на второй план по сравнению с фарсом; в комедиях, пришедших на смену опере, тема дана уже в остросатирическом плане, причем сатира приобретает уже явственно социальный характер. У К. смешались элементы сумароковского фарса с фонвизинским реализмом, и эта смесь была осмысленна как гротеск.
Комедии К. не ограничиваются темами общесоциальной сатиры. Они направлены против литературных врагов писателя-разночинца. В «Сочинителе в прихожей» дан памфлет против рептильных стихотворцев, пишущих похвальные стишки знатным людям. К. ратует за высокое достоинство писателя, за свободу высказывания и учительную роль литературы. Служебность придворно-шинельского искусства он предает осмеянию.
Ни одна из комедий К. в это время поставлена в театре не была.