Различия между храмовым и домашним поклонением

В своём вступлении к Арчана-Падцхати, опубликованной Д^вананда Гаудииа Матх, Кешава ^ахарадка, брат в Боге и саннйаса-гуру 'Шрилы Прабхупады, объясняет два вида поклонения Божеству - домашнее поклонение Божеству и храмовое поклонение Божеству. Он пишет:

“Бхакти-анг^-арчана, ил.'! поклонение Всевышнему Господу в реалии преданного служения, имеет две разновидности. Поклонение шалаграма-шиле, говардхана-шиле или другим формам Господа, которое проводится домохозяевами дома - это одна разновидность, и поклонение, проводите в храмах формально установленным Божествам Господа - это вторая. Первый вид проводится с ингредиентами согласно средств домохозяина и потому, это более слабое ииш укороченное служение. Второй тип - эи поклонение Всевышнему Господу как царю, с благоговением и почтением.

В таком царском служении необходимо регулярное поклонение: в противном случае, неизбежны греховные 'реакции... Домохозяева и те, кто покинули свои дома, но проводят простое покдонение Божеству, могут предлагать Господу пищу, более или менее: соответствуюшую потребности их семей, близких вайшнавов или пришедших .гостей. Но в царском служе нии Божеству всё должно регулироваться, “/вступ. к Арчана-Паддхати, Б.П.Кешава Махараджи./

Минимальные стандарты ддя домашнего поклонения Божеству

В своей письме Щрияа Прабхупада даёт простые наставления о поклонении Гаура-Нитаи:

Он может поклоняться Гаура-Нитаи дома. Самый важный элемент в поклонении Им - воспевания Харе Кришнамантры. Они могут иметь по крайней мере одну аратрику и любая приготовленная пища может быть преджожена. /Письмо Щрилы Прабхупады, 15 аврала 1975/

В другом письме Шрила Прабхупада пишет:

До тех пор, пока ты заботишься о Божествах и своей семье одновременно, ты должен делать и то идругое.-но самое важное - это-поклонение Божеству. Подобно тому, как жена всегда занята по хозяйству, и всё-же она занимается тем, чтобы красиво одеться, причесать волосы и т.д. Так и то и другое идёт вместе. Да, хотя бы один раз в день одежды Божества нужно менять, утром. Если Божества маленькие, вроде тех, что на ^тогра^ии, то их можно укладывать в кровать на ночь. И им можно одевать ночные рубащки п^р^д принятием отдыха. Это хорошо Если есть ^ремя и условия, то эти веши могут быть применены. Пока проводится купание, требуется две руки и один язык. Лево^ рукой вы звоните в колокольчик и одновременно правою рукой льёте воду. По^тс Харе Кришна, Чинтамани, Говинда Джайа Джайа и т.д. “/Письмо Шрилы Прабхупады 1 мая 1371/

Чистота и регулярность

Приданнып мо':ет проводить поклонение Божеству дома просто, соглас; его возможностей. Однако он должен поддерживать высокий стандарт чистоты в своём поклонении, следуя насколько возмомно правилам, данным в этом пособии.

Хотя и нет необходимости, чтобы поклонение дома следовало строгому

расписанию, как в общественном храме, чем урегулированное поклонение

Божеству, тем осмысленнее и удовлетворительнее оно становится.

Дети и поклонение Божеству

Домохозяева, которые поклоняются Божествам дома, имеют большую воз

можность привести своих детей в атмосферу практического преданного служения Господу. Детей следует поощрять принять убежище у Божеств через поклоны, пение, танец и исполнение разнообразного служения. Можно также поощрять их предлагать .Господу всё, что они получают, например новые одежды. Если ребёнок рисует картинку или занимается каким-либо другим искусством, родители могут просить его показывать это Божествам. Таким образом, ребёнок может развивать естественное влечение и привязанность к Господу в форме Его Божества.

Дитеу) следует учить выражать почтение Божествам. Шрила Прабхупада пишет:

Вы не долины давать Джаганнатху маленьким детям, поскольку они не проявляют должной заботы и наносят оскорбления. “/Письмо Щрилы Прабхупады, 30 марта 1969/

Поклонению Божеству можно учить не-раньше, чем с десятилетнего возраста. До этого они могут помогать. Они могут учиться как кланяться, как танцевать и' петь, как делать гирлянды, чистить принадлежност аратрики и^т.д. Это также различные части поклонения Божеству. /Письмо Шрилы Прабхупады, 1 мая 1971/.^*”'

Юные преданные, которые должным образом обучены и поощрены, могут стать отличными пуджари из-за “привязанности, которую они развивают к Кришне, через регулярное общением .Божествами Господа с раннего детства.

Путешествие и поклонение Божеству

Преданны.'., который проводит поклонение Божеству дома, должен иметь такое же отношение, как если бы он ухаживал за ребёнком. Хотя могут возникать трудности, которые мешают регулярному служению, необходимо обладать та^им же чуветвом долга в создании необходимых условий для Божества, как дчя собственных детей. Если преданны.., совершающий поклонение Божеству дома, должен путешествовать, он должен устроить так, чтобы поклонение Божеству продолжалось, либо б^ря Божества с собой, или, ^стс^ляя их под опеку дома или где-либо ещё.

 

 

Procedures for Deity Worship at Home

The following is a simple procedure for Deity worship at home, using the worship of Çré Çré Gaura-Nitäi as an example. With minor adjustments, one could also follow this procedure for worshiping other Deities, or for worshiping the Païca-tattva in a picture. In this section we include little or no details of procedures. Where needed, refer to the latter part of this chapter and to Chapter 4 for details of given procedures.

Waking the Deities

1.After bathing, dressing, applying tilaka, and performing äcamana, offer obeisances to your spiritual master.
2. While ringing a bell, call out jaya çré-çré-gaura-nitäi!and turn on the altar lights.
3. Ringing a bell, touch your spiritual master’s lotus feet (in the picture) and ask him to rise from bed; then touch the lotus feet of Gaura-Nitäi and ask Them to rise from bed. (If the Deities are not put physically in beds, visualize that They have rested in bed and are now rising from it.)
4.Offer, or meditate on offering, water for Their Lordships to sip (äcamana).

If possible, offer sweets at this time:

Bhoga Offering

1. On a plate reserved for the Lord’s use, nicely arrange the bhoga preparations. Perform äcamana and offer obeisances to your spiritual master. Set the offering plate in front of the Deities, either directly on the altar or on a table before the altar. Arrange for the Lord to eat in private, perhaps by putting up a curtain before the altar.
2. With your right hand purify the bhoga by sprinkling it lightly with water from a païca-pätra while chanting the mahä-mantra.
3.Sitting on an äsana before the altar and ringing a bell, recite three times the praëäma prayer(s) to your spiritual master, begging permission to assist him in his service to the Lord:

nama oà viñëu-pädäya kåñëa-preñöhäya bhü-tale
çrémate [spiritual master’s name] iti nämine

I offer my respectful obeisances unto [spiritual master’s name], who is very dear to Lord Kåñëa, having taken shelter at His lotus feet.

Chant the following prayer to Lord Caitanya three times, requesting His mercy:

namo mahä-vadänyäya kåñëa-prema-pradäya te
kåñëäya kåñëa-caitanya-nämne gaura-tviñe namaù

O most munificent incarnation! You are Kåñëa Himself appearing as Çré Kåñëa Caitanya Mahäprabhu. You have assumed the golden color of Çrématé Rädhäräëé, and You are widely distributing pure love of Kåñëa. We offer our respectful obeisances unto You. [Cc. Madhya 19.53]

Chant the following prayer three times, offering respect to Lord Kåñëa:

namo brahmaëya-deväya go-brähmaëa-hitäya ca
jagad-dhitäya kåñëäya govindäya namo namaù

I offer my obeisances again and again to Lord Kåñëa, who is always worshiped by qualified brähmaëas and is very dear to them. He is always concerned with the welfare of the cows, the brähmaëas, and the whole universe, and He gives pleasure to the cows, land, and senses. [Viñëu Puräëa]

4. Leave the room for ten minutes, allowing the Lord and His associates (including your spiritual master and the previous äcäryas) to eat. During this time chant the Gäyatré mantras for your spiritual master and for Lord Caitanya (the third and fifth guru-given mantras); then you may chant the Hare Kåñëa mantra and other Vaiñëava songs.
5. Re-enter the room, clapping the hands three times. Remove the plate, praying that you have served the Lord and His associates to Their full satisfaction.

While it is not expected that home worship be strictly punctual, it is best to keep as regular a schedule as possible. Whatever food one prepares for oneself and others must be offered to the Deities, so the number of offerings may vary; however, one should have a set number of offerings in the day (breakfast, lunch, and dinner, for example) to which the family cooking schedule is oriented.

PP 3.3: Daily Service

Daily Service

You should worship the Deities with äraté and kértana at least once a day, preferably twice—morning and evening. If possible you should also offer dhüpa-äraté after the midday bhoga offering. (See [ii]Äraté Ceremony

Every scheduled bhoga offering is followed by an äraté. Except for kértana, offering äraté is the only regular daily function of Deity worship performed publicly.

Required Paraphernalia

· • Make sure the following items are present:

For all äratés:

1) a bell on a plate;
2) a païca-pätra containing samänya-arghya water (or simply fresh water) and a spoon;
3) a conch (for blowing) with a water-filled loöä for purifying it;
4) a receptacle to catch the water from rinsing the conch (just outside the Deity room, in the temple room).

In addition, for full äraté:

1) an incense holder with an odd number of incense sticks;
2) a camphor lamp (for midday äraté);
3) a ghee lamp with an odd number of wicks (at least five);
4) a conch for arghya water, with a stand;
5) a waterpot with a spout and a cover, filled with water (this is for the arghya water to be offered in the conch);
6) asmall visarjanéya-pätra (throw-out container) for the offered arghya;
7) a handkerchief;
8) flowers on a plate;
9) a cämara (yak-tail whisk);
10) a peacock fan (only in warm weather).

For dhüpa-äraté:

1) an incense holder with an odd number of sticks;
2) flowers on a plate;
3) a cämara;
4) a peacock fan (only in warm weather).description for instructions on offering äraté.)

Morning Worship (Bathing and Dressing)

One of the simplest ways to worship the Lord is to offer each item mentally while presenting a spoonful of water from a païca-pätra and then discard the water into a throw-out pot. (See description, for a further explanation of worship by substitution). You may do this without mantras, simply by requesting the Lord to accept each item. Perform this worship in the morning.

If you cannot physically bathe the Deities every day, you should do so regularly—at least once every two weeks (perhaps on Ekädaçé), especially if They are metal Deities who need polishing. At that time it is best to worship Them using actual paraphernalia, to dress Them and offer Them flowers, and so on.

The basic procedure for Gaura-Nitäi worship is as follows:

1. Gather all the required paraphernalia and arrange it neatly and conveniently for performing the worship. Make sure you have everything you need so that you will not have to interrupt the worship to get something. (For a list of required [iii]Required Paraphernalia

· • To avoid interrupting the worship, see to it that the following items are present before beginning:

1) A small bell on a plate;
2) a païca-pätra containing freshwater and a spoon;
3) a waterpot with a cover and a spout, filled with water;
4) a visarjanéya-pätra (throw-out pot);
5) (if polishing metal Deities) almond paste or powdered gopé-candana mixed with lemon juice; either cotton wool or a soft cloth for polishing; a soft cloth for wiping off the oil;
6) taila (fragrant oil);
7) a water-conch on a stand;
8) a snäna-pätra (bathing receptacle);
9) (optional: if bathing wooden Deities by meditation) a mirror (to be placed in the snäna-pätra);
10) a receptacle for caraëämåta;
11) a towel and gämchä (cloth worn prior to dressing) for each Deity;
12) clothing, underclothing, and pins;
13) ornaments and adhesive (beeswax or “blutack”);
14) gandha (sandalwood paste);
15) flowers and flower garlands;
16) tulasé leaves and maïjarés (buds);
17) incense and ghee or camphor lamp;
18) naivedya (fruits and/or sweets);
19) a picture of your spiritual master and a receptacle for offerings to him;
20) a picture of Lord Caitanya or the Païca-tattva and a receptacle for offerings. (Omit if worshiping Gaura-Nitäi Deities);
21) this manual, or another written prayoga based on this manual, if required.paraphernalia).
2. Sit on an äsana and perform äcamana; then lightly sprinkle yourself, the area, and the paraphernalia with water from the païca-pätra, chanting the Hare Kåñëa mantra.
3. Offer worship to your spiritual master as follows: Ringing a bell with your left hand, offer flowers dipped in sandalwood paste at his lotus feet. Beg for his blessings to perform the worship of Gaura-Nitäi. Then chant the guru-given Gäyatré mantras silently.

4. Offer worship to Gaura-Nitäi as follows:

· • Invite Their Lordships to the bathing receptacle with a gesture of the hands, remove Their clothing, clean Them with a damp cloth, and cover Them with gämchäs. If the Deities are metal, polish Them at this time, using a cloth to apply almond paste or powdered gopé-candana mixed with a little lemon juice. Avoid the eyes and painted areas. Clean off the gopé-candana or paste with a soft, damp cloth.

· • Ringing a bell in your left hand, pour water over Their Lordships from a conch held in your right hand. Fill the conch at least three times.

Chant the Brahma-saàhitä prayers while bathing Them:

cintämaëi-prakara-sadmasu kalpa-våkña-
lakñävåteñu surabhér abhipälayantam
lakñmé-sahasra-çata-sambhrama-sevyamänaà
govindam ädi-puruñaà tam ahaà bhajämi

I worship Govinda, the primeval Lord, the first progenitor, who is tending cows yielding all desires among abodes built with spiritual gems and surrounded by millions of desire trees. He is always served with great reverence and affection by hundreds of thousands of lakñmés, or gopés.

veëuà kvanantam aravinda-daläyatäkñaà
barhävataàsam asitämbuda-sundaräìgam
kandarpa-koöi-kamanéya-viçeña-çobhaà
govindam ädi-puruñaà tam ahaà bhajämi

I worship Govinda, the primeval Lord, who is adept at playing on His flute, who has eyes like the petals of a blooming lotus, whose head is bedecked with a peacock feather, who has a figure of beauty tinged with the hue of blue clouds, and whose unique loveliness is charming millions of Cupids.

 

· Оботрите Божества полотенцами, оденте Их и предложите украшения и гирлянды.

· ёЗвоня в колокольчик, предложите цветы и листья туласи /если возможно/ с чанданои лотосным стопам Их Светлостей;' затем предложите благовония и масляный или камерный светильник.

· Звоня в колокольчик и воспевая молитвы для предложения бхоги /как описано выше/, предложите немного ^руктов и/или сладостей и питьевой воды.

· Предложите поклоны и просите прощения за любые оскорбления, которых вы могли нанести в процессе поклонения.

· Наконец, уносите пара^.ерналии, использовавшиеся в поклонении. В это время можно предложить простое даршана-арати с благовониями, цветами и чамарой или просто чамару, проигрывая запись песни Говиндам.

 

Службы в течение дня

Вы можете предложить завтрак, ленч и вечернюю еду так же, как было описано раньше. После ленча /заканчивающегося дхупа-арати, если возможно/ Божества следует уложить отдохнуть, по крайней мере в медитац и Они должны быть закрыты от взоров после полудня./Также, если Божества живут в вашей комнате, среди разнообразной семейной деятельности вам может понадобиться закрыть Божества занавесками на остальную часть дня. Когда Божества видимы, убедитесь, что Им оказывается должное почтение./

Укладывание Божеств на отдых на ночь

1. Предложите поклоны вашему духовному учителю и совершите ачаман.

2. Переоденьте Божества в ночные рубашки, или по крайней мере снимите Их украшения и гирлянды.

3. Подготовте постели Божеств и пригласите Их Светлостей принять отдых. Уложите Их в кровати и представьте, что вы массируете Их ноги.

4. Наконец, предложите поклоны и выключите свет.

 

Процедуры, для упрощённого поклонения Господу в храме

Нижеследующее - это упрощённая система поклонения, которая следует принципам панчаратрика-видхи, и параферналии предлагаются согласно стандартному списку из шестидесяти четырёх предметов сиспользование!\ минимума санскритсклхмантр. Этой системе можно следовать в храмах с минимальными условиями для поклонения Божеству, в центрах нама-ха и преданным, поклоняющимся Божествам дома. Последняя часть этого раздела описывает простую процедуру поклонения Господу Джаганнатхе.

Следуйте всем правилам телесной чистоты, данным в 1 главе и Приложении, а такке правилам, касающимся чистоты параферналии и места поклонения. Такке строго следуйте правилам кухни и соблюдайте принцип регулярности.

Несмотря на то, что ваши условия для поклонения могут быть минимальными, если вы поклоняетесь Божеству со строгой регулярностью, вам будет легко поддерживать трансцендентную атмосферу дома и в храме.

Следующая прайога /последовательная процедура/ включает предварительное поклонение духовное учителю и Господу Чаитание с пятью предметы ми и полное поклонение Господу Джаганнатхе с шестнадцатью предметам Если вы поклоняетесь Божествам Гаура-Нитаи, пропустите предварительное поклонение Господу Чаитан^е с пятью предметами; с соотвстствующими поправками /например, вознося молитвы подходящие для Господа Чаитании и Господа Нитиананды/, вы можете поклоняться Гаура-Нитаи или другим Божествам, следуя процедуре поклонения Господу Джаганнатхе.

Эта процедура использует минимум санскрита, заменяя переводами санскритских мантр, находящихся в главе 4. Ъсли вы хотите, вы мо:.:ете следовать этой упрощённой процедуре, воспевая мантры на санскрите.

Не купаитн непоср^дственю Божества из дерева или другого непрочно материала, включая мрамор; точнее лейте воду для омовения из раковин в купальню перед Божествами. Вы можете не обязательно полировать бронзовые Божества каждый день перед купанием, но вы должны делать это регулярно - по крайней мере раз в две недели, возможно в экадаши

 

Утреннее служение /джатарана-сева/

Вход в комнату Божества /правеша/

Необходимые параферналяи

· Должны присутствовать следующие предметы:

1) маленький колокольчик на блюде

2) панча-патра со свежей водой и ложкой

3) зажигалка для стоящего светильника;

4) асана для вас, чтобы сидеть.

 

Перед входом в комнату Божества

Проведите простой ачаман /садхарана ачамана/:

· Сядте на асану, возьмите маленькой ложкой немного воды из ачамана-патры и брызните е^ на ладони и стопы.

· Пропойте ом кешав^йа намау; сглотните .воду с брахма-тиртхи вашей правой руки /основания большого пальца/

· Пропойте ом н^райанайа намау; сглотните воду с брахма-тиртхи правой руки.

· Пропойте ом м^дхав^иа нама^; сглотните воду с брахма-тиртхи правой руки. Очистите правую руку /от прикосновения к губам/ несколькими каплями воды из ачамана-патры, сбрасывая воду в сторону.

· Предложите поклоны духовное учителю за пределами комнаты Божества читая пранама молитвы и молите о его благословениях поклоняться Господу.

нама ом виш^у-пЗд^йа крдна-пре^тхайа бху-тале шримате /имя духовного 'учителя/ ити намине

Я предлагаю мои почтительные поклоны /имя духовного учителя/, который очень дорог Господу Кришне .^приняв убежище у лго лотосных стоп.”

Вход в комнажу/Божества

· Перед входом в комнату/Ёожества, привлеките внимание Господа, произведя звук, либо-хлопая в ладоши, звоня в колокольчик, либо стучитесь в дверь комнаты Божества. Откройте дверь, включите свет и пропойте имена Божеств в радостном настроении:

джайа ^рй шрй гуру-гауранга, д^аганн^тха-баладева-субхадра, р^дх5-/имя Крилны/- кЯ джайа!

 

· Затем войдите в комнату Божества с правой ноги, залетите лампы и включите свет. Омойте руки несколькими каплями воды из панча-патры.

Пробуждение духовного учителя и Божеств

· Звоня в маленьких колокольчик левой рукой, подойдите к постели вашего духовного учителя, осторожно коснитесь его стоп и просите его вставать с постели:

· “О всемилостивый духовный учитель, пожалуйста вставай с постели.”

 

· Аналогично, подойдите к постыли Гаура-Нитаи, коснитесь Их лотосных стоп и попросите Их вставать:

· “О Господь Гауранга, пожалуйста встань .ото сна и благослови три мира Своим благоприятным взглядом “

· “О Нит^анацца, Господь Джахнавы, пожалуйста, вставай и оставь Свой божественный сон. На рынке святого имени Ты распространяешь божественное имя, прося в уплату лишь веру.”

· Затем подойдите к постели Господа Джатаннатхи, Господа Баларамы и Шримати Субхадры, коснитесь Их лотосных стоп и просите Их всатать:

· “О Господь Джатаннатха т Господь Баладева, пожалуйста по) инте Ваш сон и вставайте, 0 Шримати Субхадра, дорогая мать вселенной, пожалуйста вставай и даруй нам добрую судьбу.”

· Затем подойдите к постели Радха-Кришны, коснитесь Их лотосных стоп и попросите Их всаавать:

· “О Господь, о сын Деваки^ о-Господь вселенной, пожалуйста оставь Свой сон, -ибо наступил день. .0 влаДыка вселенной, о Ты, увеличивающий блаженство Йашоды, Гокулы, пастухов и коров, пожалуйста вставай с постели со 'Шримати Радхткой, ибо утро наступило.”

·

Вы можете попросить другие Божества Вищну вставать следующим образом:

 

· “О Говинда, о Парамелвара, о возлюбленный Лакшми, пол:алу2ста вставай и ниспошли добрую судьбу всем трём мирам.

 

Для остальных Божеств просто говорите “Пожалуйста вставай” и имя Божества.

· Теперь вы можете вернуть на алтарь любые маленькие Божества, остававшиеся в постели, ъсли есть только большие Божества, медитируйте на Их пробугде^ие и ведение Их из постилей на алтарь. В это время снимите короны, тюрбаны, чадары или покрывала, которые составляли ночную одежду Их Светлостей.

· После удаления любых цветов и гирлянд, оставшихся с предыдущего дня, вымойте пол в комнате Божества, а затем вымойте руки. /Гирлянды предложенные предыдущим вечиром и листья туласи, нр-.дло^енные предк-ду^им днём, ь.огут оставаться на Божествах на мангала-арати сл^дующегутра./

Предложение пищи /бхога-арпана/

Вы можете проводить этот простоя метод бхога-арпаны для маленьких подношений, таких как подношение перед мангала-арати и дневное подношение ^руктов, а затем, сле.уя более сложной процедуре, для основных подношмни^ дня, таких как завтрак и полдник. Альтернативно, следуйте этой процедуре дяя всех подношений бхоги дня.

Необходимые пара^ерналии

· Должны присутствовать следующие Предметы:

1) маленький колокольчик, на тарелке;

2) панча-патра со свежей водой и ложкой,

3) сосуд с носиком и крышкой, наполненный водой;

4) висарджанийа-патра /горшок для сбрасывания/;

5) лепестки цветов /необязательно/,

6) некоторые приспособления для тарелки с бхогой,- предпочтительно низкие столики /чонки/,

7) асаны для духовного учителя и Божеств;

8) предлагаемая бхога;

9) зажигалка ддя лампы;

10)асана для вас, чтобы сидеть

Предварительные действия

· За пределами домнаты Божества совершите ачаман и предложите поклоны вашего духовному учителю и Божествах, воспевая молитвы пранама.

· Привлеките внимание Господа звуком, '.-либо хлопая в ладоши, звоня в колокольчик или стучась в дверь комнаты Божества. Войдите в комнату Божетова, воспевая имена Божеств.

· Очистите место предложения, омойте руки, подготовте место еды /столы, подушки и т.д./и протрите поверхности столов.

· Звоня в колокольчик, привлеките внимание вашего духовного учителя предложением цветочных лепестков его стопа-'.! и просите его разрешения служить Божествам. Замените лепестки цветов, если необходимо, водой из панча-патры, дер^а ложку с водой перед изображением духовного учителя, а затем слейте её в висарджанийа-патру, В качестве альтернативы просто пре^о^ите ему цветочные лепестки в уме./

· Предложите духовное учителю сиденье /асану/.

Очищение бхоги

· Принесите тарелку с бхогои и поставте их на стол. Сбрызните кад-дую тарелку несколькими каплями воды с правой руки в качестве прокшаны.

· Положите листья туласи на все тарелки /включая тарелки вашего духовного учителя, Шри^ати Субхадры и Шримати Радхарани, так как они сначала предлагают свои тарелки KpndiHe перед принят.мм/. г.сли возможно, положите лист туласи на каждое блюдо.

Приглашение Господа к принятию пищи

· Звоня в колокольчик привлеките внимание Их Светлостей предложением нескольких цветочных лепестков Их лотосным стопам в порядке возрастания, прося Их принять ваше служение Л.сли необходимо, замените лепестки цветов водои из панча-патры, или просто предложите Им лепестки цветов в уме./ Если нет матрасов или подушек ддя асан, положите несколько цветочных лепестков в качестве асан возле тарелок Божеств в порядке возрастания, приглашая Их принять пищу, жестами рук подводя .'1х к асанам.

· Сидя на асане и звоня в колокольчик левой рукой, предложите из панча-патры падйа и ачаман ваше^ духовное учителю, а затем каждому Божеству, начиная с Господа Чаитанйи и Его спутникови поднимаясь к Кришне и Его спутникам.

Делая это, произнесите:

·

“Мои дорогие Господа /Гаура-Нитаи, Радха-Кришна и т.д./ по^уалуиста примите это омовение стоп.”

 

“Мои дорогие Господа /Гаура-Нитаи, Радха-Кришнаи т.д./, пожалуйста примите этот ачаман.”

 

Сливайте каждую ложку предложенной падйа- или ачаманийа-воды в висарджанийа-патру.

 

Предложение бхоги

· Предложите бхогу и питьевую воду жестом руки каждому Божеству, показывая тарелку и произнося:

 

“Мои дорогие Господа /Таура-Нитаи, Джатаннатха-Баладеза-Субхадра и т.д./, пожалуйста примите это подношение хорошей пищи.”

 

“Мои дорогие Господа /Гаура-Нитаи, Джатаннатха-Баладева-Субхадра ^ и т.д./, пожалуйста примите этот напиток.”

 

· Звоня в колокольчик, пропойте молитвы пранама вашему духовному учителю три раза, прося разрешения помогать ему в служении Божествам:

 

нама ом вишру-падайа кр^на-преш^х^йа бх^-тале шримате /имя духовного учителя/ ити намине

 

Я предлагаю мои почтительные поклоны /имя духовного учителя/, который очень дорог Господу Кришне, приняв убежище у Его лотосных стоп.

· Пропойте следующую молитву Господу Чаитанйе три раза, прося Его милости:

 

нймо маха-ваданиайа кр^а-према-прадайа те кршнайа кршна-чаитанйа-намне гаура-твише на^ах

 

О cat^oe милосердное воплощение! Ты - Сам Кришна. явившийся как Шри Кришна Чаитан^а Махапрабху. Ты принял золотой цв^т Шримати Радхаран и Ты широко распространяешь чистую любовь к Кри.лне. Мы предлагаем Тебе наши почтитель-ные погоны .”/Чч, Мадхйа, IS. 53/

 

· Пропойте следующую молитву три раза, выражая почтение Господу Кришне:

 

на^.о брахман^а-де^иа го-брахмана-хит^^а ча джагад-дхитайа кршрайа говиндайа намо намах

 

“Я снова и снова предлагаю мои поклоны Господу Кришне, которому вседа поклоня-ются квалифицированные брахманы, и который очень дорог им. Он всегда заботится о благополучии коров, брахманов и всей вселенной и Он даёт наслаждение коровам, земле и' чувствам. “/Вишну Пурана/

 

· Покинте комнату Божества и пойте Гайатри-мантры. Вы можете петь все данные гуру мантры в это время. /Ддя коротких подношений вы можете просто воспевать 'Брахма-гайатри /первую из семи данных гуру мантр/ или гопала-мантру /шестую из семи данных гуру мантр/./ Медитируйте на то, как Господь ест. Пока Господь ест, вы можете петь Бхога-арати, песню Шрилы Бхактивиноды Тхакура /особенно во время завтрака или полдника/.

 

· Через некоторое время /обычно пятнадцать-двадцать минут на завтра полуденное и вечернее предложение, пять-десять для балйа-бхоги, предлатаемой перед мангала-аратц/,.вернитесьв комнату Божества, войдя со звуком либо стучась в дверь, хлопая в ладоши или звоня в колокольчик.

 

После еды Господа

 

· Сидя на^асане и звоня в колокольчик левой рукой, предложите воду каждому Божеству ддя хаста-^укша-пракшкланы, падйа и ачамана. Начинайте с вашего духовного учителя и двигайтесь к каждому Божеству, заканчивая Кришной.

 

Делая это, произносите:

 

“Мои дорогие Господа /Гаура-Нитаи.Джатаннатха-Баладева-Субхадра ит.д поу^алуйста примите эту .воду для омовения рук и лица.”

 

“Мои дорогие Господа /Гаура-Нитаи, Джатаннатха-Баладева-Субхадра и т.д./, пожалуйста примите это омовение стоп.”

 

“Мои дорогие Господа /Гаура-Питаи, Джатаннатха-Баладева-Субхадра и т.д./, пожалуйста примите этот ачаман.”

 

· Медитиру^те на сопровождение Их Светлостей обратно на алтарь, указывая путь шестом рук.

Предложение прасада спутникам Господа.

· Предложите остатки прасада Господа вашему духовное учителю и спутникам Господа.

 

Делая это, произносите:

 

Мой дорогой Гуру Махарадма, пожалуйста прими этот маха-прасад.”

 

“О спутники Господа, по:.:алуйста примите этот маха-прасад.”

· Наконец, уберите тарелки и очистите место обеда. После омовения рук предложите поклоны 3а'.иему духовному учителю и Божествам за предела.'ли комнаты Божества.

 

Церемония арати

За объяснениями, как проводить арати, обращайтесь к стр. 1^7.

 

Основное поклонение с шестнадцатью предметами /шодашорачара-пудзка/

Подготовка к поклонению /пурванга-к^рма/

необходимые параферналии

 

· Чтобы избежать прерыван.м поклонения, следите, чтобы перед началом были в наличии следующие предметы:

 

1) маленький колокольчик на блюде;

2) панча-патра со свежей водой и ложой;

3) сосуд с крышкой и носиком, наполненный водой.;

4) вясарджанма-патра /горшок для сбрас^-вания/;

5) еслй полирует^ Божества/ миндальная паста или порошковая гопичандана, смешанная с лимонным соком;

6) хлопковое волокно либо мягкая ткань для полировки; мягкая ткань дяя удаления масла;

7) таила /ароматное масло/;

8) раковина на подставке;

9) снана-патра /место омовения/;

10) необязательно: если купаете деревянное Божество в медитации/, зеркало /чтобы

положить в снана-патру;

11) сосуд ддя приёма чаранамрита;

12) полотенце и гамчу /ткань, носимая перед одеванием/ для каурого Божества;

13) одежды и булавки;

14) укражение и клеящее вещество /пчелиный воск или”блютак”/;

15) гандха /сандаловая паста/;

16) цветы и цветочные гирлянды;

17) листья туласи и манджари /почки/;

18) благовония и масл^тная или кам^орная лампа;

19) наиведйа /^.рукты и/^^и сладости/;

20) изображение валего духовного учителя и ёмкость для подношений ему

21) изображние Господа Чаитанйи или Панча-таттвы и ёмкость для подношений

/пропускается при поклонении Божествам Гаура-Нитай/;

22) это пособие или иная написанная прайога, основанная на этом пособии если нужно.

 

· За пределами комнаты Божества совершите ачаман и предложите вашему духовное учителю.

 

· В комнате Божества протрите площадку, где вы будете поклоняться и положите асану в положение для проведения поклонения. Думая о сво( духовном учителе, сидящем на асане для проведения поклонения, сядте на вашу асану.

 

Подготовка параферналий к поклонению /патра-стхапана/.

· Разложите предметы так, чтобы вы могли легко достать их, нс касались непредложенными предметами предложенных:

· Поставте колокольчик на тарелке слева от вас и поставте раковину на подставке так, чтобы вы легко могли поднимать и перемещать её нисколько раз.

· Горшок, цвчты, чандана и листья туласи должны быть легко доступны.

· Используйте горшок для сбрась.вания /висард^анииа-патру/ для предложенных ачамана и аргхйи или вы можете вылить эти жидкости в место купания /снана-патру/, если она имеет сток. Вы монете использовать вторую висархданийа-патру для предложенных цветочных лепестков, хлопковых мазков и т.д.

· Купальные полотенца следует положить на поднос, стол или алтарь, но не на ваши колени или прямо на пол.

Исспрошение благословений духовного учителя и предыдущих ачарйев /гуру-панкти-намаскара/

 

· Привлеките внимание вашего духовного учителя, поло^ж перед ним цветы /пушпанджали/. Затем, медитируя на служение валего духовного учителя предьщущим ачарйам, пока..'жгепранама-ьудру /сложенные ладони и молитесь о его благословениях “ломорать''в*поклонении Господу:.

 

“Мой дорогою духовный учитель, дающий плод высшего блаженства - блаженства любви к Богу -пожалуйста займи .меня в блаженном служении Шри

Криине, дающему блаженство земле Врицдавана.”

 

· Затем пропойте:

 

джайа шри-крш^а-чаитанйа прабху-нитйнанда шри-адвайта гададхара шрйвасади-гаура-бхакта-ввнда

 

“Вся слава Шри Кришне ЧаитанЁе Махапрабху, Шри Нитйананде Прабху, Шри Адвайте Ачарйе, Щри Гададхаре, .ЩриЧВривасе и всем преданным Господа Чаитанйи.”

 

харе кршна харе кршна кршна кршна харе харе харе рама харе рама рема рама харе харе

 

Очищение рук, пара^ерналий и себя /кара-шуддхи, дравйа-шуддхи и атг^-шуддхи/

· Вымойте руки водой из сосуда или слегка с<.'й.\'.те чанданой.

· Сделайте прокгачу, слегка сбрызнув пара^ерпалии водой из панчапатры, воспевая ыаха-мантру.

· Сделайте прокшану, слегка сбрызнув сс'бя водой из панча-патры, воспевая маха-мантру.

 

Очищение телесных элементов через отождествление себя как вечного слуги слуги Господа Кричны /бхута-шуд^хи/.

 

· Декларируйте следующую молитву, медитируя на её смысл:

 

“Л по природе - вечны.; слуга Кричны, но к несчастью, из-за враждебности к Нему с незапамятных времен, я отождествляю с-бя с тьлом и постоянно вращаюсь в цикле рождения и смерти в материальною, мире, горя в огне тройственных страдании. Се..час, Б результаты како-.то невообразимой удаче, по милости моего духовного учителя я знаю, что я - вечны'; слуга Крупны, что я - мельчащее живнж духовное существо, совершенно отличное от грубого и тонкого тела. Тепррь, по приказу r.'.oero духовного учителя, следуя по его стопам, я обрёл хорошую судьбу, будучи

способен служить его лотосным стопам и лотосным стопам Господа Чаитанйи Махапрабху и Шри При Радха-ЦЫамасундары /или имена Божеств, которым поклоняетесь/.

 

Предварительное поклонение

 

Поклонение духовному учителю /гуру-пуджа/

 

· Проведите поклонение своему духовному учителю пьрьд поклонением основному Божеству: Сначала медитируйте на него, находящегосяж в Навадвипе у лотосных стоп Панча-таттвы и вспоминайте его духовные канества и деятельность.

· Затем пропойте према-дхвани для своего духовного учителя /джайа ом вишнупада /имя духовного учителя/-ки джайа./

· Затем, проведите манаса-пуджу. Медитируя' на подношения вашему духовное учителю чанданы. цветов, благовоний, светильников и какого-нибудь освежающего маха-прасада.

· Потом, звоня в колокольчик левой рукой, предложите своему духовному учителю пять упачар, используя лепестки цветов или воду из панча-патры в качестве каждого предмета, а затем оброете их в ё^жocть .стоящую перед изображением духовного учителя. После предложения каждого предмета, очищайте правую руку несколькими каплями воды из панча-патры.

· Цветочным лепестком, смазанным чанданой, помажте своему духовному учителю голову, руки и стопы, произнося:

 

“Мой дорогой Гуру Махараджа, пожалуйста прими эту чандану.”

· Предложите цветы, смазанные чанданой лотосным стопам духовного учителя, произнося:

 

“Мой дорогой Гуру Махараджа, пожалуйста прими это подно^ние цветка.”

· Вы можете затем положить лист туласи в правую руку духовного учителя, чтобы он предложил их Господу.

· Предложите благовонля, произнося :

 

“Мой дорогой Гуру Махараджа, пожалуйста прими эти благовония.”

· Предложите светильник, произнося: “Мой дорогой Гуру .'^ахараджа, пожалуйста прими этот светильник.”

· Предложите своему духовное учителю Кршна-маха-прасад, прэизнося:

“Мой дорогой Гуру Махараджа, пожалуйста прими этот Кришна-маха-прасад.“

· Теперь пропойте безмолвно гуру-мула-мантру и гуру-гайатри /вторую и третью данные гуру мантры/, десять раз ка.?дую.

· Предложите поклоны со следующими стихами:

ом а1й:йана-тимирандхасйа ддй&н^!^цжана-жал5кай^ чак^иур ym.^HTai.! йена тасмаи шрй-гуравс на-^ах

“Л предлагаю почтительные поклоны моему духовному учителю, которых открыл мне 1 лаза, которые были ослеплены тьмой невекества, ^акелом знания.”

нама ом вишну-пад^йа кршна-прецртхаиа бх^-тале шр^йте /имя духовного учителя/ ити намине

 

“Я предпагаю мои почтительные поклоны /имя духовного учителя/, который очень дорог Господу Кришне, приняв убежище у Iro лотосных стоп.”

 

Поклонение Господу Чаитанйе /гауранга-пуджа/

 

Если вы проводите поклонение Господу Чаитанйе перед поклонением Радха-Кришне или Господу Джаганнатхе, как предварительное поклонения вы можете поклоняться изображению Господа Чаитанйи в простой манере, как описано ниже. Ьсли вы поклоняетесь Божествам Гаура-Нитаи, вы долулы поклоняться Им с настоящими упачарами, насколько возможно, предлагая шестнадцать предметов, как для поклонения Господу .Ел^аганнахе.

· Медитируйте на Навадвипа-дха^у, трансцендентное место игр Господа и произносите:

 

“Я прославляю святую дха^у Навадвипу,-которая, будучи полностью неотличной от Щри Вриндавана, 'полностью отлична от материального мира, состоящего из трёх планетных систем. Расположенная на прекрасных берегах Ганги, Навадвипа покрыта прекрасными рощами и садами, и она похоу.а на спину гигантской черепахи. Эта святая дхама полна больших, похожих на дворцы домов, сделанных из золота и украшенных бриллиантами, и в этих догмах всегда проводится кришна-санкиртана в настроенииэкстатической любви. “

 

· Затем медитиру^те на трансцендентную форму Господа Чаитанйи, окружённого Своими вечными спутниками и произнесите:

 

“Я поклоняюсь Шри Чаитанйе Махапрабху, которое служат все Его преданные и спутники, чьи волосы перевязаны нитями жемчуга и чьё луноподобное лицо несёт нектар ^о нежной улыбки, i-то прекрасное золотое тело одето в прекрасные одежды, смазанные пастой из санцала и агуру и украленно гирляндами и разнообразными украшениями. Он чрезвычайно очарозателен, когда Он поглощён наслаждением сладостными вкусами танца и 1^0 оделды роскошнее, чем даже у Купидона.”

· Следом, проведите манаса-пуджу, медитируя на предложение чацданы, цветов, благовоний, ламп и какой-нибудь освежающей еды для Господа Чаитанйи.

· Затем, звоня в колокольчикяя левой рукой, предложите пять упачар Господу Чаитанйе, используя цветочные лепестки и воду из панча-патрь в качестве каждого предмета, а затем сбросте их в ёмкость, стоящую перед изображением Господа Чаитанйи. После предложения каждого предмета, очищайте правую руку несколькими каплями воды из панча-патры.

· Цветочным лепестком, смазанным чанданой, смажте голову, руки и стопы Господа Чаитанйи и произнесите:

 

“О Господь ЧаитанНа, пожалуйста прими эту чандану.”

· Предложите цветы, смазанные чанданой лотосным стопам Господа Чаитанйи и произнесите:

 

“О Господь Чаитанйа, пожалуйста прими это подношение цветов.”

 

· Вы можете затем положить листья туласи на Его лотосные стопы, укрепив их чанданой.

· Предложите благовония и произнесите:

 

“О Господь Чаитанйа, пожалуйста прими эти благовония.”

· Предложите лампу и произнесите:

 

“О Господь Чаитанйа, пожалуйста прими эту лампу.”

· Предложите кришна-маха-прасад Господу Чаитанйе и произнесите:

 

“О Господь Чаитанйа, пожалуйста прими этот кришна-маха-прасад.”

· Безмолвно пропойте гаура-мулу-мантру и гаура-гайатри /четвёртую и пятую мантры данные гуру/ по десять раз каждую.

· Далее пропойте:

 

джайа шрй-кришна-чаитанйа прабжу-нитйанацда шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда

 

“Вся слава Щри Кришне Чаитанйе Махапрабху, Шри Нитйананде Прабху, Шри Адвайте Ачарйе, Шри Гададхаре, Шри Шривасе и всем преданным Господк Чаитанйи.”

харе кришна харе кршна кршна кршна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе

 

Поклонение Господу Джаганнатхе

 

Начните поклонение с медитации на форму Господа, произнося:

 

“Живя на берегу великого океана, в большом дворце, расположенном на вершине сияющего золотого Холма Нилачала, вместе со Своим могущественным братом Балабхадрой и Своей сестрой Субхадрой между Ними, Господь Джатаннатха дарует возможность преданного служения всем праведным дудам. Пусть этот Джаганнатха Свами будет объектом моего видения.”

“Господь Джаганнатха - это океан милости. Он прекрасен как гряда черных дождевых облаков. Он - источник наслаждения для Лакшми и Сарасвати и Его лицо подобно безупречного распустившемуся лотосу."

"Ему поклоняются лучшие стеди полубогов и мудрецов, и Еro слава воспета в Упанжпадах. Пусть этот Джатаннатха Свами будет объектом моего видения, “ /из Шри Джаганнатха-аштаки, полный текст смотри в Приложении/.

 

Поклонение в уме.

· Медитируйте на предложение шестнадцати упачар Господу.

 

Поклонение с атрибутами

 

Предлагайте каждый предмет сначала Господу Дкаганнатхе, затем Господу Бала-деве, затем Шримати Субхадре. Если поклоняетесь Гаура-Нитай, предлагайте каждый предмет сначала Господу Чайтанйе, затем Господу Нитйананде. Альтернативно, проведите всё поклонение сначала Господу Чаитанйе, затем Господу Нитиананде.

· Звоня в колокольчик левой рукой, предложите лепестки цветов пушпанджали лотоснии стопам Их Светлостей, призывая Их внимание.

 

1. Асана

· Предложите обувь Их Светлостям, проводите Их к месту поклонения жестом руки, а затем предложите каждому из Них асану, произнося:

 

“О Господь Джатаннатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите эти асаны.”

 

2. Свагата

 

· Со сложенными ладонями пригласите Их Светлостей и устройте Их с удобствами, произнося:

 

“О Господь Дкаганнатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста устраивайтесь удобно.”

 

З. Падйа

 

· Предложите воду падйа для омовения лотосных стоп Их Светлостей, произнося:

 

“О Господь Джатаннатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите это омовение стоп.

 

4. Аргхйа

· Предложите Их Светлостям аргхйу Им в руки, чтобы Они могли брызнуть ей Себе на головы, произнося:

 

“О Господь Джатаннатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите эту воду аргхйа.

 

5. Ачаман

· Предложите Их Светлостям воду для сглатывания, произнося: “О Господь Джатаннатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите эту воду ачаманийа.”

 

6. Мадху парка

· Предложите Их Светлостям чашки мадхупарки, произнося:

 

“О Господь Джаганнатха. Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите эту мадхупарку.”

 

7. Пунар-ачаман

· Снова предложите воду для сглатывания, произнося:

 

“О Господь Дкаганнатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите эту волу ачаманийа для сглатывапия.”

 

8. Снана

· Мурти-шуддхи: Снимите одежды Божеств и протрите Их Светлостей мягкой сухой тканью. Затем оберните Их в гамчи или полотенца.

· Предлоките Их Светлостям обувь и жестом руки проводите Их к месту купания, снана-патре. Поместите Их перед снана-патрой или, если Они большие, поставте снана-патру перед Ними.

· Предложите каждому Божеству хлопковый помазок, смазанный ароматным маслом. /Затем отложите помазок в сторону; его можно распространить собравшимся преданным после даршана-арати./ Предлагая помазок, произнесите:

 

“О Господь Джатаннатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите Ваш масляный массаж и купание.”

 

Теперь купайте Их Светлостей следующим образом: (этот процесс известен как дарпана-снанийа-дхйана):

· Наполните раковину водой и держа зеркало так, чтобы Божества отражались в нём, лейте воду перед зеркалом в снана-патру, медитируя на непосредственное купание Их Светлостей. Наполняйте и опорожняйте раковину к к минимум ври раза. Купая Божества, звоните в колокольчик левой рукой и воспевайте молитвы Говиндам из Брахма-самхиты и другие подходящие молитвы:

 

чинтамари-пракара-садмасу калпа-вркша лакшавртешу сурабхир абхипалайантам лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

 

“Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, первому пастуху, который пасёт коров, исполняющих все желания, среди обителей, построенных из духовных драгоценных камней и окруженных миллионами древ желаний. Ему всегда служат с великим постением и влечением сотни тысяч лакшми или гопи.”

 

венум кванантам аравинда-далайатакшам бархаватамсам аситамбуда-сундарангам кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

 

“Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, который искусно играет на флейте, чьи глаза подобны лепесткам распустившегося лотоса, чья голова украшена пером павлина, чья форма красиво окрашена в цвет голубых облаков и чья несравненная привлекательность очаровывает миллионы купидонов.

 

алола-чандрака-ласад-ванамалйа-вамши- ратнангадам пранайа-кели-кала-виласам шйамам три-бханга-лалитам нийата-пракашам говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

 

 

“Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, вокруг шеи которого обвивается гирлянда из цветов, украшенная лунным медальоном. Две Ere руки украшены флейтой и драгоценными украшениями. Он всегда занят играми любви, и Его милостивая, изогнутая в трёх местах форма Шйама-сундары вечно проявлена.”

· Затем возьмите полотенце для каждого Божества и, в медитации, вытирайте Их Светлостей.

 

9. Вастра

· Предложите свежие одежды Их Светлостям, произнося:

“О Господь Джатаннатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите эти красивые одежды.”

· Мысленно предложите Господу Джаганнатхе и Господу Баладеве упавиту и тилаку перед одеванием на Них верхней одежды. После одевания Шримати Субхадры, мысленно предложите Её лбу кункуму.

 

10. Абхарана

· Предложите Их Светлостям украшения и украсте Их. Затем мысленно причешите и украсте Их волосы. Вы можете предложить гирлянды либо сейчас, либо после предложения цветов /смотри ниже/. Совершив это служение, произнесите:

 

“О Господь Джатаннатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите эти украшения; пожалуйста позвольте мне причесать Ваши волосы.”

 

11. Гаидха

· Мысленно нанесите чандану, смешанную с духами согласно сезона головам, рукам и лотосным стопам Их Светлостей, показывая каждому Божеству цветок, смазанный чанданой, а затем отбросте его. Выполняя это, произнесите:

 

“О Господь Джатаннатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите эту освежающую чандану.”

 

12. Пушпа

· Звоня в колокольчик, предложите благоухающие цветы или цветочные лепестки, смазанные чанданой лотосным стопам Их Светлостей и произнесите:

 

“О Господь Джаганнатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите эти благоухающие цветы Вашим лотосным стопам.”

· Предложите листья туласи и манджари с чанданой лотосным стопам Господа Джатаннатхи и Господа Баладевы, произнося:

 

“О Господь Джаганнатха и Господь Баладева, пожалуйста примите эти благоухающие листья туласи и манджари Вашим лотосным стопам.”

· Предложите Их Светлостям цветочные гирлянды ./Альтернативно, вы можете предложить гирлянды, когда предлагаете украшения, или после предложения наиведйи./ Предлагая гирлянды произнесите:

 

“О Господь Джаганнатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите эти свежие гирлянды.”

 

13. Дхупа

· Предложите благовония Их Светлостям, звоня в колокольчик и произнося:

 

 

“О Господь Джаганнатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите это подношение благовоний.”

 

14. Дипа

· Предложите масляную или камфорную лампу Их Светлостям, звоня в колокольчик и произнося:

 

“О Господь Джаганнатха, Господь Баладева, и Шримати Субхадра, пожалуйста пригните эту сияющую лампу.”

 

15. Наиведйа

· Очистите бхогу прокшаной и положите на неё листья туласи.

· Предложите воду ддя падйа, чтобы омыть лотосные стопы Их Cвeтлocтей.

· Предлохште Их Светлостям ачаман.

· Предложите фрукты и/или сладости и питьевую воду Их Светлостям, произнося:

 

“О Господь Джаганнатха, Господь Баладева и Шримати Субхадра, пожалуйста примите эти плоды.”

· Прося помочь вашему духовному учителю в его служении, и прося благословений Господа Чаитанйи и Господа Кришны, воспевайте следующие молитвы по три раза, звоня в колокольчик:

 

нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале шрймате [имя духовного учителя] ити намине

 

“Я предлагаю мои почтительные поклоны /имя духовного учителя/, который очень дорог Господу Кримше, приняв убежище у Его лотосных стоп.”

 

намо маха-ваданйайа кршна-према-прадайа те кршнайа кршна-чаитанйа-намне гаура-твише намах

 

“О самое милосердное воплощение! Ты - Сам Кришна, явившийся как Шри Чаитанйа Махапрабху. Ты принял золотой цвет Шримати Радхарани и Ты широко распространяешь чистую любовь к Кришне. Мы предлагаем Тебе наши почтительные поклоны.”

намо брахманйа-девайа го-брахмана-хитайа ча джагад-дхитайа кршнайа говиндайа намо намах

 

“Я снова и снова предлагаю мои поклоны Господу Кришне, которому всегда поклоняются квалифицированные брахманы, и который очень дорог им. Он всегда заботится о благополучии коров, брахманов и всей вселенной, и Он даёт наслаждение коровам, земле и чувствам./

· Выждите от двух до пяти минут, либо продолжая сидеть с закрытыми глазами и медитируя на Господа, наслаждающегося едой, либо покинув комнату Божества./ Затем, опять предложите ачаман.

· Предложите Их Светлостям гирлянды /если не предложили прежде/.

· Звоня в колокольчик предложите цветы лотосным стопам Их Светлостей. Эти цветы означают любые дополнительные предметы, которые могут удовлетворить Их.

· Наконец, предложите маха-прасад Господа Дкаганнатхи своему духовному учителю и Господу Чаитанйе, произнося:

 

“О Гуру Махараджа, пожалуйста прими этот Джаганнатха-маха-прасад.

 

“О Господь Чачтаниа, пожалуйста прими этот Джаганнатха-маха-прасад.”

 

16. Пранама

· Безмолвно повторите гопала-мантру и кама-гайатри по десять раз.

· Пропойте подходящие стихи во славу Господа, например Джаганнатхаштаку.

· Попросите прощения за оскорбления, нанесённые в ходе поклонения:

 

“Пусть все недостатки в нашем соблюдении правил поклонения и нашем исполнении действий поклонения будут уничтожены по милости Кришны и Его преданных. Теперь я помню Кришну, чтобы уничтожить любые ошибки, какие могли быть. “/Сат-крийа-сара-дипика/

· Затем пропойте:

 

харе кршна харе кршна кршна кршна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе

 

Даршана-арати

 

Перед открытием занавесок для даршана-арати, удалите все ненужные параферналии, протрите пол вокруг алтаря,* зажгите стоящие или висящие лампы, и /после омовения рук предложите Их Светлостям зеркало, чтобы Они могли осмотреть Себя. В это время вы должны тщательно проверить и убедиться, что всё стоит на должном месте, и что ничего ненужного /вроде подушечки для булавок/ не лежит на алтаре. Проверте что украшения Божеств - особенно короны и серьги - всё на месте.

Предложите дхупа-арати с благовониями, цветами, чамарой и веером (в жаркую погоду).

 

Пранама

· Предпочтите поклоны, воспевая следующую мантру:

намо брахманйа-девайа го- брахмана-хитайа ча джгад-дхитайа кршнайа говиндайа нагло намах

“Я снова и снова предлагаю мои поклоны Господу Крипне, которое всегда поклоняются квалифицированные брахманы и который очень дорог им. Он всегда заботится о благополучии коров, брахманов и всей вселенной и Он даёт наслаждение коровам, земле и чувствам.”

О службах после даршана-арати и в течение оставшегося дня, обращайтесь к изложенному ранее.

 

Мурти Шрилы Прабхупады

 

Традиционно, предыдущим ачарйам поклоняются в трёхмерном мурти, и Шрила Прабхупада санкционировал покдонение его мурти. Все собравшиеся преданные должны поклоняться мурти Шрилы Прабхупады в храме ежедневно с чанданой, цветами, гирляндами, арати и киртаном, особенно воспеиая Шри Гуру-вандану Нароттамы Даса Тхакура ./Поклоняясь духовному учителю мы предлагаем цветы его стопам а не его рукам./ Шрила Прабхупада отмечал, что его мурти следует почитать в той же манере, что и его изображение на вйасасане , за исключением того, что мурти следует одевать. Не обязательно, чтобы предлагались все упачары, как в регулярном поклонении Божеству.

Пуджари должен одевать Шрилу Прабхупаду ежедневно в свежие одежды согласно климата: теплее в холодную погоду, легче в тёплую. Одежды Шрилы Прабхупады должны следовать стилю, который он носил как саннйаси. Одевание должно проходить за экраном или занавесками, если возможно, и преданным, который шучи, т.е. достаточно чист, чтобы входить в комнату Божества. /Инициированный или нет, любой преданный, который воспевает шестнадцать кругов Харе Кришна мантры и следует четырём регулирующим принципам, может проводить это служение, если он или она признаны храмовыми авторитетами и достаточно чисты./ После снятия со Шрилы Прабхупады прежних одежд и перед одеванием свежих, пуджари должен тщательно протереть мурти чуть влажным полотенцем. В основном, но особенно передвигая и поднимая мурти, он должен быть очень осторожным и почтительным. В это время вйасасану также следует вычистить. Вечером пуджари должен убрать гирлянды и сандаловую пасту, и если ночь холодная, он должен закутать Шрилу Прабхупаду в тёплый чадар ./Также вечером, чаранамрита Божеств и вода от омовения рук после почитания чаранамриты должны быть удалены из храмовой комнаты./

В идеале должно быть что-то прикрывающее вйасасану сверху, вроде зонта или балдахина.

Если есть маленькое металлическое мурти Шрилы Прабхупады на алтаре, пуджари должен предлагать стандартное поклонение с упачарами, включая регулярное полирование и купание, как описаноа на стр. 200-204.

 

Глава 4

 

Содержание:

 

Подготовка к поклонению и пробуждение Господа....^

нанесение тилаки. ....36

ачаман.... .3^

утренние службы.....^

пробуждение Божеств.....35*

предложение пищи.....3?

церемония арати.....^

 

Основное поклонение с шестнадцатью предметами..... ^

предварительное поклонение.. ...4^

поклонение духовному учителю.....49

поклонение Господу Чаитанйе.....^

поклонение главному Божеству.....^^

даршана-арати.....^

укладывание Господа на-отдых... ..^

Мула-мантры.....^

 

Стандартные процедуры поклонения Божеству /арчана-паплхати/

Это общий стандарт пояснения, которому можно следовать в храмах с опытными пуджари и хорошими условиям для поклонения Божеству.

Если хотите, вы можете заменить санскритские мантры их переводами /большинство из которых включено сюда/, следуя образцу, изложенному в главе 3: ”Упрощёнпые процедуры для поклонения Божеству.”

В этой главе описано поклонение Радха-Кришне как главным Божествам. Процедуры ежедневного поклонения любому другому Божеству в основном такие же, особенно на уровне ваидхи-бхакти. Так можно использовать процедуры, данные здесь или в главе 3, заменяя соответствующие дхйанамантры, мула-мантры, пранама-мантры и стути.

 

Подготовка к поклонению и пробуждение Господа.

Подъём и памятование о Господе.

 

Просыпаясь пойте Харе Кришна мантру или хотя бы “Кришна, Кришна, Кришна!"

 

Предложите поклоны своему духовному учителю, воспевая его молитвы пранама:

 

нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале шримате [имя духовного учителя] ити намине.

Вы можете затем пропеть следующую молитву Господу:

 

прутах прабодхито вишно хошйкешена йат твайa йад йат карайасишана тат кароми тавйджйайа

 

“О Вишну, о Ишана, о Хришикеша, Ты разбудил меня, и теперь я готов делать всё, что Ты пожелаешь сегодня. “/Вишну-дхармоттрра, цитата из Хари-бхакти-виласы, 3.91./

 

Перед подъёмом можно помолиться Матери Земле:

 

самудра-васане девд парвата-стана-мандите вирну-патни намас тубхйам пада-спаршам кшамасва ме

“О Мать Земля, я предлагаю тебе мои смиренные поклоны, ты - жена Господа Вишну и обитель океанов, украшенная горами. Пожалуйста пройти, что я ходу по тебе.”

Вставайте и убирайте постель.

 

Халари-бхакти-виласа рекомендует некоторые стихи, которые вы можете воспевать при подъеме, чтобы прославить Господа и нейтрализовать плохие сны. Следующий стих, сказанный Шукадевой Госвами. очень нравится последователям Господа Чаитанйи Махапрабху:

 

джайати джана-нивасо девакЯ-джанма-вадо йаду-вара-пари^атсваир дорбхир асйанн адхармам стхира-чара-врджина-гхнах сусмите-шрй^укхена враджа-пура-ванитаны^ вардхайан ка^иа-д^вам

“Господь Шри Кридна - это тот, кто известен как Джана-Ниваса - конечное убежище всех живых существ, и который известен как Деваки-нандана или Йашода-нандана, сын Деваки и Йашоды. Он - глава династии Йаду и Своими рyками Он убивает всё неблагоприятное, а также каждого, кто нечестив. Своим присутствием Он разрушает всё неблагоприятное для всех живых существ, движущихся и неподвижных. Его блаженное улыбающееся лицо всегда наращивает похотливые желания гопи Вриндавана. Пусть Он всегда будет славен и счастлив!” /Шримад-Бхагаватам 10.90.48/

Омовение и одевание

 

· Вычистите зубы, выскребите язык и прополощите рот.Если вы хотите побриться, делайте это сейчас, до омовения.

· Со шнуром упавита, обмованным вокруг уха, удалите мочу и кал, и очиститесь /шауча/. /Подробности в Приложении/.

· Приступая к омовению, можно продекламировать следующую мантру:

 

/ом/ апавитрах павитро ва сарвастхам гато'пи ва йах смарет пун^ар^кЙкшам са б^хм^бхйан^тарах шучих

 

Чистый или нечистый, или прошедший через все условия материальной жизни, тот кто помнит лотосоокого Кришну, становится чистым внешне и внутренне. “/Гаруда Пурана, цитата в Хари-Бхакти-виласе, 3.47/

· После осушения, прополощите полотенце или гамчу, которой пользовались.

· Сядте и завяжите шикху, один раз пропев брахма-гаиатри.

· Оденте чистые одежды, затем проведите простой ачаман:

· Сядте на асану и маленькой ложкой возмите немного воды из