Схема землеустройства территории субъекта Российской Федерации

Каждый субъект РФ должен иметь схему землеустройства территории, основное назначение которой — детализация и углубление намеченных в Генеральной схеме мероприятий по использованию и охране земель, их привязка к территории субъекта РФ с учетом местных условий.
В Схеме землеустройства территории субъекта РФ проводят распределение земель по формам собственности, категориям и угодьям. В ней обосновывают потребности в земельных ресурсах для сельского и лесного хозяйства, промышленности, транспорта, развития населенных пунктов, других отраслей экономики, выделяют земли природоохранного значения. Обоснования выполняют с учетом перспектив развития различных отраслей экономики, потребности в землях граждан для развития коллективного садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного и индивидуального жилищного строительства, создания крестьянских (фермерских) хозяйств.
На основе этих данных разрабатывают комплекс природоохранных мероприятий в целом и по отдельным проблемам (консервация деградированных и загрязненных земель, защита почв от эрозии, заболачивания, подтопления и других негативных явлений). Выявляют резервы сельскохозяйственных земель и очередность их использования.
Схемы землеустройства территорий субъектов РФ разрабатывают параллельно или в развитии Генеральной схемы. Они также являются долговременными, носят предплановый характер и имеют расчетный период реализации 15-20 лет. Их содержание аналогично Генеральной схеме, но степень детализации проработок выше с доведением до отдельных административных районов. Главной составной частью Схемы землеустройства территории субъекта РФ является система мероприятий, направленных на формирование: устойчивого землепользования, межотраслевого распределения земель по категориям и угодьям; их обоснованного размещения в соответствии с экологическими и экономическими требованиями компактных и оптимальных по плошади землепользовании; благоприятных условий для эффективного ведения сельскохозяйственной и иной хозяйственной деятельности, устойчивого развития городов и других поселений в соответствии с градостроительной документацией, а также разме- щения специальных фондов земель. В схеме должны найти отражение общие 144 145 Раздел III. Государственный учет, планирование и контроль за использованием земельных ресурсов направления и основные задачи государственной политики, которые включают систему правовых, организационных, экологических, технологических и других мероприятий по рациональному использованию и охране земель. Кроме того должны быть решены также вопросы развития и территориальной организации областного агропромышленного комплекса, размещения объектов капитального строительства, мелиоративных систем, дорожной сети и других объектов производственной и социальной инфраструктуры, намечены мероприятия по охране природных ресурсов.
Схема включает текстовую и графическую части. Текстовая часть состоит из пояснительной записки с необходимыми расчетами и обоснованиями. В пояснительной записке в обязательном порядке приводят экспликацию земель по категориям землепользователей, в которой отражают перераспределение земельного фонда по годам (периодам) между категориями землепользователей. В графической части содержатся обзорные карты субъекта Российской Федерации (существующее состояние и перспективы землеустройства) в масштабе, указанном
заказчиком. Схемы землеустройства территории субъектов РФ разрабатывают по заданиям органов их государственной власти и согласовывают с учреждениями, ведомствами и комитетами органов их исполнительной власти, после чего представляют на государственную экологическую экспертизу. Согласованную в установленном порядке Схему землеустройства территории субъекта РФ утверждает орган его исполнительной власти.
Землеустроительные предприятия (учреждение и иные организации) разрабатывают также региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов (схемы землеустройства территории регионов). Их объектом могут быть не только единицы административно-территориального деления Российской Федерации, как, например, федеральные округа, но и большие территории, связанные единством экономических отношений, природными и социально-экономическими условиями. Это могут быть схемы землеустройства различных территориально-производственных комплексов, экономических районов, регионов Крайнего Севера, опустынивания и т. д. Содержание таких схем определяется конкретными задачами, которые ставит заказчик.