Камуфляж ночных истребителей
В самом начале войны немецкая ночная истребительная авиация была очень малочисленна и ее машины не имели ночного камуфляжа. Одномоторные истребители, находящиеся на вооружении ночных авиачастей, получали дополнительное обозначение на фюзеляже в виде буквы N (Nacht — ночной). Литера обычно имела черный цвет, но иногда была красной с белой обводкой.
В 1941 году усиление ночных налетов английских бомбардировщиков на Германию заставило немцев срочно увеличить число авиачастей своей ночной истребительной авиации. На вооружение ночных авиаполков поступали в основном двухмоторные истребители Bf 110, а также тяжелые двухмоторные истребители, переделанные из бомбардировщиков Ju 88r Do 17Z, Do 215 и Do 217. Поскольку самолеты действовали в ночной темноте, то их полностью окрашивали полуматовой черной краской. Бортовые тактические обозначения наносили серой краской RLM 77. От крестов на черном фоне оставались только белые утолки обводки. На некоторых самолетах белым цветом наносили знаки быстрого определения — полосы на хвосте или на нижней поверхности крыла.
В 1943 году ночной камуфляж немецких истребителей был решительно изменен на светлый. Выяснилось, что черный камуфляж ночных истребителей был не всегда эффективен, тогда как серый оказался более универсальным. Самолет теперь полностью окрашивали в серые оттенки. К 1945 году использовалось уже несколько типов серого камуфляжа, которые можно назвать стандартными для ночных истребителей Bf 110:
1. Самолет полностью окрашен RLM 76. 2. Двухцветная защитная окраска. Верхние поверхности — серый RLM 75. Окраска снизу и по бокам фюзеляжа — RLM 76 (или, в самом конце войны, — RLM 41). 3. Двухцветный камуфляж. Верхние поверхности — серый RLM 75 с пятнами серо- голубого RLM 76. Нижние поверхности и боковины фюзеляжа — RLM 76. Часто по бокам фюзеляжа поверх RLM 76 — пятна RLM 75. 4. Трехцветный камуфляж. Верхние поверхности — осколочный камуфляж RLM 74/75 (возможно RLM 75/83). Нижние поверхности и боковины фюзеляжа — RLM 76. И по бокам фюзеляжа поверх RLM 76 — пятна RLM 75 (или 83).
Надо также отметить, что в конце войны некоторые машины вместо пятен покрывали «бесконечными» извилистыми полосками контрастными для основной фоновой окраски (например, RLM 76 поверх 75 или наоборот) . Но это не было стандартом и обычно делалось на местах персоналом боевых авиачастей.
Иногда на нижней поверхности ночных истребителей (обычно на Bf 110) применялась своеобразная «половинчатая» окраска, одновременно выполнявшая роль и деформирующего камуфляжа и средства быстрого определения. В черный цвет (RLM 22) снизу окрашивались: правая половина крыла, фюзеляжа и стабилизатора.
Кресты на фюзеляже и верхней поверхности крыла были «прозрачными», то есть состояли из одних белых уголков обводки, свастика и нижние кресты — «классического» черно-белого вида.
По сравнению с Bf 110, камуфляж ночных истребителей Ju 88G, которые выпускались с ноября 1943 года до конца войны, был более однообразным. Самолеты полностью покрывали серо-голубой краской RLM 76, а на верхние поверхности и по бокам фюзеляжа и киля серой краской RLM 75 наносили множество пятен. Причем пятна наносились регулярно и имели сравнительно «правильную» форму. Антенны радаров и переплет фонаря кабины на Ju 88G красили черно-серой краской RLM 66, а коки и лопасти винтов — черно-зеленой RLM 70. Но с лета 1944 года камуфляж ночных истребителей Ju 88 немного изменился. Причиной тому, по-видимому, стал дефицит прежних красок. Основная фоновая RLM 76 частично (хвостовое оперение, мотогондолы, закрылки и элероны) или полностью стала заменяться серой краской RLM 41.
«Половинчатая» нижняя окраска ночного истребителя Не 219
Все ночные истребители люфтваффе несли стандартные обозначения и опознавательные знаки. Но, если на темном фоне RLM 74/75/83 обычно помещали «прозрачные» кресты белого цвета и белую свастику, то на светлый фон RLM 76 или 41 (чаще всего снизу) могли нанести крест, состоящий из уголков черного цвета и черную свастику. Новшеством, но вряд ли официальным, стало в конце войны обозначение на килях ночных истребителей радиодиапазона, на котором работали их бортовые радары. Обычно он наносился римскими цифрами черного или белого цвета ниже серийного номера.
Разбитый ночной истребитель-перехватчик Bf 110G с «усами» радарных антенн имел обычный серо-пятнистый камуфляж RLM 74/75/76