Бомбардировщики, разведывательные самолеты и двухмоторные истребители
С конца 1936 года на немецких бомбардировщиках применялась четырехцветная защитная окраска. Верхние поверхности самолетов покрывались «осколочным» камуфляжем из трех цветов — темно-коричневого RLM 61 (Dunkelbraun), зеленого RLM 62 (Grun) и серо-зеленого RLM 63 (Grungrau). Нижние поверхности окрашивались в свет- ло-голубой цвет RLM 65.
Но камуфляж, в котором основная масса бомбардировщиков люфтваффе встретила Вторую мировую войну был уже другим. Он появился в сентябре 1938 года, и в нем использовались только два оттенка зеленого цвета. В излюбленном для люфтваффе стиле, верхние поверхности самолетов покрывались крупными угловатыми «осколками» черно-зеленого RLM 70 (Schwarzgrun) и темно-зеленого RLM 71 (Dunkelgrun). А снизу, по-прежнему, использовался светло-голубой RLM 65. Надо заметить, что небольшое количество военных самолетов в камуфляже образца 1936 года все же приняли участие в боях Второй мировой войны. Например, на восточном фронте в авиагруппах ночных штурмовиков, вплоть до 1942 года использовались старые бипланы «Хеншель» Hs 123, среди которых встречались самолеты с четырехцветным камуфляжем RLM 61/62/63/65. Стандартная защитная окраска бомбардировщиков в действующих авиачастях дополнялась или частично изменялась. Например, коки винтов, окрашенные на заводе цветом RLM 70, обычно перекрашивали в цвет обозначения эскадрильи (желтый, белый, красный, зеленый, синий), причем, какого-либо строгого порядка в этом не было.
Разведчик Bf 110С-5 из 4(F)/14, попавший в руки англичан 21 июля 1940 года. Весной 1940 года камуфляж немецких двухмоторных истребителей стал серым и пятнистым. До этого он был темно-зеленым, как на бомбардировщиках (ср. нижнее фото)
Do 17Z во время Балканской кампании. Верхняя защитная окраска немецких бомбардировщиков состояла из двух оттенков темно-зеленого цвета (RLM 70/71), но на черно-белых фотографиях они чаще всего выглядят, как окрашенные в один цвет
Два Bf 110 из ZG 26 в разном камуфляже. Первый окрашен в серые тона (RLM 74/75/76) по образцу, принятому в 1940 году, позади него более ранний темно-зеленый (RLM 70/71/65)
Перекрашивался или весь кок, или его носок, или сегмент, или узкая полоса в его середине. Различные опознавательные полосы или окраски также могли появляться на фюзеляже, на консолях крыла или на мотогондолах. Особо следует рассказать о «неофициальном» типе камуфляжа, который, тем не менее, довольно часто встречался на бомбардировщиках и двухмоторных истребителях люфтваффе. Речь идет о камуфляже, состоящем из тонких бесконечно-витиеватых полос или «змеек». Они имели контрастный по отношению к основной окраске цвет и напылялись поверх обычного камуфляжа на все верхние и боковые, а иногда даже на нижние поверхности самолета. По-видимому, «змейки» появились не раньше 1941 года и сначала на самолетах, действующих над морем: Ju 88 и Не 177. Позже они распространились и на другие типы самолетов.
«Змейки» не были заводским камуфляжем. Их наносили на самолеты во фронтовых авиачастях или в полевых авиамастерских, поэтому завитки полосок имели неповторимый рисунок на каждой боевой машине. Часто полосы-змейки «выползали» из нижней окраски RLM 76 и дробили пространство верхних более темных цветов. Но, например, на ночных бомбардировщиках Do 217, нижние поверхности которых были закрашены черным, светлые полосы просто наносились поверх основной темной окраски. И, наоборот, на тех же ночных Do 217 полосы могли быть темными (черными или зелеными) на более светлой (по-видимому, серой RLM 75) окраске верхних поверхностей самолета.
До 1940 года двухмоторные немецкие истребители Bf 110 окрашивались так же, как бомбардировщики: RLM 70/71/65. Начиная с мая 1940 года подобно тому, как это было сделано на одномоторных истребителях, черно-зеленый цвет RLM 70 на «мессер- шмиттах» Bf 110 стали заменять бледно-зеленым RLM 02. При этом гранница нижнего се- ро-голубого цвета RLM 65 поднялась вверх, В 1941 году Bf 110 получили еще более «истребительную» окраску. Их камуфляж был изменен на новую схему RLM 74/75/76 с пятнами по бокам фюзеляжа. Пришедшие на смену «стодесятым» двухмоторные Me 210/410 чаще всего окрашивались по такому же «истребительному» образцу.
Ju 87D (Т6+ВМ) из 4./St.G 2. Россия, 1942 год. Самолет имеет стандартный верхний камуфляж RLM 70/71, но снизу, по-видимому, был перекрашен в черный ночной цвет. Об этом говорит размытый силуэт креста рядом с четкой индивидуальной литерой «В». Кок винта и косая полоска на руле - белые - в цвете эскадрильи.
Не 111Н из KG 26 с белыми или желтыми капотами двигателей.
Схема окраски и расположения опознавательных и тактических знаков на бомбардировщиках Не 111Р/Н