Бомбардировщики, разведывательные самолеты и двухмоторные истребители
С осени 1935 года до конца 1938 года (а практически до начала 1939) на бомбардировщиках люфтваффе красовались пятизначные обозначения, например 54 + F37, где по порядку обозначались: воздушный округ, номер авиаполка, отличительная литера самолета, группа и эскадрилья. Назревала Вторая мировая война, а в боевых условиях такое обозначение было бы громоздким, неудобным, а частично и вовсе не нужным.
Поэтому с 1939 года для немецких бомбардировщиков ввели новую систему тактических обозначений, которая постепенно упрощаясь просуществовала до конца Второй мировой войны.
Буквенно-цифровой код стал четырехзначным. Наносили его черной краской на обе стороны фюзеляжа между крылом и стабилизатором, а также на верхнюю и нижнюю поверхности крыла. На фюзеляж — по схеме ХХ + ХХ, на крыло - по схеме Х + Х Х + Х. Бортовое обозначение на фюзеляже с любой стороны читалось слева направо. Два первых знака (всегда слева от креста) были буквенно- цифровым кодом авиачасти (гешвадера или разведывательной авиагруппы). Справа от креста последовательно шли: индивидуальное буквенное обозначение самолета и буквенное обозначение номера эскадрильи. При этом индивидуальная буква самолета или полностью окрашивалась в «цвет эскадрильи», или реже, оставаясь черной, имела соответствующую обводку (см. таблицу на стр. 16). Контрастная обводка применялась также для четкого выделения индивидуальной буквы самолета, на фоне камуфляжа. Например, темная красная буква могла иметь белую обводку.
Вид и пропорции знаков буквенно-цифрового кода люфтваффе
Рассмотрим реальное обозначение «F1+DT» бомбардировщика Do 17Z. Код F1 был присвоен 76-му бомбардировочному полку (KG 76). Буква «Т» говорила о принадлежности самолета к 9-й эскадрилье полка, которая находилась в составе III-й группы. А желтая буква «D» — была индивидуальным знаком самолета и дополнительным хорошо различимым определителем.
Как уже отмечалось выше, четырехзначный код предписывалось размещать не только на фюзеляже бомбардировщиков, но и на нижней поверхности крыла. Верх букв был направлен вперед по линии полета. Читался код слева направо, начинаясь на правой половине и заканчиваясь на левой половине крыла. В нашем примере это выглядело так: F+l D +Т. При этом все знаки, включая индивидуальную букву, обычно были черными. Очень скоро обозначение на нижней поверхности крыла стали упрощать до двух букв, например: D + F D + F. И в конце концов свели его до одной индивидуальной буквы слева и справа от крестов, например: D + + D. Таким же образом (рядом с крестами, верх направлен вперед) индивидуальные буквы наносились и на верхнюю поверхность крыла, но уже не черные, а в цвете эскадрильи. Впрочем, от разноцветных букв сверху очень скоро отказались. А на некоторых фотографиях немецких бомбардировщиков (начиная с 1940 года) отсутствуют буквенные обозначения и на нижней поверхности крыла. Видимо, их тоже нередко закрашивали.
Как и в случае истребителей, обычная система обозначения бомбардировщиков дополнялась расширенным использованием «цвета эскадрильи». В соответствующий цвет целиком или частично окрашивали коки винтов самолетов. При этом иногда носок кока окрашивали в цвет группы. Каждой группе в гешвадере бомбардировщиков также был присвоен свой цвет: I группа — белый, II группа — красный, III группа — желтый, IV группа — светло-синий, V группа — черный. Впрочем, это, по-видимому, не было ни официальным, ни обязательным, Тем не менее, соответствующий цвет иногда служил фоном в геральдической эмблеме подразделения, которая наносилась на фюзеляж бомбардировщика обычно ниже фонаря кабины. Иногда гербовые щиты эмблем имели обводку в цвете эскадрильи. Но, еще раз оговоримся, эта система не была обязательной. Некоторые бомбардировщики в подразделениях вообще не несли никаких эмблем.
В начале войны, в 1939 —1941 годах в качестве дополнительного обозначения на бомбардировщиках использовались узкие цветные полосы вокруг фюзеляжа на носовой его части (часто на Do 17 или на ранних Do 217) или на половине его длины. Иногда самолеты командиров подразделений несли белые широкие полоски на вертикальном оперении или на верхней поверхности крыла. Количество полос определяло принадлежность самолета к штабному звену соответствующей группы. Одна полоска — I группа, две — II группа, три — III группа.
Двухмоторные истребители люфтваффе (Bf 110, а позже Me 410) имели такую же систему бортовых кодовых обозначений, как и бомбардировщики. Но поскольку Bf 110 стояли на вооружении истребительных частей, а те отличались большими вольностями, в том числе и в окрасках своих самолетов, то на двухмоторных истребителях всевозможных отступлений от обязательного образца было больше, равно как и дополнений. Например, в период боев во Франции и в Битве за Англию в 1940 году, «мессершмитты» Bf 110 из ZG 26 имели широкие белые полосы вокруг хвостовой части фюзеляжа, а носовая часть самолетов и капоты их двигателей могли быть окрашены в цвет эскадрильи. Другие Bf 110 из ZG 76 отличались ярким красно-белым изображением акульей пасти, нарисованной на «носу» самолетов. Словом, эмблемы и вся дополнительная расцветка подразделений двухмоторных истребителей явно отличались от бомбардировочных большими размерами, красочностью и «наглостью». В конце войны из тактического кода на фюзеляже немецких бомбардировщиков и двухмоторных истребителей стали убирать обозначение гешвадера (два первых знака). Или наносили это обозначение так, что оно становилось почти незаметным: размером, уменьшенным в 4 раза.
Зубастые акульи пасти были отличительной особенностью двухмоторных истребителей Bf 110 из II/ZG 76 с весны 1939 года. Некоторые самолеты сохраняли свои зубки вплоть до конца войны, став уже ночными истребителями