Бомбардировщики, разведывательные самолеты и двухмоторные истребители

С осени 1935 года до конца 1938 года (а практически до начала 1939) на бомбарди­ровщиках люфтваффе красовались пяти­значные обозначения, например 54 + F37, где по порядку обозначались: воздушный ок­руг, номер авиаполка, отличительная литера самолета, группа и эскадрилья. Назревала Вторая мировая война, а в боевых условиях такое обозначение было бы громоздким, не­удобным, а частично и вовсе не нужным.

Поэтому с 1939 года для немецких бомбар­дировщиков ввели новую систему тактичес­ких обозначений, которая постепенно упро­щаясь просуществовала до конца Второй ми­ровой войны.

Буквенно-цифровой код стал четырехзнач­ным. Наносили его черной краской на обе сто­роны фюзеляжа между крылом и стабилиза­тором, а также на верхнюю и нижнюю по­верхности крыла. На фюзеляж — по схеме ХХ + ХХ, на крыло - по схеме Х + Х Х + Х. Бортовое обозначение на фюзеляже с любой стороны читалось слева направо. Два первых знака (всегда слева от креста) были буквенно- цифровым кодом авиачасти (гешвадера или разведывательной авиагруппы). Справа от креста последовательно шли: индивидуальное буквенное обозначение самолета и буквенное обозначение номера эскадрильи. При этом индивидуальная буква самолета или полно­стью окрашивалась в «цвет эскадрильи», или реже, оставаясь черной, имела соответствую­щую обводку (см. таблицу на стр. 16). Контра­стная обводка применялась также для четкого выделения индивидуальной буквы самолета, на фоне камуфляжа. Например, темная крас­ная буква могла иметь белую обводку.

Вид и пропорции знаков буквенно-цифрового кода люфтваффе

Рассмотрим реальное обозначение «F1+DT» бомбардировщика Do 17Z. Код F1 был присвоен 76-му бомбардировочному полку (KG 76). Буква «Т» говорила о принад­лежности самолета к 9-й эскадрилье полка, которая находилась в составе III-й группы. А желтая буква «D» — была индивидуальным знаком самолета и дополнительным хорошо различимым определителем.

Как уже отмечалось выше, четырехзнач­ный код предписывалось размещать не толь­ко на фюзеляже бомбардировщиков, но и на нижней поверхности крыла. Верх букв был направлен вперед по линии полета. Читался код слева направо, начинаясь на правой по­ловине и заканчиваясь на левой половине крыла. В нашем примере это выглядело так: F+l D +Т. При этом все знаки, включая ин­дивидуальную букву, обычно были черными. Очень скоро обозначение на нижней поверх­ности крыла стали упрощать до двух букв, на­пример: D + F D + F. И в конце концов свели его до одной индивидуальной буквы слева и справа от крестов, например: D + + D. Таким же образом (рядом с крестами, верх направ­лен вперед) индивидуальные буквы наноси­лись и на верхнюю поверхность крыла, но уже не черные, а в цвете эскадрильи. Впро­чем, от разноцветных букв сверху очень ско­ро отказались. А на некоторых фотографиях немецких бомбардировщиков (начиная с 1940 года) отсутствуют буквенные обозначе­ния и на нижней поверхности крыла. Види­мо, их тоже нередко закрашивали.

Как и в случае истребителей, обычная си­стема обозначения бомбардировщиков до­полнялась расширенным использованием «цвета эскадрильи». В соответствующий цвет целиком или частично окрашивали ко­ки винтов самолетов. При этом иногда но­сок кока окрашивали в цвет группы. Каж­дой группе в гешвадере бомбардировщиков также был присвоен свой цвет: I группа — белый, II группа — красный, III группа — желтый, IV группа — светло-синий, V груп­па — черный. Впрочем, это, по-видимому, не было ни официальным, ни обязатель­ным, Тем не менее, соответствующий цвет иногда служил фоном в геральдической эм­блеме подразделения, которая наносилась на фюзеляж бомбардировщика обычно ни­же фонаря кабины. Иногда гербовые щиты эмблем имели обводку в цвете эскадрильи. Но, еще раз оговоримся, эта система не бы­ла обязательной. Некоторые бомбардиров­щики в подразделениях вообще не несли никаких эмблем.

В начале войны, в 1939 —1941 годах в ка­честве дополнительного обозначения на бомбардировщиках использовались узкие цветные полосы вокруг фюзеляжа на носо­вой его части (часто на Do 17 или на ранних Do 217) или на половине его длины. Иногда самолеты командиров подразделений несли белые широкие полоски на вертикальном оперении или на верхней поверхности кры­ла. Количество полос определяло принад­лежность самолета к штабному звену соот­ветствующей группы. Одна полоска — I группа, две — II группа, три — III группа.

Двухмоторные истребители люфтваффе (Bf 110, а позже Me 410) имели такую же си­стему бортовых кодовых обозначений, как и бомбардировщики. Но поскольку Bf 110 сто­яли на вооружении истребительных частей, а те отличались большими вольностями, в том числе и в окрасках своих самолетов, то на двухмоторных истребителях всевозмож­ных отступлений от обязательного образца было больше, равно как и дополнений. На­пример, в период боев во Франции и в Битве за Англию в 1940 году, «мессершмитты» Bf 110 из ZG 26 имели широкие белые полосы вокруг хвостовой части фюзеляжа, а носо­вая часть самолетов и капоты их двигателей могли быть окрашены в цвет эскадрильи. Другие Bf 110 из ZG 76 отличались ярким красно-белым изображением акульей пас­ти, нарисованной на «носу» самолетов. Словом, эмблемы и вся дополнительная рас­цветка подразделений двухмоторных истре­бителей явно отличались от бомбардировоч­ных большими размерами, красочностью и «наглостью». В конце войны из тактического кода на фюзеляже немецких бомбардировщиков и двухмоторных истребителей стали убирать обозначение гешвадера (два первых знака). Или наносили это обозначение так, что оно становилось почти незаметным: размером, уменьшенным в 4 раза.

Зубастые акульи пасти были отличительной особенностью двухмоторных истребителей Bf 110 из II/ZG 76 с весны 1939 года. Некоторые самолеты сохраняли свои зубки вплоть до конца войны, став уже ночными истребителями