Тема№21 Органы государственного контроля и надзора в Республики Беларусь
Сущность государственного контроля заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы и их должностные лица с помощью определенных способов и средств выявляют отклонения от предусмотренной законодательством деятельности и должностного поведения подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц. В случаях обнаружения нарушений законности и дисциплины, контролирующие органы своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры к предотвращению нарушений законности и дисциплины.
По характеру деятельности контроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом не входящим в систему проверяемого органа и внутренним, когда контроль проводится в пределах какой либо организации, структурного ?начальником по отношению непосредственно подчиненных в пределах предприятий, учреждений.
В зависимости от субъекта осуществляющих контроль и характера их полномочий можно выделить:
1)контроль Президента Республики Беларусь;
2)контроль органов законодательной (представительной) власти;
3)контроль органов исполнительной власти;
4)контроль органов судебной власти.
Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами. Основные направления контрольной деятельности Президента Республики Беларусь:
1)контроль в процессе формирования органов управления;
2)контроль за содержанием деятельности аппарата государственного управления, фактическими результатами за качеством руководства;
3)контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;
4)контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;
5)контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.
Контроль органов законодательной власти. Контрольные полномочия органа законодательной власти – Национального собрания Республики Беларусь, определены статьями 97 и 98 Конституции Республики Беларусь.
В системе органов исполнительной власти осуществляется общий, ведомственный и надведомственный контроль.
Общий контроль осуществляется в связи с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенцией.
Ведомственный контроль осуществляется органами единой системы в пределах подведомственности.
Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции (Например: Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и т.д. )
Государственный надзор
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов ее осуществляющих подразделяется на два вида:
1)прокурорский надзор;
2)административный надзор.
Прокурорский надзор – это деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением Министерствами и государственными комитетами, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля их должностными лицами, Конституции Республики Беларусь и Законов, а так же за соответствием законов издаваемых ими правовых актов.
Административный надзор – его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за соблюдением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил закрепленных в законах и подзаконных актах.
Методами деятельности органов осуществляющих административный надзор является: постоянное наблюдение, периодические проверки, обследования, изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности, истребование документов и отчетных данных.