Методика критериев оценки (на примере методики ATAG)

Суть данного метода заключается в нахождении определенных критериев, которые описывают основные особенности организационной культуры. В качестве таких критериев в методике ATAG выступают:

1) характеристики организационной культуры;

2) основные ориентации организационной культуры;

3) факторы, влияющие на изменение организационной культуры;

4) однородность организационной культуры;

5) соответствие инструментам управления.

1. Характеристики организационной культуры:

· отдельные личности (основатель, руководитель организации).

· сфера активности организации (отрасль, рынки, продукты, технологии и клиенты). Очень часто эти элементы характеризуют культуру организации.

· условия существования или зависимости (правовые, экономические, социальные). Статус организация (является дочерней фирмой или подчиняется семейному клану; зависима от инвестиций или от поставщиков).

· стадия развития организации.

· локальное окружение.

· успехи организации (экономические, политические, социальные).

2. Основные ориентации организации:

· ориентация на клиентов (оценка клиентов, знание клиентов и их проблем, контакты и отношения с клиентами).

· ориентация на сотрудников (оценка сотрудников, доверие, сотрудничество).

· ориентация на результат (направленность на цель, качество, выпуск, интенсивность труда, отношение к труду).

· ориентация на инновацию (готовность к риску, готовность к изменениям и обучению, частота инноваций, инвестиционное поведение, процесс принятия решений, гибкость).

· ориентация на издержки.

· ориентация на коммуникации (внутреннее и внешнее коммуникативное поведение, формы партнерства в организации (каким образом подаются рациональные предложения, кружки качества)).

· направленность на организацию (идентификация с организацией, лояльность, корпоративный дух, конфликтное поведение).

· ориентация на технологию (состояние технологии, значение научных основ для результативности производства, аргументация интуитивно/ рационально).

· ориентация на акционеров.

3. Однородность организационной культуры (субкультуры, особенно отделы информатики).

4. Соответствие инструментам управления.

5. Факторы, влияющие на изменения:

· способствующие изменениям:

– интересующиеся, готовые к изменениям и легко адаптирующиеся сотрудники;

– восприимчивое к нововведениям руководство;

– привлекательность изменений для собственников;

– неудовлетворенность существующим положением.

· препятствующие изменениям:

– скептически относящееся к изменениям руководство компании;

– формализм, бюрократия, длинные коммуникации;

– сильные корни в регионе;

– размеры организации;

– количество уровней управления;

– авторитарное управление;

– сильно формализованные процессы, структуры, образцы поведения;

– недостаточная мобильность сотрудников;

– недостаточный интерес руководства и сотрудников;

– значительное число сотрудников в возрасте;

– низкая привлекательность изменений для сотрудников;

– хорошо работающая организация;

– удобство;

– самоудовлетворенность организации.

В процессе нахождения критериев заполняется таблица возможностей инструментов диагностики для предоставления информации об организационной культуре (при использовании методики ATAG) – таблица 3.7.

 

Таблица 3.7 - Соответствие инструментов диагностики критериям оценки организационной культуры по методике ATAG

Инструменты диагностики / Критерии оценки Анализ документов Обход организации Опрос Включенное наблюдение Интервью
Характеристики организационной культуры          
Основные ориентации          
Однородность          
Соответствие инструментам управления          
Факторы, влияющие на изменения          

 

Примечание. При заполнении таблицы рекомендуется использовать обозначения, например:

* – нельзя выявить с помощью данного инструмента;

** – можно получить частичную информацию;

*** – позволяет получить полную информацию.