Методика критериев оценки (на примере методики ATAG)
Суть данного метода заключается в нахождении определенных критериев, которые описывают основные особенности организационной культуры. В качестве таких критериев в методике ATAG выступают:
1) характеристики организационной культуры;
2) основные ориентации организационной культуры;
3) факторы, влияющие на изменение организационной культуры;
4) однородность организационной культуры;
5) соответствие инструментам управления.
1. Характеристики организационной культуры:
· отдельные личности (основатель, руководитель организации).
· сфера активности организации (отрасль, рынки, продукты, технологии и клиенты). Очень часто эти элементы характеризуют культуру организации.
· условия существования или зависимости (правовые, экономические, социальные). Статус организация (является дочерней фирмой или подчиняется семейному клану; зависима от инвестиций или от поставщиков).
· стадия развития организации.
· локальное окружение.
· успехи организации (экономические, политические, социальные).
2. Основные ориентации организации:
· ориентация на клиентов (оценка клиентов, знание клиентов и их проблем, контакты и отношения с клиентами).
· ориентация на сотрудников (оценка сотрудников, доверие, сотрудничество).
· ориентация на результат (направленность на цель, качество, выпуск, интенсивность труда, отношение к труду).
· ориентация на инновацию (готовность к риску, готовность к изменениям и обучению, частота инноваций, инвестиционное поведение, процесс принятия решений, гибкость).
· ориентация на издержки.
· ориентация на коммуникации (внутреннее и внешнее коммуникативное поведение, формы партнерства в организации (каким образом подаются рациональные предложения, кружки качества)).
· направленность на организацию (идентификация с организацией, лояльность, корпоративный дух, конфликтное поведение).
· ориентация на технологию (состояние технологии, значение научных основ для результативности производства, аргументация интуитивно/ рационально).
· ориентация на акционеров.
3. Однородность организационной культуры (субкультуры, особенно отделы информатики).
4. Соответствие инструментам управления.
5. Факторы, влияющие на изменения:
· способствующие изменениям:
– интересующиеся, готовые к изменениям и легко адаптирующиеся сотрудники;
– восприимчивое к нововведениям руководство;
– привлекательность изменений для собственников;
– неудовлетворенность существующим положением.
· препятствующие изменениям:
– скептически относящееся к изменениям руководство компании;
– формализм, бюрократия, длинные коммуникации;
– сильные корни в регионе;
– размеры организации;
– количество уровней управления;
– авторитарное управление;
– сильно формализованные процессы, структуры, образцы поведения;
– недостаточная мобильность сотрудников;
– недостаточный интерес руководства и сотрудников;
– значительное число сотрудников в возрасте;
– низкая привлекательность изменений для сотрудников;
– хорошо работающая организация;
– удобство;
– самоудовлетворенность организации.
В процессе нахождения критериев заполняется таблица возможностей инструментов диагностики для предоставления информации об организационной культуре (при использовании методики ATAG) – таблица 3.7.
Таблица 3.7 - Соответствие инструментов диагностики критериям оценки организационной культуры по методике ATAG
Инструменты диагностики / Критерии оценки | Анализ документов | Обход организации | Опрос | Включенное наблюдение | Интервью |
Характеристики организационной культуры | |||||
Основные ориентации | |||||
Однородность | |||||
Соответствие инструментам управления | |||||
Факторы, влияющие на изменения |
Примечание. При заполнении таблицы рекомендуется использовать обозначения, например:
* – нельзя выявить с помощью данного инструмента;
** – можно получить частичную информацию;
*** – позволяет получить полную информацию.