Школы изучения организационной культуры. Тенденции развития

 

Организационная культура возникает и развивается по законам, схожим с законами развития культуры человеческого общества, группы людей, каждого отдельно взятого человека. Она представляет собой часть культуры нации, региона, государства, общества и во многом определяется ими. Процесс изменений в культуре в наибольшей степени связан со сменой ценностных ориентаций, которые происходят в социальной группе (обществе, государстве, организации). Изменение ценностей организации неизбежно приводит к изменению организационной культуры.

Истории изучения организационной культуры около ста лет. Специальные исследования, посвященные организационной культуре, более активно стали проводиться в США в 60-е годы ХХ века. Начало в области детального исследования организационной культуры относят к началу 80-ых годов прошлого столетия. К концу 80-х гг. проблема организационной культуры стала одной из главных в вопросах управления организациями в США и Западной Европе, что было связано с появлением на международном рынке японских фирм - довольно сильного конкурента в области наукоемкой продукции: телекоммуникаций, информационных технологий, электроники, автомобилестроении и т.д. Практики и теоретики управления США и Западной Европы были первыми, кто обратил внимание на организационную культуру как фактор успешной конкуренции. Ими была выдвинута идея повышения эффективности деятельности организаций за счет создания этических ценностей, идеологии управления, сплачивающих коллектив, гуманизации предприятий. По пониманию сущности организационной культуры и направлениям исследования выделяют три школы (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Школы изучения организационной культуры

Название школы Представители Основные положения
«поведенческая» Р.М.Сайерт, Дж.Г.Марч; Д.Хэмптон В изучении организационной культуры отталкивались от поиска и анализа закономерностей создания общих ценностей, понятий, правил и норм поведения персоналом в процессе своей деятельности в организации
«школа эффективности» Т.Дил и А.Кеннеди; Томас Дж. Питерс и Роберт Уотерман, и др. Акцентирование внимания на влиянии организационной культуры на эффективность деятельности организаций
«школы моделирования» Э.Шейн, Ч.Хэнди, К.Камерон и Р.Куинн и др. Организационная культура - самостоятельный объект исследования. Представителями была проведена классификация типов культур, были разработаны модели формирования культуры организации, методики оценки, и т.п.

 

Современные исследования показали, что в настоящее время наблюдается тенденция ослабления крайнего индивидуализма работников организации и стремление руководства их сплотить. Сравнительная схема приоритетных ценностей в организационной культуре США, Западной Европы, СССР (РФ), Японии и восточных мусульманских стран и современных тенденций ее развития представлена на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Эволюция развития приоритетных ценностей организационных культур

 

Изменения в тенденциях развития организационных культур зарубежных стран вызвано:

· крайне нестабильной внешней средой,

· высокой мобильностью работников,

· изменением производственных отношений и условий труда,

· изменением характеристик труда: «домашний офис», наличие интернета предоставляют возможность работать, не выходя из дома. В результате происходит индивидуализация людей, что лишает фирму немалозначимого фактора в обеспечении стабильности существования - сплоченный постоянный коллектив (надо отметить, что крайний коллективизм в настоящее время теряет свою значимость),

· глобализацией, распространением информационных технологий, которые приводят к интеграции двух противоположных – западной и восточной организационных культур (западные - американские, западноевропейские организации перенимают те элементы организационной культуры восточных, в частности, японских, которые могут повысить их эффективность, и наоборот), что объединяет людей, как на уровне фирм, так и на уровне стран, делая их членами одного общества, организации.

В России пока еще очень сильны такие приоритеты как индивидуализм, личный успех и продвижение вверх по карьерной лестнице. Интеграция российских организаций в мировое сообщество, их объединение требуют формирования той идеологии управления, которая бы соответствовала общемировым тенденциям.

Культура возникает и развивается только в русле течения исторического процесса. Культура - явление динамическое, и исследовать культуру необходимо в ее развитии, а не в статическом состоянии, вырвав кусок культуры из исторической эпохи.

Культура, как нации, так и организации, передается от человека к человеку, из поколения в поколение способом, схожим с генетическим наследованием.