Проверка и регулировка зазора в подшипниках ступицы переднего колеса

Для проверки зазора поднять переднюю часть автомобиля, опереть ее на подставку и снять передние колеса. Под болт крепления колеса устано­вить приспособление 02.7834.9505 (рис.3.4.).Упереть ножку индикатора в торец оси поворотно­го кулака при нулевом положении

­

Рис. 3.4. Проверка осевого зазора подшипников ступицы переднего колеса приспособлением 02.7834.9505: 1 -индикатор; 2 - болт; 3 - кронштейн; 4 - ступица колеса

 

стрелки и, перемещая ступицу вдоль оси поворотного кулака, за­мерить величину перемещения (зазора) по индикатору.

Если зазор больше 0,15 мм, отрегулировать его в следующем порядке:

— отвернуть регулировочную гайку с цапфы пово­ротного кулака;

— установить новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затянуть ее момен­том 19,6 Н. м (2 кгс. м), одновременно поворачивая ступицу обоих направлениях два-три раза для само­установки роликов подшипников;

— ослабить регулировочную гайку и снова затянуть ее моментом 6,8 Н • м (0,7 кгс • м);

— на шайбе сделать метку В (рис. 3.5.), затем отпустить на 20-25° гайку так, чтобы кромка А немного не дошла до метки В;

 

 

Рис. 3.5. Схема регулировки подшипников ступицы перед­него колеса: А - кромка гайки; В - метка на шайбе

 

— застопорить гайку в этом положении, вдавливая лунки на шейке гайки в пазы на конце цапфы поворотного кулака.

После регулировки зазор в подшипниках должен быть в пределах 0,02 — 0,08 мм. При регулировке зазора следует учитывать, что направление резьбы на левой цапфе поворотного кулака правое, на правой цапфе—левое.

3.4. Расчет сил, действующих в деталях подвески.

Подвеска колеса автомобиля представляет собой колебательную систему, собственная частота колебаний которой определяется жесткостью шины С1, жесткостью подвески кузова С2 и массой оси m1.

На неровной дороге амортизатор не может полностью погасить постоянно появляющиеся колебания нагрузки ± DN. Применив индекс V для переднего колеса, получим следующее верхнее значение нормальной силы в пятне контакта колеса с дорогой с учетом жесткости шины С1:

NV2=NV2,

где К2 – коэффициент динамической нагрузки на колесо.

NV2=NF+NE+Uv/2,

где NF – нагрузка на пружину;

NE – нагрузка на ограничитель хода;

UV – вес оси.

Рис. 3.6. Схема подвески.

 

На оба шаровых шарнира А и В (рис.7) действует сила, направленная перпендикулярно плоскости дороги и равная сумме сил, передаваемых через пружину и ограничитель хода:

NA=NB=NF+NE=NV2-UV/2.

С учетом увеличения силы упругости подвески за счет сжатия пружины, имеем:

DNV=f1V*C2V,

где DNV – амплитуда изменения нагрузки на передние колеса;

f1V – ход подвески;

C2V – жесткость подвески.

Приведенная к колесу нагрузка на пружину будет равна

NF=NV-UV/2+DNV.

В связи с изменением углов наклона рычагов при сжатии пружины подвеска становится более жесткой, то есть величину NF надо увеличить на 5%.

Исходя из этого, нагрузка на ограничитель хода, приведенная к колесу, равна

NE=NV2- (NV+DNV)

Для проведения расчета сил, действующих на подвеску, выдаются следующие исходные данные:

- допускаемая нагрузка на ось GV;

- вес оси UV;

- жесткость подвески C2V;

- ход подвески f1V;

- коэффициент динамичности К2;

- нагрузка на колесо NV= GV/2.

 

 

Лабораторная работа № 2:

«Определение технического состояния зависимой передней подвески автомобилей типа ВАЗ (переднеприводной вариант) и расчет сил, действующих в деталях подвески»

 

1. Цель работы: Оценка технического состояния передней подвески легкового автомобиля по основным диагностическим параметрам и расчет усилий, действующих на подвеску.

2. Задачи работы:

- ознакомиться с конструкцией передней подвески;

- определить состояние деталей передней подвески, по основным диагностическим параметрам;

- сделать вывод по результатам диагностики передней подвески;

- по исходным данным рассчитать усилия, действующие в деталях подвески.

3. Содержание и порядок выполнения работы.

3.1. Оборудование рабочего места.

Передняя подвеска автомобиля ВАЗ 2109, набор ключей, штангенциркуль, приспособления 02.7834.9503, 67.7851.9508, 02.8701.9502, 67.7851.9509, динамометрический стенд.

3.2. Определение состояния деталей передней подвески.

 

 

Рис. 2.1 Передняя подвеска в сборе: 1–телескопическая стойка; 2-гайка; 3- эксцентриковый болт; 4-гайка; 5-поворотный кулак; 6-вал привода переднего колеса; 7-защитный чехол шарнира; 8-наружный шарнир вала; 9-нижний рычаг; 10-шаровая опора; 11-декоративный диск (колпак) колеса; 12-ступица; 13-тормозной диск; 14-защитный кожух; 15-поворотный рычаг; 16-нижняя опорная чашка; 17-пружина подвески; 18-защитный чехол телескопической стойки; 19-буфер хода сжатия; 20-верхняя опорная чашка; 21-подшипник верхней опоры; 22-верхняя опора стойки; А-контрольный размер

 

Рис. 2.2 Телескопическая стойка: 1-корпус клапана сжатия; 2-диски клапана сжатия; 3- дроссельный диск клапана сжатия; 4-тарелка клапана сжатия; 5-пружина клапана сжатия; 6-обойма клапана сжатия; 7-гайка клапана отдачи; 8-пружина клапана отдачи; 9-тарелка клапана отдачи; 10-диск клапана отдачи; 11-дроссельный диск клапана отдачи; 12- поршень; 13-тарелка перепускного клапана; 14-пружина перепускного клапана; 15- плунжер; 16-пружина плунжера; 17-направляющая втулка штока с фторопластовым слоем; 18-обойма направляющей втулки; 19-уплотнительное кольцо корпуса стойки; 20- сальник штока; 21-обойма сальника; 22-прокладка защитного кольца штока; 23- защитное кольцо штока; 24-гайка корпуса стойки; 25-опора буфера сжатия; 26-шток; 27-чашка пружины; 28-поворотный рычаг; 29-ограничительная втулка штока; 30-корпус стойки; 31 - цилиндр; 32-сливная трубка

 

При каждом техническом обслуживании, а также при ремонте следует обязательно проверять состоя­ние защитных чехлов шаровых шарниров подвески, обращая особое внимание на отсутствие механичес­ких повреждений чехлов.

Выясните, нет ли на деталях подвески трещин или следов задевания о дорожные препятствия или ку­зов, деформаций рычагов, растяжек, штанги стаби­лизатора и ее стоек и деталей передка кузова в местах крепления узлов и деталей подвески. Деформация деталей подвески и, прежде всего, растяжек и деталей передка кузова нарушает углы установки колес и приводит к невозможности их регулировки.

Проверьте состояние резинометаллических шар­ниров, резиновых подушек, шаровых шарниров под­вески, а также состояние (осадку) верхних опор телескопических стоек подвески.

Резинометаллические шарниры и резиновые по­душки подлежат замене при разрывах и односторон­нем «выпучивании» резины и при подрезании их торцевых поверхностей.

Для проверки состояния шарового шарнира под­вески снимите колесо и замерьте расстояние «А» между нижним рычагом 9 (см. рис. 4-1) и тормозным диском 13. Если при покачивании подвески это расстояние меняется более чем на 0,8 мм, шаровой шарнир замените. Более точная проверка шарового шарнира описана в пункте «Проверка технического состояния».

return false">ссылка скрыта

Для замера зазора в шаровом шарнире на автомо­биле пользуйтесь приспособлением 02.7834.9503.

Телескопическая стойка. Промойте керосином все детали и просушите. Внимательно проверьте соот­ветствие деталей следующим требованиям:

— диски клапанов сжатия и отдачи, а также тарелка перепускного клапана не должны быть де­формированы; неплоскостность тарелки перепус­кного клапана допускается не более 0,05 мм;

— рабочие поверхности поршня, поршневого коль­ца, направляющей втулки, штока, цилиндра, плун­жера буфера отдачи и деталей клапанов должны быть без задиров, вмятин и следов износа, могущих пов­лиять на нормальную работу стойки;

— рабочие кромки сальника должны быть без повреждений или износа;

—не допускаются риски, задиры и отслоения фторопластового слоя у направляющей втулки штока;

— пружины клапанов отдачи и сжатия, а также плунжера буфера отдачи должны быть целы и доста­точно упруги;

— внутренняя поверхность корпуса стойки должна быть чистой, без рисок и повреждений, резьба долж­на быть в хорошем состоянии; проверьте герметич­ность корпуса стойки воздухом под давлением 0,3 МПа (3 кгс/см2); утечка воздуха не допустима;

— корпус стойки, кронштейн, чашка пружины и поворотный рычаг не должны иметь деформаций и разрушений;

— буфер хода сжатия и защитный кожух не должны иметь повреждений и разрушений.

Сварочные работы на стойке не допускаются, так как это может повлиять на изменение углов установ­ки колес и на работоспособность стойки.

Рычаги подвески. Деформация рычагов подвески определяется приспособлением 67.7851.9508. Рычаг подвески в сборе с шаровым шарниром устанавлива­ется так, чтобы оправка для центрирования сочленя­лась с конусом пальца шарового шарнира рычага, а установочные пальцы приспособления заходили в среднее и крайнее отверстия рычага.

Признаком деформации является невозможность введения без усилия установочных пальцев рычага или плохое сочленение оправки по конусу пальца шарнира.

Шаровые шарниры. Убедитесь в сохранности за­щитных чехлов шарниров. Разрывы, отслоения рези­ны от металлической арматуры, следы утечки смазки через чехол недопустимы. Допускается незначитель­ное выдавливание смазки через литниковое отверс­тие в корпусе шарового шарнира, расположенное в верхней части корпуса.

Проверьте, нет ли износа рабочих поверхностей шаровых шарниров, поворачивая вручную шаровой палец. Значительный (свыше 0,7 мм) свободный ход пальца или его заедание недопустимы.

Точная проверка состояния шарового шарнира по величине радиального и осевого зазора проводится на приспособлении 02.8701.9502. Для этого устано­вите шаровой шарнир 1 (рис. 2.3) в гнездо приспо­собления и зажмите его винтом. Установите в крон­штейн приспособления индикатор 2 так, чтобы его ножка упиралась в боковую поверхность корпуса шарнира, а стрелка индикатора стояла на нуле.

Установите динамометрический ключ 3 в верхнее гнездо приспособления и, приложив к нему момент 196 Н-м (20 кгс-м) попеременно в обе стороны, определите по индикатору суммарный радиальный зазор в шаровом шарнире. Если он превышает 0,7 мм шарнир замените новым.

Аналогично проверяйте осевой зазор в шаровом шарнире, предварительно изменив его крепление в приспособлении, как указано на рис. 2.3. Осевой зазор в шарнире допускается не более 0,7 мм.

 

Рис. 2.3 Проверка шарового шарнира на приспособлении 02.8701.9502: А - схема проверки радиального зазора; В -схема проверки осевого зазора: 1 - шаровой шарнир; 2 -индикатор; 3 - динамометрический ключ; 4 - приспособле­ние 02.8701.9502

 

Стабилизатор поперечной устойчивости. Проверь­те, не деформирована ли штанга и находятся ли ее концы в одной плоскости; если деформация незна­чительна, то выправьте штангу, при значительной деформации штангу замените.

Проверьте состояние и сохранность подушек в кронштейнах штанги. При износе или повреждении подушек замените их.

Проверьте калибром деформацию стоек стабили­затора; если пальцы калибра не заходят в отверстия стойки, замените ее.

Пружины подвески. Тщательно осмотрите пружи­ны. Если будут обнаружены трещины или деформа­ция витков, замените пружину новой.

Для проверки осадки пружины, трехкратно про­жмите ее до соприкосновения витков. Затем прило­жите к пружине нагрузку 3187 Н (325 кгс). Длина пружины Н (рис. 2.5) под указанной нагрузкой должна быть не менее 201 (182 — для автомобилей, поставляемых на экспорт) мм. Сжатие пружины проводите по оси пружины; опорные поверхности должны соответствовать поверхностям опорных ча­шек на телескопической стойке. Если пружина с желтой (белой — для автомобилей, поставляемых на экспорт) маркировкой (класс А) имеет длину менее 207 (188 — для автомобилей, поставляемых на эк­спорт) мм смените ее маркировку на зеленую (голу­бую — для автомобилей, поставляемых на экспорт) (класс В).

Рис. 2.4 Параметры для проверки усадки пружины

Растяжки. Деформация растяжек определяется приспособлением 67.7851.9509. При незначитель­ной деформации растяжку выправьте на прессе, при невозможности правки, замените растяжку новой.

Верхняя опора телескопической стойки. Проверь­те упругую характеристику (осадку) верхней опоры, приложив нагрузку в 7120 Н (726,5 кгс) на шайбу подшипника (рис. 2.5) опоры и замерив расстояние А от торца шайбы подшипника до торца наружного корпуса опоры. Это расстояние должно быть не менее 15,5 мм. В противном случае замените резино­вый элемент опоры новым.

Убедитесь, что подшипник не имеет осевого пере­мещения в корпусе опоры. Не допускается корро­зия, повреждение или заедание подшипника вслед­ствие износа. В этих случаях замените подшипник новым.

Убедитесь, также, что прокладка шайбы подшип­ника не имеет повреждений, в противном случае замените ее.

Проверьте состояние корпуса опоры. Не допуска­ются трещины корпуса опоры.

 

Рис. 2.5 Проверка упругой деформации (осадки) верхней опоры

 

3.3. Проверка телескопической стойки на стенде

Для определения работоспособности телескопи­ческой стойки проверьте на динамо­метрическом стенде их рабочие диаграммы. Рабочие диаграммы снимайте согласно инструкции, прилага­емой к стенду, после выполнения не менее 5 рабочих циклов, при температуре рабочей жидкости (20±5)°С, частоте 60 циклов в мин и длине хода штока (100±1) мм.

Кривая диаграммы (рис. 2.6) должна быть плав­ной, а в точке перехода (от хода сжатия к ходу отдачи) без участков, параллельных нулевой линии.

 

Рис. 2.6 Рабочая диаграмма телескопической стойки подвес­ки (амортизатора задней подвески): I - усилие при ходе отдачи; II - усилие при ходе сжатия

 

Сопротивление хода сжатия и отдачи определяется по наибольшим усилиям, полученным при снятии диаграммы. Кон­трольные значения усилий на диаграммах телеско­пической стойки и амортизатора определяются при температуре (20±5)°С.

Усилие при ходе сжатия (зона II) должно быть (153±24) Н [(15,6±2,4) кгс].

Усилие при ходе отдачи (зона I) должно быть (752±82,25) Н [(76,8±8,4) кгс].

После проверки снимите телескопическую стойку со стенда и при необходимости разбе­рите ее, заменяя поврежденные или изношенные детали. После сборки повторите испытания, чтобы убедиться в исправности телескопической стойки.

 

3.4. Расчет сил, действующих в деталях подвески «Макферсон»

3.4.1. Определение статических нагрузок в пружине и шарнирах

Сила Ах равна

Ах=N¢V*b/(C+O),

где N¢V= NV – UV/2 – максимальная сила в пятне контакта колеса с дорогой;

UV – вес оси;

NV=GV/2 – нагрузка на колесо;

GV – допустимая нагрузка на ось.

Величины b, C и О замерить на автомобиле АЗЛК – 2141 или ВАЗ – 2109.

Статическая нагрузка на пружину равна

SFY=0; AY=NY+BY=F1,

где NY= N¢V*cos d0,

BY= BX*tg (b+d0).

SFХ=0; ВХХ+ NХ,

где NХ= N¢V*sin d0.

Изгибающий момент в штоке амортизатора равен

МКХ*О.

Сила в направляющей втулке штока амортизаторной стойки

СХХ*l/(l – О).

Сила, действующая на поршень

КХ= СХ – АХ.

 

 

Рис. 2.7. Силы, действующие в под­веске Макферсон на неподвижном ав­томобиле. Указаны необходимые для расчетов расстояния и углы

 

 

Рис. 2.8. Силы, действующие в под­веске «Макферсон», следует разложить на составляющие по осям X и Y, ко­торые повернуты на угол наклона оси поворота колеса д'

 

 

Лабораторная работа №3:

«Определение технического состояния рулевого управления автомобилей типа ВАЗ»

 

 

1.Цель работы: Оценка технического состояния рулевого управления легкового автомобиля по основным диагностическим параметрам.

2.Задачи работы:

- ознакомиться с конструкцией рулевого управления;

- определить состояние деталей рулевого управления по основным диагностическим параметрам;

- сделать вывод по результатам диагностики.

3.Содержание и порядок выполнения работы

3.1.Оборудовапие рабочего места

Автомобиль ВАЗ-2106, набор ключей, съемник А.47035, оправка А.74105, развертка А.90336.

3.2.Определение состояния деталей рулевого управления

 

Рис. 3.1 Рулевое управление: 1 - боковая тяга; 2 - сошка; 3 - средняя тяга; 4 - маятниковый рычаг; 5 - регулировочная муфта; 6 - нижний шаровой шарнир перед­ней подвески; 7 - правый поворотный кулак; 8 - верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 - правый рычаг поворотного кулака; 10 - кронштейн маятникового рычага; 11 - правый лонжерон кузова; 12 - пробка маслозаливного отверстия; 13 - картер рулевого ме­ханизма; 14 - вал рулевого управления; 15 - облицовочный кожух вала рулевого управления; 16 - рулевое колесо; 17 - труба верхней опо­ры вала рулевого управления; 18 - кронштейн вала рулевого управления; 19 - левый лонжерон кузова; 20 - стяжные хомуты регулиро­вочной муфты; 21 - левый поворотный кулак

 

3.2.1.Общий осмотр

При появлении неисправностей в рулевом уп­равлении (стуки, повышенный свободный ход ру­левого колеса или, наоборот, его тугое вращение и т.д.) осмотрите детали рулевого управления. Ос­мотр проводите в следующем порядке.

Очистите от загрязнения детали рулевого приво­да и картер рулевого механизма. Установите колеса в положение, соответствующее движению по прямой.

Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, убедитесь в том, что:

- свободный ход рулевого колеса не превышает 5° (при замере по ободу колеса не более 18-20 мм);

- в шарнирах, соединениях и рулевом меха­низме не возникает стуков;

- крепление картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага прочно (при не­обходимости подтяните резьбовые соединения);

- в шаровых шарнирах тяг и в кронштейне маят­никового рычага отсутствует свободный ход, а вал червяка не перемещается в осевом направлении;

- усилие поворота рулевого колеса (при уста­новке передних колес на гладкой плите) не превы­шает 245 Н (25 кгс).

Поворачивая регулировочные муфты боковых тяг, убедитесь в надежности затягивания их хомутов.

Проверьте состояние шаровых шарниров и ре­зиновых защитных колпачков, как указано ниже.

3.2.2. Проверка шаровых шарниров рулевых тяг

Прежде всего проверьте перемещение нако­нечников тяг вдоль оси пальцев. Для этого, ис­пользуя рычаг и опору, переместите наконечник параллельно оси пальца.

Осевое перемещение наконечника относи­тельно пальца должно быть 1-1,5 мм. Такое пере­мещение свидетельствует о том, что вкладыш пальца не заклинен в гнезде наконечника тяги и перемещается вместе с пальцем, сжимая пружи­ну. Шарнир с заклиненным вкладышем замените.

Покачивая рулевое колесо в обе стороны, на ощупь проверьте отсутствие свободного хода в шарнирах рулевых тяг. Если ощущается свобод­ный ход в шаровом шарнире, замените наконеч­ник тяги или рулевую тягу в сборе.

Проверьте состояние защитных резиновых колпачков шаровых шарниров рулевых тяг. Колпа­чок необходимо заменить, если он имеет трещи­ны, разрывы или отслоения резины от окантовки, а также, если смазка проникает наружу при сдав­ливании его руками.

Если защитные колпачки в хорошем состоя­нии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически не ограни­чен. При попадании в шарнир влаги, пыли и т.д. происходит преждевременный износ его деталей.

3.3.3. Проверка и регулировка зазора в подшипниках червяка рулевого механизма

Установите передние колеса в положение пря­молинейного движения и, поворачивая рулевое ко­лесо в ту и другую сторону, проверьте, не изменяет­ся ли расстояние между торцом картера 7 (рис. 3.2) рулевого механизма и наконечником вала рулево­го управления. Изменение расстояния является признаком зазора в подшипниках червяка.

 

 

Рис. 3.2 Разрез картера рулевого механизма: 1 - пластина регулировочного винта вала сошки; 2 - регулировочный винт кала сошки; 3 - гайка регулировочного винта; 4 - пробка мас­лоналивного отверстия; 5 - крышка картера рулевого механизма; 6 - червяк; 7 - картер рулевого механизма; 8 - сошка; 9 - гайка креп­ления сошки к валу; 10 - шайба пружинная гайки крепления сошки; 11 - сальник вала сошки; 12 - бронзовая втулка вала сошки; 13 - вал сошки; 14 - ролик вала сошки; 15 - вал червяка; 16 - верхний шарикоподшипник; 17 - нижний шарикоподшипник; 18 - регулировочные прокладки; 19 - нижняя крышка подшипника червяка; 20 - ось ролика; 21 - игольчатый подшипник; 22 - сальник вала червяка

 

Для регулировки зазора в подшипниках червяка, повернув рулевое колесо в левую сторону на 1-1,5 оборота, отверните болты крепления нижней крыш­ки 19 и слейте масло из картера рулевого механизма. Снимите нижнюю крышку, удалите одну из регулировочных прокладок 18 или замените ее более тонкой.

Регулировочные прокладки поставляются в запасные ча­сти толщиной 0,10 и 0,15 мм.

Закрепив нижнюю крышку, снова проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипни­ках. При отсутствии перемещения залейте в кар­тер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионно­го масла ТАД-17и.

Проверьте усилие поворота рулевого колеса, установив передние колеса на гладкой плите. Оно не должно превышать 245 Н (25 кгс).

3.3.4. Проверка и регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком

Убедившись, что нет осевого перемещения чер­вяка в подшипниках, съемником А.47035 выпрессуите пальцы шаровых шарниров из отверстий в сошке и отсоедините тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейное положение передних колес.

Покачивая сошку за головку, проверьте нет ли зазора в зацеплении ролика и червяка. В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторо­ну от нейтрального положения, зазора, т.е. ощу­тимого свободного хода сошки, не должно быть.

Если ощущается свободный ход сошки, ослабь­те гайку 3 (рис. 3.2) регулировочного винта и, при­подняв стопорную шайбу, заверните регулировоч­ный винт 2 до устранения зазора. Регулировочный винт слишком не затягивайте. Затем, придерживая регулировочный винт отверткой, затяните гайку 3.

Убедившись, что сошка не перемещается, соеди­ните с ней пальцы шаровых шарниров. Проверьте усилие поворота рулевого колеса. Если оно превыша­ет 245 Н (25 кгс), ослабьте регулировочный винт 2.

3.3.5. Проверка и регулировка рулевого механизма

 

 

Рис. 3.3 Детали рулевого управления: 1 - картер рулевого механизма; 2 - болт крепления картера ру-левогомеханизмаккузову;3 -регулировочная шайба;4 - плоская шайба; 5 - гайка; 6 - пружинная шайба; 7 - болт крепления на­конечника вала рулевого управления на валу червяка; 8 - уплотни­тель вала; 9 - болт крепления резинового уплотнителя к кузову; 10 - вал рулевого управления; 11 - болт крепления кронштейна вала рулевого управления; 12 - кронштейн вила рулевого управ­ления; 13 - рулевое колесо; 14 - гайка крепления рулевого колеса

 

Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих по­верхностях ролика и червяка следов износа, за­едания, вмятин или рисок. Изношенные и повреж­денные детали замените.

Проверьте величину зазора между втулками и валом сошки, который не должен превышать 0,10 мм. Если зазор больше указанного, замените втул­ки, пользуясь оправкой А.74105.

На внутренней поверхности втулок вала сош­ки имеются спиральные канавки, которые выхо­дят только на одну сторону втулки. При запрес­совке втулки располагайте так, чтобы их торцы, имеющие выход канавок, находились внутри от­верстия картера, а выходы канавок были располо­жены друг против друга. Торцы втулок должны утопать в отверстии картера на 1,5 мм.

Новые втулки перед запрессовкой смажьте трансмиссионным маслом.

После запрессовки в картер, окончательно об­работайте втулки разверткой А.90336 до размера 28,698-28,720 мм. Монтажный зазор между ва­лом сошки и втулками должен быть в пределах 0,008-0,051 мм.

Проверьте легкость вращения ролика вала сошки.

Подшипники червяка и ролика должны вращать­ся свободно, без заедания и на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений.

Проверьте биение опорной шейки вала рулево­го механизма относительно среднего диаметра шлицевого отверстия наконечника вала. Для проверки нижний конец вала надевают на специальную оп­равку, которая устанавливается на призму. При проворачивании оправки на призме биение опорной шейки вала не должно превышать 3 мм. Если вал деформирован, то его выправьте на ручном прессе.

Проверьте осевой зазор между головкой регу­лировочного винта 8 (рис. 3.4) и пазом вала сош­ки 7. Зазор не должен превышать 0,05 мм. Если он больше, замените регулировочную пластину 9 на пластину большей толщины.

 

 

Рис. 3.4 Детали редуктора рулевого механизма: 1 - картер; 2 - сошка; 3 - нижняя крышка картера; 4 - регули­ровочные прокладки; 5 - наружное кольцо подшипника вала чер­вяка; 6 - сепаратор с шариками; 7 - вал сошки; 8 - регулировоч­ный винт; 9 - регулировочная пластина; 10 - стопорная шайба; 11 - вал червяка; 12 - верхняя крышка картера; 13 - уплотнительная прокладка; 14 - втулка вала сошки; 15 - сальник вала червяка; 16 - сальник вала сошки

 

В запасные части поставляются регулировочные пластины одиннадцати размеров, толщиной от 1,95 мм до 2,20 мм; увеличение каждого размера составляет 0,025 мм.

3.3.6. Проверка тяг и шаровых шарниров рулевого привода

Проверьте состояние защитных колпачков 2 (рис. 3.5), как описано выше, по­врежденные - замените.

 

Рис. 3.5 Разрез шарового шарнира тяги: 1 - шаровой палец; 2 - грязезащитный колпачок; 3 - корпус шарнира; 4 - вкладыш; 5 - пружина; 6 - заглушка

 

Проверьте по радиальному и осевому зазору состояние шаровых шарниров тяг. Если ощущает­ся свободный ход в шаровом шарнире, а также при попадании в шарнир грязи, песка, появлении кор­розии на шаровом пальце и при полном использо­вании хода опорного вкладыша - замените шарнир с наконечником тяги.

3.3.7. Проверка кронштейна маятникового рычага

Проверьте состояние втулок оси маятниково­го рычага; если обнаружите овальность или недо­пустимый зазор между ними и осью, то втулки за­мените новыми.

Проверьте ось на овальность и отсутствие по­вреждений, при необходимости замените ее новой. Убедитесь, что маятниковый рычаг не имеет дефор­маций; в противном случае замените его новым.

 

Лабораторная работа № 4:

«Определение технического состояния тормозной системы автомобиля ВАЗ 2106»

 

 

1. Цель работы: Оценка технического состояния тормозной системы легкового автомобиля по основным диагностическим параметрам.

2. Задачи работы:

- ознакомиться с конструкцией тормозной системы;

- определить состояние деталей тормозной системы, по основным диагностическим параметрам;

- сделать вывод по результатам диагностики тормозной системы.

3. Содержание и порядок выполнения работы

3.1. Оборудование рабочего места

Автомобиль ВАЗ 2106, набор инструментов, приспособление А. 72245 (67.7820.9518), оправка 67.7141.9500.

3.2. Проверка и регулировка тормозов

3.2.1. Проверка трубопроводов и соединений

Для предупреждения внезапного отказа тор­мозной системы тщательно проверьте состояние всех трубопроводов:

- металлические трубопроводы не должны иметь вмятин, трещин и должны быть расположе­ны вдали от острых кромок, которые могут их по­вредить;

- тормозные шланги не должны иметь сквоз­ных трещин на наружной оболочке и не должны соприкасаться с минеральными маслами и смазка­ми, растворяющими резину; сильным нажатием на педаль тормоза проверьте, не появятся ли на шлангах вздутия, свидетельствующие о неисправ­ностях;

- все скобы крепления трубопроводов должны быть хорошо затянуты; ослабление креплений приводит к вибрации, вызывающей поломки;

- не допускается утечка жидкости из штуце­ров; при необходимости затяните гайки до отказа, не подвергая трубопроводы деформации.

Детали заменяйте новыми, если есть малей­шее сомнение в их пригодности.

Гибкие шланги независимо от их состояния заменяйте новыми после 100 000 км' пробега или после пяти лет эксплуатации автомобиля, чтобы предупредить внезапные разрывы вследствие ста­рения.

Через пять лет эксплуатации рекоменду­ется тормозную жидкость заменять новой.

3.2.2. Проверка работоспособности вакуумного усилителя

Нажмите 5-6 раз на педаль тормоза при нера­ботающем двигателе чтобы создать в полостях А и Е (рис. 4.1) одинаковое давление, близкое к атмо­сферному. Одновременно по усилию, прикладыва­емому к педали, определите, нет ли заеданий кор­пуса 22 клапана.

Остановив педаль тормоза в середине ее хода, запустите двигатель. При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после запуска двигате­ля должна "уйти вперед".

Если педаль "не уходит вперед", проверьте крепление наконечника 29, состояние и крепление фланца 1, шланга к наконечнику и штуцеру впуск­ной трубы двигателя, так как ослабление крепле­ния или их повреждение резко снижает разрежение в полости А и эффективность работы усилителя.

В случае самопроизвольного торможения ав­томобиля проверьте при работающем двигателе вакуумный усилитель на герметичность сначала при отпущенной, а затем нажатой неподвижной педали тормоза. "Присасывание" защитного кол­пачка 12 к хвостовику корпуса клапана и шипение подсасываемого воздуха указывает на недостаточ­ную герметичность усилителя.

 


 

Рис. 4.1 Вакуумный усилитель: 1 - фланец крепления наконечника; 2 - корпус усилителя; 3 - шток; 4 - крышка; 5 - поршень; 6 - болт крепления усилителя; 7 - дис­танционное кольцо; 8 - опорная чашка пружины клапана; 9 - клапан; 10 - опорная чашка клапана; 11 - опорная чашка возвратной пру­жины; 12 - защитный колпачок; 13 - обойма защитного колпачка; 14 - толкатель; 15 - воздушный фильтр; 16 - возвратная пружина клапана; 17 - пружина клапана; 18 - уплотнитель крышки корпуса; 19 - стопорное кольцо уплотнителя; 20 - упорная пластина; 21 - буфер; 22 - корпус клапана; 23 - диафрагма; 24 - возвратная пружина корпуса клапана; 25 - уплотнитель штока; 26 - болт креп­ления главного цилиндра; 27 - обойма уплотнителя штока; 28 - регулировочный болт; 29 - наконечник шланга; 30 - клапан А - ваку­умная полость; В - канал, соединяющий вакуумную полость с внутренней полостью клапана; С - канал, соединяющий внутреннюю по­лость клапана с атмосферной полостью; Е - атмосферная полость


 

Даже при отсутствии "присасывания" защит­ного колпачка проверьте состояние уплотнителя 18, для чего:

- аккуратно снимите, а затем сдвиньте с отбортовки отверстия на крышке 4 защитный колпачок 12;

- при работающем двигателе, покачайте в попе­речном направлении выступающий хвостовик корпуса клапана с усилием 29,4-39,2 Н (3-4 кгс): при этом не должно быть характерного шипения воздуха, проходя­щего внутрь усилителя через уплотнитель 18 крышки.

При негерметичности вакуумного усилителя от­соедините толкатель 14 от педали тормоза, снимите защитный колпачок 12 и заложите 5 г смазки ЦИА-ТИМ-221 между уплотнителем и отбортовкой крыш­ки и корпуса клапана, затем проверьте состояние воздушного фильтра 15, при необходимости заме­ните его и установите на место защитный колпачок.

Если таким образом не удается устранить под­сос воздуха, то необходимо заменить вакуумный усилитель.

3.2.3. Регулировка привода тормозов

Свободный ход педали тормоза при неработа­ющем двигателе должен составлять 3-5 мм. Эту величину получают, регулируя положение выклю­чателя 6 (рис. 4.2) стоп-сигнала.

Если выключатель стоп-сигнала излишне при­ближен к педали, то она не возвращается в исходное положение, клапан 9 (рис. 4.1), прижимаясь к корпусу 22, разобщает полости А и Е, и происходит непол­ное растормаживание колес при отпущенной педали.

Положение выключателя стоп-сигнала регу­лируется его перемещением при отпущенной гай­ке 5 (рис. 4.2). Установите его так, чтобы буфер стоп-сигнала слегка касался упора педали, при этом свободный ход педали должен быть 3-5 мм. По окончании регулировки затяните гайку 5.

 


 

Рис. 4.2 Педаль тормоза: 1 - вакуумный усилитель; 2 - толкатель; 3 - педаль тормоза; 4 - буфер выключателя стоп-сигнала; 5 - гайка выключателя; 6 - выключатель стоп-сигнала; 7 - оттяжная пружина педали; 8 - главный цилиндр


 

Свободный ход педали тормоза регулируйте при нерабо­тающем двигателе.

Если перемещением выключателя стоп-сигнала не удается устранить неполное растормаживание тормозных механизмов, то отсоедините от вакуум­ного усилителя главный цилиндр привода тормозов и проверьте выступание регулировочного болта 28 (рис. 4.1) относительно плоскости крепления фланца главного цилиндра (размер 1,25-0,2 мм).

Этот размер можно установить, придерживая спе­циальным ключом конец штока 3, а другим ключом завертывая или отвертывая болт 28.

3.2.4. Регулировка стояночного тормоза

С конца 1995 г. начальный зубец у зубчатого сектора рычага стояночного тормоза сделан сдво­енным. В связи с этим у автомобилей со сдвоенным зубцом сектора появились отличия в регулировке стояночного тормоза, указанные ниже в скобках.

Если стояночный тормоз не удерживает авто­мобиль на уклоне 25% или включается при пере­мещении рычага более, чем на 5-7 (4-8) зубцов храпового устройства, отрегулируйте его в следу­ющем порядке:

- поднимите рычаг на 1-2 зубца сектора (эта операция выполняется только для зубчатого сек­тора "старой" конструкции);

- ослабьте контргайку 4 (рис. 4.3) натяжного ус­тройства и, завертывая регулировочную гайку 5, на­тяните трос так, чтобы полный ход рычага составил 4-5 (2-4) зубцов по сектору и затяните контргайку. Если тросы заменены новыми, то произведите два-три раза торможение, прикладывая к рычагу привода стоя­ночного тормоза усилие, равное приблизительно 392 Н (40 кгс). При этом произойдет вытяжка тросов.

 


 

Рис. 4.3 Привод стояночного тормоза: 1 - передний трос; 2 - направляющая заднего троса; 3 - от­тяжная пружина переднего троса; 4 - контргайка; 5 - регули­ровочная гайка; 6 - распорная втулка


 

- выполнив несколько торможений, убеди­тесь, что ход рычага не изменился и автомобиль при этом ходе затормаживается.

3.2.5. Проверка работоспособности регулятора давления

Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву, очистите регулятор давления и защитный чехол от грязи.

Осторожно снимите защитный чехол с регуля­тора давления, удалите остатки смазки и очистите соединение "торсион - поршень".

Попросите помощника нажать на педаль тор­моза с усилием 686-784 Н (70-80 кгс) и одновре­менно наблюдайте за выступающей частью порш­ня регулятора давления.

Если поршень перемещается относительно корпуса регулятора давления на 0,5—0,9 мм, за­кручивая при этом торсионный рычаг, то регуля­тор давления работоспособен. Нажмите еще 2-3 раза на педаль, чтобы полностью убедиться в ра­ботоспособности регулятора давления.

Если при нажатии на педаль поршень остается неподвижным, что указывает на приржавление поршня к корпусу, то замените регулятор давления.

Убедившись в работоспособности регулятора давления и в отсутствии подтекания тормозной жидкости между поршнем и корпусом регулятора давления, покройте слоем связки ДТ-1 ось и высту­пающую часть поршня, заложите 5—6 г этой смазки в резиновый чехол и установите чехол на место.

3.2.6. Регулировка положения регулятора давления

Если ослабли болты, крепящие регулятор дав­ления, то отрегулируйте его положение, предварительно вывесив заднюю ось автомобиля и опре­делив диаметр установленных на автомобиле ко­лесных цилиндров задних тормозов. До середины 1976 года на автомобилях устанавливались колесные цилиндры диаметром 19,05 мм (без маркиров­ки), которые затем были заменены цилиндрами диамет­ром 20,64 мм. Размер этого диаметра отлит на корпусе колесного цилиндра.

 


 

Рис. 4.4 Схема установки регулятора, давления задних тормозов и его регулировки: 1,2 - болты крепления регулятора к кронштейну; 3 - защит­ный колпачок; 4 - торсионный рычаг привода регулятора; 5 -кронштейн крепления рычага к кузову; 6 - поршень; 7 - тяга со­единения с кронштейном балки заднего моста; 8 - ось; 9 - шту­цер трубопровода для подвода тормозной жидкости от главно­го цилиндра; 10 - штуцер трубопровода для отвода тормозной жидкости н колесные цилиндры; X - 140±5 мм или 200±5 мм


Затем отсоедините рычаг 4 (рис. 4.4) от тяги 7 и закрепите на его конце приспособление А.72245 или 67.7820.9518. Эти приспособления отличаются друг от друга размерами рычагов и углов. Приспособле­ние А.72245 применяется когда на автомобиле уста­новлены колесные цилиндры диаметром 19,05 мм, а приспособление 67.7820.9518 - когда установ­лены колесные цилиндры диаметром 20,64 мм.

Закрепив приспособление на рычаге 2 (рис. 4.5), направьте его стержень вверх до упора в пол кузо­ва. Этим самым устанавливается расстояние "X" (см. рис. 4.4) от конца рычага до лонжерона кузова, равное 200±5 мм при пользовании приспособле­нием А.72245 или 140±5 мм при применении при­способления 67.7820.9518.

Приподнимите защитный резиновый колпачок 3 и, поворачивая регулятор давления на болтах, добей­тесь легкого соприкосновения рычага с поршнем 6.

Удерживая регулятор в этом положении, затя­ните до отказа болты 1 и 2, затем покройте слоем смазки ДТ-1 ось 8 и выступающую часть поршня. Заложите 5-6 г этой же смазки в резиновый кол­пачок и установите его на место.

Снимите приспособление и соедините конец рычага с тягой 7.


 

Рис. 4.5 Установка приспособления 67.7820.9518 для регулировки регулятора давления задних тормозов: 1 - кронштейн рычат привода регулятора давления; 2 - рычаг привода регулятора давления задних тормозов; 3- приспособле­ние 67.7820.9518; 4 — тяга соединения рычага, привода регуля­тора давления с кронштейном балки заднего моста


 

3.2.7. Удаление воздуха из гидропривода тормозов

Воздух попавший в гидропривод тормозов при за­мене трубопроводов, шлангов, уплотнительных колец или негерметичности системы, вызывает увеличение рабочего хода педали тормоза, ее "мягкость" и значи­тельно снижает эффективность действия тормозов.

Перед удалением воздуха из тормозной систе­мы убедитесь в герметичности всех узлов привода тормозов и их соединений, проверьте и при необ­ходимости заполните бачок до нормального уров­ня жидкостью "Нева" или "Томь". Затем тщатель­но очистите от грязи и пыли штуцеры для удале­ния воздуха и снимите с них защитные колпачки.

Воздух удаляют сначала из одного контура, за­тем из другого, начиная каждый раз с наиболее удаленного от главного цилиндра колеса. Прокач­ку гидропривода проводите в следующем порядке.

Сняв переднее колесо, наденьте на головку штуцера резиновый шланг 1 (рис. 4.6), а другой конец шланга опустите в прозрачный сосуд 2, час­тично заполненный жидкостью.

 


Рис. 4.6 Удаление воздуха из трубопроводов системы ги­дравлического привода тормозов левого переднего колеса: 1 – шланг для прокачки тормозов; 2 - сосуд для тормозной жидкости


Резко нажав на педаль тормоза 3-5 раз, с ин­тервалами между нажатиями 2-3 с, отверните на 1/2-3/4 оборота штуцер при нажатой педали. Продолжая нажимать на педаль, вытесните нахо­дящуюся в системе жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуд. После того, как педаль тор­моза достигнет крайнего переднего положения и истечение жидкости через шланг прекратится, за­верните штуцер выпуска воздуха до отказа. Эти операции надо повторять до тех пор, пока не пре­кратится выход пузырьков из шланга.

Удерживая педаль в нажатом положении, за­верните штуцер выпуска воздуха до отказа и сни­мите шланг. Протрите насухо штуцер и наденьте защитный колпачок.

Повторите операции для других колес, сначала на втором колесе этого же контура, а затем по­следовательно на обоих колесах второго контура.

При удалении воздуха поддерживайте нормальный уровень жидкости в бачке гид­ропривода тормозов.

При отсутствии в приводе тормозов воздуха педаль тормоза не должна проходить более 1/2-2/3 своего хода.

Чтобы исключить влияние вакуумного усилите­ля и регулятора давления на прокачку привода тор­мозов, удаление воздуха проводите при неработаю­щем двигателе и нагруженных задних колесах (не до­пускается вывешивание задней части автомобиля).

Если тормозная жидкость полностью сливалась из системы, то перед удалением воздуха из системы:

- отверните на 1,5-2 оборота штуцеры удале­ния воздуха на цилиндрах всех колес;

- резко нажимая на педаль тормоза и медлен­но отпуская ее, завертывайте штуцеры по мере вытекания из них жидкости. Затем проведите про­качку привода, как указано выше.

Если даже при длительном удалении воздух продолжает выходить из шланга в виде пузырь­ков, значит он проникает в систему через повреж­дения в трубопроводах, из-за недостаточной гер­метичности соединений или вследствие неисправ­ности главного или колесных цилиндров.

Если удаление воздуха выполняется на авто­мобиле, тормозная система которого проработала длительный срок, то находящуюся в системе жид­кость замените новой.

Жидкость пригодную для дальнейшего исполь­зования, необходимо тщательно профильтровать и затем отстоять в герметично закрытом сосуде.

3.2.8. Проверка кронштейна педалей сцепления и тормоза

При тугом перемещении педалей осмотрите рабочие поверхности педалей, втулок и оси.

Если обнаружатся неглубокие риски или сле­ды окисления на поверхностях металлических частей, протрите их шлифовальной мелкозернистой шкуркой; изношенные наружные пластмассовые втулки педалей замените новыми.

Проверьте упругость пружин. Длина пружины педали тормоза должна быть: под усилием 12,7± 1,96 Н (1,3±0,2 кгс) - 80 мм, под усилием 117,6±5,9 Н (12±0,6 кгс) - 160 мм.

Оттяжная пружина педали сцепления имеет длину: под усилием 32,3 H (3,3 кгс) - 130мм, под усилием 45 Н (4,6 кгс) - 155 мм. Длина пружины сервопривода сцепления под усилием 200± 19,6 Н (20,4±2 кгс) должна быть 120 мм, под усилием 586±58,8 Н (59,9±6 кгс) - 152 мм.

3.2.9. Проверка деталей главного цилиндра привода тормозов

Перед сборкой все детали промойте изопропиловым спиртом; высушите их струей сжатого воз­духа или протрите чистой тряпкой, не допуская их соприкосновения с минеральным маслом, кероси­ном или дизельным топливом, которые могут по­вредить уплотнители.

Время промывки уплотнительных колец в изопропиловом спирте не более 20 сек с последующей обдувкой сжатым воздухом.

Зеркало цилиндра и рабочая поверхность пор­шней должны быть совершенно чистыми, без ржавчины, рисок и других дефектов. Увеличенный зазор между цилиндром и поршнями недопустим.

При каждой разборке цилиндра заменяйте уп­лотнители новыми, даже если по виду они в хоро­шем состоянии.

Проверьте упругость пружины поршня, длина ко­торой должна быть: под нагрузкой 34,3 Н (З,5 кгс) -36мм, под нагрузкой 62,2+9,8Н (6,35+1,0кгс) -21 мм, в свободном состоянии - 57,5 мм.

3.2.9.1. Проверка герметичности главного цилиндра

Установите главный цилиндр на стенд и подсо­едините его к элементам стенда как показано на рис. 4.7:

 


 

Рис. 4.7 Схема проверки герметичности главного цилиндра: 1 - клапан для прокачки; 2 - манометр; 3 - поглощающий ци­линдр; 4 - главный цилиндр; 5 - маховик; 6 -указатель смеще­ния толкателя; 7 - кран; 8 – сосуд


 

Откройте клапана 1 для прокачки стенда и, пе­ремещая несколько раз поршни главного цилинд­ра на полную длину их хода, прокачайте систему. Затем закройте клапана 1.

Вращая маховик 5, медленно передвигайте поршни главного цилиндра до тех пор, пока давле­ние, контролируемое манометрами 2, не достиг­нет 12,5 МПа (125 кгс/см2). В этом положении заблокируйте толкатель главного цилиндра. Ука­занное давление должно оставаться постоянным не менее 5 с.

В случаях утечки жидкости или не сохранения постоянного давления в течении 5 с замените уп­лотнители поршней цилиндра.

3.2.10. Проверка деталей тормозных механизмов передних колес

Внимательно проверьте все детали, промыв их предварительно теплой водой с моющим средст­вом и высушив струей сжатого воздуха. Если на поршне или зеркале цилиндра обнаружены следы износа или заеданий, замените цилиндр в ком­плекте с поршнем.

Во всех случаях, когда поршень вынимался из цилиндров суппорта, рекомендуется заменять уплотняющее кольцо в канавках цилиндра и пылезащитный колпачок, что не­обходимо для удовлетворительной работы системы.

3.2.10.1. Проверка биения тормозного диска

Проверьте осевое биение тормозного диска, не снимая его с автомобиля (рис. 6-14).


 

Рис. 4.8 Проверка осевого биения тормозного диска: 1 - магнитная подставка; 2 - индикатор; 3 - тормозной диск


 

Наиболь­шее допустимое биение по индикатору - 0,15 мм; если биение больше, проточите диск, используя оправку 67.7141.9500, затем прошлифуйте его, но окончательная толщина диска не должна быть ме­нее 9,5 мм.

При повреждении или очень глубоких рисках, а также при износе, когда толщина диска стано­вится менее 9 мм, замените диск новым.

Менять тормозной диск необходимо только вместе со ступицей подшипников переднего колеса, так как его окон­чательная обработка проводится в сборе со ступицей.

3.2.10.2. Замена тормозных колодок

Колодки заменяйте новыми, если толщина на­кладок уменьшилась до 1,5 мм.

Для замены колодок снимите шплинты 14 (рис. 4.9) и пальцы 8 с пружинами. Затем вынь­те колодки 5 и пружины 15.

Осторожно, чтобы не повредить пылезащит­ные колпачки и не допустить выплескивания жид­кости из бачка гидропривода, утопите поршни внутрь цилиндров. Поставьте новые колодки с но­выми накладками и установите на место пальцы, пружины и шплинты, предварительно нанеся на поверхность пальцев тонкий слой консистентной смазки.

 


 

Рис. 4.9 Тормозной механизм переднего колеса: 1 - штуцер для прокачки привода тормозного механизма; 2 -со­единительная трубка рабочих цилиндров; 3 - поршень колесною цилиндра; 4 - фиксатор колесного цилиндра; 5 - тормозная ко­лодка; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - пылезащитный колпачок; 8 - пальцы крепления колодок; 9 - болт крепления суппорта к кронштейну; 10 - поворотный кулак; 11 - кронштейн крепления суппорта; 12 — суппорт; 13 - защитный кожух; 14 - шплинт; 15 - прижимная пружина колодки; 16 - тормозные колодки; 17 - колесный цилиндр; 18 - тормозной диск


3.2.11. Проверка деталей тормозных механизмов задних колес

3.2.11.1. Колесные цилиндры

Проверьте чистоту рабо­чих поверхностей цилиндра, поршней и упорных ко­лец. Поверхности должны быть совершенно гладки­ми, без шероховатостей, чтобы не происходило утеч­ки жидкости и преждевременного износа уплотните­лей и поршней. Дефекты на зеркале цилиндра устра­ните притиркой или шлифовкой. Однако увеличение внутреннего диаметра цилиндра не допускается.

Проверьте состояние упорного винта 3 (рис. 4.10), пружины 6, опорной чашки 7 и суха­рей 5. При необходимости замените поврежден­ные детали новыми.

 

 


Рис. 4.10 Детали колесного цилиндра с автоматическим устройством: 1 – поршень о сборе; 2 - корпус цилиндра; 3 - упорный винт; 4 - упорное кольцо; 5 - сухари; 6 - пружина; 7 - опорная чашка; 8 - уп­лотнитель; 9 - поршень; 10 - защитный колпачок


 

Замените уплотнители 8 новыми. Проверьте состояние защитных колпачков 10 и при необхо­димости замените их.

Проверьте состояние пружины 7 (рис. 4.11). Длина ее в свободном состоянии должна быть 34 мм, под нагрузкой 34,3±19,6 Н (3,5±0,2 кгс) - 17,8 мм. При необходимости замените ее.

 


 

Рис. 4.11 Детали колесного цилиндра: 1 - защитный колпачок; 2 - поршень; 3 - уплотнитель; 4 - кор­пус колесного цилиндра; 5 - чашки пружины; 6 - штуцер для прокачки привода тормоза; 7 – пружина


 


3.2.11.2. Колодки

Внимательно проверьте, нет ли на колодках повреждений или деформаций.

Проверьте упругость стяжных пружин как верхних, так и нижних; при необходимости заме­ните их новыми.

Пружины не должны иметь остаточных дефор­маций при растяжении усилием 343 Н (35 кгс) нижних пружин и 411 Н (42 кгс) - верхних.

Особое внимание обратите на пружину 5 (рис. 4.12) устройства для автоматического регу­лирования зазора в тормозном механизме. Ее длина в свободном состоянии должна быть 20 мм, под нагрузкой 802±78,4 Н (82±8 кгс) - 14 мм.

 


 

Рис. 4.12 Устройство для автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном: 1 - втулка оси; 2 - фрикционная шайба; 3 - колодка; 4 - опор­ная чашка пружины; 5 - пружина; 6 — втулка пружины


 

Проверьте чистоту накладок, если обнаружены грязь или следы смазки, накладки тщательно очисти­те металлической щеткой и промойте уайт-спиритом, кроме того, проверьте нет ли утечки смазки или масла внутри барабана; неисправности устраните.

Колодки заменяйте новыми, если толщина на­кладок стала менее 1,5-2 мм, или неисправно ав­томатическое регулировочное устройство, соби­раемое на колодках.

3.2.11.3. Тормозные барабаны

Осмотрите их. Если на рабочей поверхности имеются глубокие риски или чрезмерная овальность, расточите барабаны на станке.

Затем на токарном станке абразивными мелко­зернистыми брусками прошлифуйте барабаны. Это увеличивает долговечность накладок и улучшает равномерность и эффективность торможения.

Наибольшее допустимое увеличение номиналь­ного диаметра барабана (250 мм) после расточки и шлифовки 1 мм. Пределы этого допуска должны стро­го соблюдаться, в противном случае нарушается проч­ность барабана, а также эффективность торможения.


3.2.11.4. Проверка колесных цилиндров задних тормозов на стенде

Установите цилиндр на стенд, присоедините к нему трубопровод от манометров (рис. 4.13) и прокачайте систему.

Отрегулируйте упоры 1 так, чтобы в них упи­рались поршни колесного цилиндра.


Рис. 4.13 Схема проверки колесных цилиндров задних тормозов: 1 - упоры поршней; 2 - испытываемый цилиндр; 3 - кронштейн цилиндра; 4 - манометр низкого давления; 5 - манометр высо­кого давления; 6 - цилиндр для создания давления; 7 - сосуд; 8 - маховик


Проверьте отсутствие утечки жидкости. Подключите манометр низкого давления; медленно вра­щая маховик управления цилиндром привода, уста­новите давление жидкости 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).

Убедитесь, что установленное давление удер­живается в течение 5 мин. Повторите аналогично испытание при давлении 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 МПа (1; 2; 3; 4; 5 кгс/см2).

Снизьте давление и подключите манометр высо­кого давления. Придерживаясь указанных правил, повторите испытания при давлении 5; 10; 15 МПа (50; 100; 150 кгс/см2).

Не допускается снижение давления из-за утечки жидкости через уплотнительные элемен­ты, соединения трубопроводов, штуцера для про­качки жидкости или через поры отливки.

Допускается незначительное (не более 0,5 МПа (5 кгс/см2) в течение 5 мин) уменьшение давления, особенно при более высоких давлениях, из-за усадки уплотнителей.

3.2.12. Проверка деталей регулятора давления задних тормозов

Промойте детали спиртом или тормозной жид­костью и осмотрите. Поверхности деталей не должны иметь рисок и шероховатостей.

Проверьте состояние и упругость пружины, длина которой в свободном состоянии должна быть 17,8 мм, а под нагрузкой 68,6 Н (7 кгс) - 9 мм.

Поврежденные детали, а также уплотнитель и уплотнительное кольцо замените.

3.2.13. Проверка стояночного тормоза

Тщательно проверьте состояние деталей стоя­ночного тормоза.

Если обнаружен обрыв или перетирание про­волок, трос замените новым.

Удостоверьтесь, что зубья сектора и защелки рукоятки не повреждены; слишком изношенные детали замените.

Проверьте исправность пружины. Она должна обеспечивать возврат рычага в нерабочее положение.

Проверьте состояние оболочки заднего троса и крепление наконечников на оболочке, а так же убедитесь, что трос свободно перемещается внут­ри оболочки. При повреждении оболочки и ослаб­лении крепления наконечников трос замените.

 

Лабораторная работа № 4:

«Определение технического состояния тормозной системы автомобиля ВАЗ 2106»

 

 

1. Цель работы: Оценка технического состояния тормозной системы легкового автомобиля по основным диагностическим параметрам.

2. Задачи работы:

- ознакомиться с конструкцией тормозной системы;

- определить состояние деталей тормозной системы, по основным диагностическим параметрам;

- сделать вывод по результатам диагностики тормозной системы.

3. Содержание и порядок выполнения работы

3.1. Оборудование рабочего места

Автомобиль ВАЗ 2106, набор инструментов, приспособление А. 72245 (67.7820.9518), оправка 67.7141.9500.

3.2. Проверка и регулировка тормозов

3.2.1. Проверка трубопроводов и соединений

Для предупреждения внезапного отказа тор­мозной системы тщательно проверьте состояние всех трубопроводов:

- металлические трубопроводы не должны иметь вмятин, трещин и должны быть расположе­ны вдали от острых кромок, которые могут их по­вредить;

- тормозные шланги не должны иметь сквоз­ных трещин на наружной оболочке и не должны соприкасаться с минеральными маслами и смазка­ми, растворяющими резину; сильным нажатием на педаль тормоза проверьте, не появятся ли на шлангах вздутия, свидетельствующие о неисправ­ностях;

- все скобы крепления трубопроводов должны быть хорошо затянуты; ослабление креплений приводит к вибрации, вызывающей поломки;

- не допускается утечка жидкости из штуце­ров; при необходимости затяните гайки до отказа, не подвергая трубопроводы деформации.

Детали заменяйте новыми, если есть малей­шее сомнение в их пригодности.

Гибкие шланги независимо от их состояния заменяйте новыми после 100 000 км' пробега или после пяти лет эксплуатации автомобиля, чтобы предупредить внезапные разрывы вследствие ста­рения.

Через пять лет эксплуатации рекоменду­ется тормозную жидкость заменять новой.

3.2.2. Проверка работоспособности вакуумного усилителя

Нажмите 5-6 раз на педаль тормоза при нера­ботающем двигателе чтобы создать в полостях А и Е (рис. 4.1) одинаковое давление, близкое к атмо­сферному. Одновременно по усилию, прикладыва­емому к педали, определите, нет ли заеданий кор­пуса 22 клапана.

Остановив педаль тормоза в середине ее хода, запустите двигатель. При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после запуска двигате­ля должна "уйти вперед".

Если педаль "не уходит вперед", проверьте крепление наконечника 29, состояние и крепление фланца 1, шланга к наконечнику и штуцеру впуск­ной трубы двигателя, так как ослабление крепле­ния или их повреждение резко снижает разрежение в полости А и эффективность работы усилителя.

В случае самопроизвольного торможения ав­томобиля проверьте при работающем двигателе вакуумный усилитель на герметичность сначала при отпущенной, а затем нажатой неподвижной педали тормоза. "Присасывание" защитного кол­пачка 12 к хвостовику корпуса клапана и шипение подсасываемого воздуха указывает на недостаточ­ную герметичность усилителя.

 


 

Рис. 4.1 Вакуумный усилитель: 1 - фланец крепления наконечника; 2 - корпус усилителя; 3 - шток; 4 - крышка; 5 - поршень; 6 - болт крепления усилителя; 7 - дис­танционное кольцо; 8 - опорная чашка пружины клапана; 9 - клапан; 10 - опорная чашка клапана; 11 - опорная чашка возвратной пру­жины; 12 - защитный колпачок; 13 - обойма защитного колпачка; 14 - толкатель; 15 - воздушный фильтр; 16 - возвратная пружина клапана; 17 - пружина клапана; 18 - уплотнитель крышки корпуса; 19 - стопорное кольцо уплотнителя; 20 - упорная пластина; 21 - буфер; 22 - корпус клапана; 23 - диафрагма; 24 - возвратная пружина корпуса клапана; 25 - уплотнитель штока; 26 - болт креп­ления главного цилиндра; 27 - обойма уплотнителя штока; 28 - регулировочный болт; 29 - наконечник шланга; 30 - клапан А - ваку­умная полость; В - канал, соединяющий вакуумную полость с внутренней полостью клапана; С - канал, соединяющий внутреннюю по­лость клапана с атмосферной полостью; Е - атмосферная полость


 

Даже при отсутствии "присасывания" защит­ного колпачка проверьте состояние уплотнителя 18, для чего:

- аккуратно снимите, а затем сдвиньте с отбортовки отверстия на крышке 4 защитный колпачок 12;

- при работающем двигателе, покачайте в попе­речном направлении выступающий хвостовик корпуса клапана с усилием 29,4-39,2 Н (3-4 кгс): при этом не должно быть характерного шипения воздуха, проходя­щего внутрь усилителя через уплотнитель 18 крышки.

При негерметичности вакуумного усилителя от­соедините толкатель 14 от педали тормоза, снимите защитный колпачок 12 и заложите 5 г смазки ЦИА-ТИМ-221 между уплотнителем и отбортовкой крыш­ки и корпуса клапана, затем проверьте состояние воздушного фильтра 15, при необходимости заме­ните его и установите на место защитный колпачок.

Если таким образом не удается устранить под­сос воздуха, то необходимо заменить вакуумный усилитель.

3.2.3. Регулировка привода тормозов

Свободный ход педали тормоза при неработа­ющем двигателе должен составлять 3-5 мм. Эту величину получают, регулируя положение выклю­чателя 6 (рис. 4.2) стоп-сигнала.

Если выключатель стоп-сигнала излишне при­ближен к педали, то она не возвращается в исходное положение, клапан 9 (рис. 4.1), прижимаясь к корпусу 22, разобщает полости А и Е, и происходит непол­ное растормаживание колес при отпущенной педали.

Положение выключателя стоп-сигнала регу­лируется его перемещением при отпущенной гай­ке 5 (рис. 4.2). Установите его так, чтобы буфер стоп-сигнала слегка касался упора педали, при этом свободный ход педали должен быть 3-5 мм. По окончании регулировки затяните гайку 5.

 


 

Рис. 4.2 Педаль тормоза: 1 - вакуумный усилитель; 2 - толкатель; 3 - педаль тормоза; 4 - буфер выключателя стоп-сигнала; 5 - гайка выключателя; 6 - выключатель стоп-сигнала; 7 - оттяжная пружина педали; 8 - главный цилиндр