В) Знакомство учащихся с особенностями невербального общения.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется посредством знаков, точнее знаковых систем. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы). Однако невербальная коммуникация требует более детального деления на различные формы.
Выделяют четыре такие формы: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них имеет свою собственную знаковую систему: [18]
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, необходимо знать несколько параметров:
- структуру коммуникативного акта;
- мотивы общающихся, их цели, установки и пр.
С этой целью необходимо обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение, помимо речи.
Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53% .
Говорим голосом, беседуем всем телом: таким образом, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.
Первым среди них выделяется оптико-кинестическая система знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесённые слова, мимические выражения несут более 70 % информации. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при общении несут также много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно разбить на 5 групп.
Первая - жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения; указатели, пиктографы – образные картинки изображения; кинетографы – движение телом, идеографы – свободные движения руками.
Вторая - жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
Третья - жесты-эмблемы – это своеобразные заместители слов или фраз в общении, например, поднятая над головой рука означает – “до свидания”.
Четвертая – жесты-адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук.
Пятая - жесты-афоректоры – жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определённые эмоции.
Значимость оптико-кинестической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинестика.
Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.
Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» путями, приёмами. [19]
Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения, как для двух партнёров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудитооказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения, как для двух партнёров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. [20]
Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе – это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Контакт глазами на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено. Однако этот коммуникативный процесс, представляемый движением глаз, включается в достаточно широкий диапазон ситуаций общения.
Помимо вербальных существуют и невербальные методы общения, которые осуществляются посредством языка телодвижений (осанка, жесты, поза, выражение лица и пр.). Например, подозрение, неуверенность, отрицание, сомнение имеют всегда отрицательный смысл, выражаются в стремлении не видеть, не смотреть в сторону другого человека.
Подозрение и скрытность могут проявляться в следующих движениях: сложенные руки, отклоненное назад тело, скрещенные ноги, «втягиваемая голова» в плечи, взгляд исподлобья. Умение видеть это и оптимально изменять свое поведение и других – важный инструмент эффективного общения.