Борьба за проект Конституции

После ликвидации СССР требовалось принять конституцию суверенного, независимого Российского государства.

Первым крупным шагом конституционной ре­формы в России стало подписание 31 марта 1992г. в Москве Федеративного договора, который определил основы взаимоот­ношений между субъектами Российской Федерации (республика, край, область, округ) и федеральным центром. Договор предот­вратил угрозу распада суверенной России вслед за СССР. В про­цессе «парада суверенитетов» российских автономий подобная угроза к концу 1991 г. стала реальной. Договор не подписали

Татарстан (присоединился в 1994 г.) и не признанная российским руководством Чечня, которая заявила о выходе из РФ и образова­нии независимой республики Ичкерия.

Конституционная реформа проходила в условиях острой полити­ческой борьбы. Она велась вокруг вопроса о том, какой республи­кой — парламентской или президентской — должна стать Россия.

В действовавшей Конституции России с внесенными в нею поправками и изменениями не было четкого разграничения функций и компетенций между законодательной и исполнительной властями. Представители законодательной власти – Съезд народный депутатов – требовал пересмотра реформ, их корректировки и решения социальных проблем. Президент, как глава исполнительной власти, настаивал на укрепление своей власти и дальнейшей радикализации реформ. Такая ситуация привела к противостоянию законодательной и исполнительной власти.

Первое острое противостоянием законодательной и исполни­тельной ветвей власти произошло на VI съезде народных депу­татов России в апреле 1992 г. В центре дебатов стояли два во­проса— о ходе экономической реформы и о проекте новой Конституции. Депутаты требовали смены состава правительства и принятия парламентского проекта конституции. Президент Б.Ельцин решительно выступил против смены «кабинета ре­форм» и принятия конституции, ориентированной на парла­ментский тип республики. Он считал, что это ввергнет Россию «в хаос междоусобицы». В свою очередь, Председатель Верхов­ного Совета Р.Хасбулатов заявил, что вопрос о том, президент­ской или парламентской будет Россия — второстепенный, глав­ное, чтобы она была демократической. По его докладу съезд одобрил проект новой Конституции, созданный на основе кон­цепции парламентско-президентской республики. VI Съезд стал своего рода компромиссом между ветвями власти? Президент до­бился одобрения проводимого его правительством курса реформ, пожертвовав при этом Бурбулисом и Шахраем— их съезд от­странил с вице-премьерских постов, а парламент укрепил свои политические позиции.

В декабре 1992 г. состоялся VII съезд народных депутатов России. Съезд обвинил правительство реформаторов в «шоко­вой терапии» и отстранил Е.Т.Гайдара от исполнения обязан­ностей премьера. Председателем правительства был избран В.С.Черномырдин.

Съезд принял Конституционное соглашение в форме «Заявле­ния» президента и съезда о решении спорных вопросов между вет­вями власти исключительно конституционными методами (за под­писью Б.Ельцина и Р.Хасбулатова). Съезд принял также постанов­ление «О стабилизации конституционного строя Российской феде­рации». Оно предусматривало проведение 11 апреля 1993 г. рефе­рендума по основным положениям новой Конституции.

В январе 1993 г. председатель Верховного Совета Р.Хасбулатов и председатель Конституционного суда В.Зорькин объявили предстоящий референдум ненужной и опасной затеей. Прези­дент, в свою очередь, выразил готовность, в случае противодей­ствия народных депутатов, призвать россиян на референдум, ми­нуя съезд и Верховный Совет. Таким образом, референдум стал «паролем войны» между ветвями власти весной 1993 г. Прошед­шие в течение одного марта месяца два съезда народных депута­тов и ответные действия президента во многом определили ход последующих событий.

VIII съезд народных депутатов (8-12 марта 1993 г.) наложил мораторий на проведение любых референдумов. Кроме того, де­легаты потребовали от главы правительства В.Черномырдина снять с работы А.Чубайса (председателя Госкомимущества, идеолога и организатора приватизации), В.Шумейко (первого за­местителя премьер-министра), А.Козырева (министра иностран­ных дел).

Б.Ельцин предпринял ответный ход. Он считал, что корень проблем не в конфликте между законодательной и исполнитель­ной властью, между съездом и президентом, а глубже — в проти­воречии между народом и прежней большевистской системой. VIII съезд он расценил как «генеральную репетицию реванша бывшей партноменклатуры». Поэтому 20 марта, минуя съезд и Верховный съезд, президент по телевидению обратился непосредственно к народу и объявил о подписании им Указа об особом порядке управления страной. Согласно Указу, в стране фактически вводилось президентское правление, работа съезда и Верховного Совета приостанавливалась, на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту и правительству, а также по вопросу о проекте новой Конституции и выборах нового парламента.

Несмотря на то, что Указ президента не был опубликован, Конституционный суд и Верховный Совет РФ расценили его как по­пытку государственного переворота. 26-30 марта 1993 г. в Моск­ве состоялся IX внеочередной и чрезвычайный съезд народных де­путатов, на котором Р.Хасбулатов обвинил президента в стрем­лении монополизировать всю власть — и исполнительную, и за­конодательную. Народные депутаты решили отстранить прези­дента от власти за попытку антиконституционного переворота. Голосование было намечено на 28 марта. Однако съезд, во мно­гом путем нажима с президентской стороны, не смог набрать квалифицированного большинства (две трети) для отрешения президента от должности.

После неудачи с отрешением съезд был вынужден согласиться на референдум. Он, однако, предложил вынести на референдум свои четыре вопроса: 1) доверяете ли вы президенту РФ Б.Н.Ельцину?; 2) одобряете ли вы социально-экономическую по­литику, осуществляемую президентом РФ и правительством РФ с 1992 года?; 3) считаете ли вы необходимым проведение досроч­ных выборов президента РФ?; 4) считаете ли необходимым про­ведение досрочных выборов народных депутатов РФ? Активисты движения "Демократическая Россия", а также известные писате­ли, режиссеры, актеры, певцы пропагандировали один вариант ответа: "да", "да", "нет", "да".

Референдум состоялся 25 апреля. Подготовка к референдуму шла под жестким прессингом СМИ относительно депутатского корпуса. СМИ представляло народных избранников как консерваторов, сдерживающих развитие реформ, некорректно их изображая в газетах и на телевидении, тем самым нарушая элементарные нормы и законы о выборах. В нем приняло участие 107 млн. граждан (около 64% избирателей). Большинство ответило: "да", "да", "нет", "нет". За досрочные перевыборы президента вы­сказалось 34 млн. чел., парламента — 46,2 млн. чел.

Итоги референдума президент расценил как свою победу и за­крепил ее Конституционным совещанием, созванным в Кремле в июне 1993 г. Оно обсудило и одобрило подготовленный помимо Конституционной комиссии (создана 1 Съездом народных депутатов РСФСР в июне-1990 г.) проект новой Конституции РФ, исключавший из политической системы страны институт съезда народных депутатов. В подготовке проекта ведущую роль сыграл С.Шахрай, активный сторонник президентской формы правле­ния, считавший, что "Советы и парламентаризм несовместимы".