Банкротство и его роль в бизнесе

Одним из наиболее важных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, является закон о банкротстве. Его основное назначение состоит в том, чтобы дать возможность честным должникам, неспособным оплатить все свои долги, юридически освободиться от своих обязательств путем справедливого распределения их имущества между кредиторами. Закон о банкротстве предоставляет предпринимателю право на ошибку, которой до его принятия он не имел.

Из многочисленных исторических источников известно, что до появления законодательства о банкротстве предприниматели, которые не могли по каким-то причинам своевременно рассчитаться с долгами, наравне с другими должниками попадали под действие гражданского законодательства. Для них существовали специальные долговые тюрьмы, в которых они находились до того времени, пока долг не возвращался. Результатом такого положения явилось то, что большинство предприимчивых, энергичных людей, занимающихся бизнесом, рано или поздно оказывалось


296______________ Управление финансовыми ресурсами предприятия

в тюрьме. От этого, как оказалось, никто не выигрывал: деловая активность находилась на самом низком уровне, налоговые поступления сокращались, новые рабочие места практически не создавались, а нерешенных социальных и экономических проблем становилось все больше. Выходом из создавшегося положения явилось, в частности, принятие закона о банкротстве, который и предоставил честному предпринимателю, т.е. действующему по закону, право на ошибку.

В настоящее время банкротство относится к нормальным издержкам бизнеса. Те предприятия, которые не могут адаптироваться на рынке, а значит убыточны, должны исчезнуть. Как свидетельствует статистика, в рыночной экономике каждый год оказываются банкротами от 2 до 6 % всех предприятий. В США, например, средний возраст действующих предприятий равен приблизительно семи годам, при этом немногим более 50 % из них переходят черту, равную 18 месяцам, и только 25 % предприятий имеют возраст более шести лет.

Объявить банкротом предпринимателя или фирму может только суд. Дата принятия хозяйственным судом постановления о несостоятельности является датой банкротства. Банкрот теряет право на собственность, а руководство фирмы — право распоряжаться ею. После принятия судом решения о банкротстве банкрот юридически освобождается от всех своих обязательств (никто не вправе больше требовать от него возврата долгов) и свободен начать свой бизнес снова.

Банкротство может быть добровольным или принудительным. Инициаторами добровольного банкротства выступают сами должники, а принудительного — кредиторы.

Банкротство связано с неплатежеспособностью (несостоятельностью), вызванной нехваткой или отсутствием средств в момент наступления платежа. Неплатежеспособность бывает двух видов — практической и абсолютной. Практическая неплатежеспособность наступает в том случае, если должник не может рассчитаться с кредиторами, так как не имеет в данный момент свободных денег в связи с задержкой их поступления (он должен, но и ему должны), а его активы значительно больше его долговых обязательств. Практическая неплатежеспособность не влечет за собой банкротства. Она может быть достаточно быстро ликвидирована в результате осуществления одной или нескольких процедур:


Банкротство и его роль в бизнесе



• получение собственных кредитов в результате погашения дебиторской задолженности;

• продажа долговых обязательств (дебиторской задолженности) факторинговой фирме до истечения срока их погашения;

• уступка собственных долговых обязательств (кредиторской задолженности) фирме, которая на определенных условиях берется в срок погасить задолженность перед кредиторами;

• получение дополнительных кредитных ресурсов у различных финансово-кредитных учреждений под залог части активов;

• продажа части наиболее ликвидных активов;

• передача кредиторам прав собственности на часть имущества предприятия.

Абсолютная неплатежеспособность может возникнуть в двух случаях. В первом случае реальная стоимость активов должника оказывается меньше его обязательств. Это может произойти в результате потерь, вызванных плохим управлением бизнесом, снижением рыночных цен на отдельные материально-вещественные элементы бизнеса и т.д. Внешним признаком абсолютной неплатежеспособности в данном случае является приостановление внешних текущих платежей, а внутренними — превышение обязательств над имуществом и неспособность удовлетворить требования кредиторов.

Во втором случае активы должника превышают его обязательства, но наблюдается недостаточная степень ликвидности его имущества: скопление на складах неконкурентоспособной продукции, устаревшее оборудование, которое невозможно продать по остаточной стоимости, большая безнадежная дебиторская задолженность. Такое положение должника не позволяет ему за счет своего имущества обеспечить погашение обязательств перед кредиторами. Внешним признаком абсолютной неплатежеспособности здесь также выступает приостановление текущих платежей, а внутренними — неудовлетворительная структура баланса и неспособность удовлетворить требования кредиторов. Подтвержденная судом абсолютная неплатежеспособность называется банкротством.

Если кредиторов несколько, судебный процесс может быть конкурсным. В этом случае кредиторам разрешается самим до-



Управление финансовыми ресурсами предприятия


говориться о способах раздела имущества. На практике это достигается посредством проведения собрания кредиторов. На собрании кредиторов может быть принято й решение о будущем фирмы-банкрота: будет она ликвидирована или необходима санация, т.е. смена руководства и осуществление контроля над ней кредиторами.

Ликвидация фирмы-банкрота не всегда выгодна кредиторам, так как продажа ее чаще всего не может возместить кредиторам их убытков. Зарубежная практика свидетельствует, что реальная цена фирмы-банкрота всегда оказывается значительно ниже ее балансовой стоимости. Кроме того, как правило, на часть активов такой фирмы вообще не находится покупателей. Принимая решение о санации, кредиторы, изменив стратегию управления и проведя реструктуризацию фирмы, получают реальный шанс не только вернуть за счет будущей прибыли все свои долги, но и компенсировать материальные и моральные издержки, связанные с проведением процесса о банкротстве и нарушением сроков выплат по долговым обязательствам.


Словарь экономических терминов

Аккредитив— способ безналичных расчетов между предприятиями, при котором банк плательщика дает поручение банку, обслуживающему получателя платежа, оплатить требуемую сумму в оговоренный срок на основе условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении плательщика.

Актив— совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих физическому или юридическому лицу (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, патенты, авторские права и др.).

Актив баланса— часть бухгалтерского баланса, отражающая на определенную дату в денежном выражении средства предприятия, их состав и размещение

Алгоритм— система операций (напр., вычислений), проводимых по строго определенным правилам, которая при последовательном их выполнении приводит к решению поставленной задачи.

Альтернатива— управленческое решение, противопоставляемое другому решению, исключающему данное.

Амортизация— постепенное снашивание основных средств (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости на вырабатываемую продукцию. Инструментом возмещения износа основных средств в краткосрочном периоде являются амортизационные отчисления, которые образуют элемент себестоимости продукции и издержек обращения.

Валюта баланса— совокупность средств предприятия, итог бухгалтерского баланса.

Дебиторская задолженность— сумма долгов, причитающихся предприятию состороны других юридических или физических лиц.



Словарь экономических терминов


Держательская компания (холдинг)— особый вид материнской компании, уставный фонд которой сформирован из контрольных пакетов акций других (дочерних) компаний Основной вид деятельности Д. к. — управление и финансовый контроль за дочерними компаниями

Диверсификация— распределение вкладываемых в бизнес капиталов между разнообразными объектами и продуктами с целью снижения риска потерь и получения устойчивого высокого дохода

Заемные средства— денежные средства, полученные в виде ссуды на определенный срок.

Иерархия— расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, с указанием подчинения низших элементов, звеньев управления высшим.

Издержки (затраты)— выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей на производство, обращение и сбыт продукции.

Износ— накопленная сумма амортизационных отчислений на конкретную дату

Итеративный— обозначающий повторяющееся действие.

Кассовый баланс— отражает поступления и выплаты денежных средств в течение определенного периода времени. Показывает возможности предприятия своевременно получить денежные средства независимо от доходов от продаж.

Коммерческий кредит— кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары.

Конкурентоспособность— совокупность потребительских свойств данного продукта, характеризующая его отличие от продукта-конкурента. Способность продукта соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период

Консолидированный баланс— объединенная отчетность материнских и дочерних предприятий, балансы нескольких предприятий, приведенные к единому целому по специальной методике.

Контролирующая группа— акционеры, владеющие контрольным пакетом акций и осуществляющие контроль над компанией посредством получения большинства мест в совете директоров (правлении).


Словарь экономических терминов__________________________ 301

Конъюнктура рынка— экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активности, ценами, объемами продаж.

Кредитный риск— риск невозврата заемщиком полученного кредита и процентов, причитающихся кредитору.

Кредиторская задолженность— временно привлеченные предприятием денежные средства, подлежащие возврату соответствующим юридическим или физическим лицам.

Лаг— временной разрыв между осуществлением вложений денежных средств и получением эффекта (дохода) от этого.

Лизинг — долгосрочная аренда оборудования, машин, сооружений производственного назначения; альтернатива традиционному банковскому кредитованию.

Ликвидность — способность превращения активов предприятия в денежные средства для своевременного погашения своих долговых обязательств.

Материнская компания— компания, которая владеет контрольными пакетами акций других компаний; в отличие от холдинга сама осуществляет производственную и другие виды деятельности.

Мотивация— совокупность внутренних стимулов отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Пассив— совокупность долгов и обязательств предприятия.

Пассив баланса— часть бухгалтерского баланса, отражающая на определенную дату в денежном выражении источники образования средств предприятия, его финансирование, сгруппированные по их принадлежности иназначению.

Платежеспособность— способность своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.

Продукт— результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме либо в виде выполнения работ и услуг.

Факторинг— перепродажа права на взыскание долгов.

Холдинг — см. Держательская компания.


Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. М., 1999.

2. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. М., 1994.

3. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. М., 1994.

4. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., 2000.

5. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. М., 1995.

6. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М., 1999.

7. Витале Дж. Малый бизнес: реклама. М., 1998.

8. Влэквелл Э. Как составить бизнес-план. М., 2000.

9. Волгин В.В. Индивидуальный-бизнес. М., 2001.

 

10. Волкер Г. Что и как нужно делать, чтобы стать предпринимателем. Мн.; М., 1991.

11. Ворст Й, Ревентлоу П. Экономика фирмы. М., 1994.

12. Гари Джоунз. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М.,1996.

13. ДавыденкоЛ.Н. Предпринимательство без границ. Мн., 1999.

14. Диксон Д.Е.Н. Совершенствуйте свой бизнес: Пособие и практикум. М., 1994.

15. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования. М., 1998.

16. Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. М., 1990.

17. Жизнин С.З., Крупное В.И. Как организовать свое дело. М., 1990.

18. Жизнин С.З. Предпринимательство и деньги. М., 1990.

19. Карлсон Д. Типичные ошибки малого бизнеса. М., 1998.

20. Кауфман Х.Р. Тактика успеха в бизнесе и науке: творчество, деньги, слава. М., 1993.


Литература



21. Лембден Дж. К., Таргет Д.. Финансы в малом бизнесе. М., 1992.

22. Минаев И.В. Экономика и предпринимательство. М., 1994.

23. Пелих А. Бизнес-план, или Как организовать собственное дело. М.,1996.

24. Современный бизнес: В 2 т. М., 1995.

25. Справочник финансиста предприятия. М., 1996.

26. Старик Д.Э. Как рассчитать эффективность инвестиций? М., 1996.

27. Стек Дж. Большая игра. М., 1994.

28. Узссон Т.Н. Искусство делать и сохранять деньги. Киев, 1994.

29. Управленческий учет. М., 1997.

30. Хаммер А. Мой век двадцатый. Пути и встречи. М., 1988.

31. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1992.

32. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993.