Взаимодействие с коммерческим банком и бухгалтером-консультантом

После того как определена потребность в начальном капитале и составлены сметы статей (товарные запасы, заработная плата, аренда, коммунальные платежи, начисления на заработную плату, приобретение основных средств и т.д.), требующих финансирования, принимается решение об источниках денежных средств для бизнеса. Значительную долю финансирования для покрытия потребности в начальном капитале составляют собственные накопления предпринимателя. Недостающая сумма может быт получена в форме ссуды.


Взаимодействие с коммерческим банком



Основным и самым распространенным источником ссудного капитала являются коммерческие банки. Банки выдают кредиты, строго соблюдая следующие принципы: целевой характер кредитования (под конкретный проект), обеспеченность (гарантии возврата кредита со стороны кредитополучателя, если бизнес не состоится), срочность (на строго определенный срок), возвратность (обязательность возвращения кредита к концу установленного срока) и платность (стоимость кредита определяется процентными ставками за предоставленные денежные средства). Банк должен знать все о заемщике, включая и перспективы бизнеса, для чего требуются деньги, как и когда они будут возвращены.

При первой встрече владельца новой фирмы с менеджером банка, отвечающим за предоставление кредитных ресурсов, чаще всего можно услышать замечание, что банк обычно финансирует функционирующий или рентабельный бизнес, а это уменьшает шансы новой фирмы на получение ссуды. Чтобы получить в данной ситуации положительный ответ на просьбу о предоставлении кредита, необходимо уже на первой встрече с менеджером банка зарекомендовать себя человеком хорошо знающим свой будущий бизнес и способным квалифицированно им управлять. Для этого, во-первых, необходимо знать все тонкости своего бизнеса и быть готовым ответить на любой вопрос служащего банка. Во-вторых, со стороны заемщика должны быть и убедительные доказательства, что дела у фирмы пойдут. Этим доказательством может выступить хорошо подготовленный бизнес-план. В-третьих, важны и залоговые гарантии, которыми могут быть собственный вклад в бизнес, личное имущество владельца фирмы. Банковский служащий должен иметь полную ясность по всем этим вопросам, иначе кредит получить не удастся. Кроме того, ссудополучатель должен иметь и хорошую репутацию. Для начинающего предпринимателя достаточно к моменту обращения в банк не иметь плохой репутации: не иметь судимости, не привлекаться к суду за мошенничество или другие правонарушения и т.п.

Занимаясь подготовкой бизнес-плана, необходимо попытаться максимально уменьшить потребность в заемных ресурсах. Это будет дополнительным аргументом в подтверждение собственной подготовленности к будущей деятельности предпринимателя. Как можно уменьшить потребность в заемных ресурсах?



Как начинают бизнес


Какие действия следует предпринять для того, чтобы снизить сумму, которую нужно брать взаймы?

Во-первых, приобретение помещения. Что предпочесть: аренду или покупку? Аренда может существенно уменьшить начальные капитальные затраты, следовательно, и потребность в привлечении денежных средств со стороны. Однако выбор аренды снижает вероятность получения предприятием кредитов в будущем, так как только собственные капитальные активы могут быть предложены кредитором в качестве обеспечения под ссуду.

Во-вторых, получение оборудования и техники. Что лучше: прокат, аренда (лизинг) или покупка бывших в употреблении основных средств? При прокате и аренде эксплуатационные издержки могут быть выше, так как плата по этим договорам относится к издержкам бизнеса, но имеются и преимущества такого способа получения оборудования — не нужно будет брать ссуду и платить проценты.

В-третьих, приобретение товарных запасов, запасов сырья, материалов, комплектующих. Оценка среднего уровня складских запасов может быть завышенной. Необходимо применять такую тактику, чтобы поддерживать на складе наименьший ассортимент исходного сырья, материалов, товаров, но это не должно быть в ущерб объему производства и продажам. Здесь важным может быть планирование более частых поставок, а также получение запасов от поставщиков в кредит, т.е. с отсрочкой платежа, или получение товаров на консигнацию (оплата по факту продаж).

В-четвертых, планирование дебиторской задолженности. Уменьшение потребности в привлечении средств может быть достигнуто за счет увеличения продаж за наличный расчет, а также в результате сокращения срока кредита, который фирма собирается предоставлять потребителям готовой продукции, товаров и услуг.

В-пятых, минимизация издержек, связанных с функционированием фирмы. Всегда можно пересмотреть все издержки на предмет их возможного сокращения и тем самым уменьшения потребности в кредитных ресурсах. Часть из планируемых издержек можно распределить на более длительный период (например, расходы на рекламу, консультации, командировки, прокат и т.д.), а заработную плату можно выплачивать сдельно


Взаимодействие с коммерческим банком



(в зависимости, например, от продаж) и реже, если это позволяет действующее законодательство о труде.

Что необходимо знать начинающему предпринимателю о банковской системе?

1. Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых коммерческих банков. Вопросы предоставления ссуд решают люди, а они имеют свое представление о той или иной сфере бизнеса. Поэтому, если в одном банке предпринимателю откажут в получении финансовых фондов, то это не значит, что и в другом банке будет принято аналогичное решение. Достижение любых конкретных целей всегда требует настойчивости. Неудачи на первых порах не должны обескураживать человека, который желает посвятить себя занятию предпринимательской деятельностью. К ним нужно относиться спокойно, как к неизбежному злу. Главное — не терять надежду и не останавливать поиска того банка (а он непременно есть), который заинтересуется проектом и на определенных условиях предоставит кредит.

2. Банковские служащие — это не бухгалтеры и не предприниматели. Они не вкладывают деньги, а продают их, поэтому неохотно ввязываются в рискованные дела. Для банка всегда есть установленная фиксированная величина платы за деньги независимо от того, сколько получит предприниматель рискуя. Главное для банковского служащего — вовремя получить назад свои деньги и проценты за предоставленные финансовые ресурсы. Чаще всего управляющие банков никогда не вели собственного дела и испытывают страх от мысли, что этим они могут когда-либо заняться. Они не азартные игроки, для них главное не потерять деньги и доход банка. Банковские служащие всегда заинтересованы в том, чтобы дело у предпринимателя пошло успешно и он смог вовремя рассчитаться. Они всегда хорошо знают, где риск больше (от этого зависит и доход, и жизнеспособность банка). Менеджеры банка хорошие и честные консультанты, поэтому рекомендуется поддерживать с ними дружеские отношения: в трудную минуту у них всегда можно получить неоценимую поддержку, и не только деньгами, но и советом.

3. На встречу с банковскими служащими нельзя опаздывать. Просителю вообще не рекомендуется никогда опаздывать, так как в переговорном процессе он всегда является стороной, во многом зависимой от решения противоположной стороны.



Как начинают бизнес


4. Так как банкиры люди очень занятые и не рисковые, они хотят, чтобы им было изложено на бумаге достаточно краткое и убедительное описание нового проекта в виде бизнес-плана. Представляя бизнес-план, нужно знать, что банковские служащие, ответственные за предоставление кредитных ресурсов, являются людьми, у которых всегда есть сомнения по поводу будущего бизнеса, особенно если ссудополучателем выступает начинающий предприниматель. Поэтому, идя на встречу с банкиром, нужно хорошо знать свой бизнес-план и быть готовым объяснить каждую строчку из него. Прежде чем договариваться о встрече, предпринимателю нужно самому понять свое дело до конца. Он должен не только знать ту сферу, в которой собирается работать, но и иметь достаточное представление о бизнесе вообще, включая знание законодательных основ, менеджмента, финансов и т.д. Хорошее знание бизнес-плана и понимание предпринимателем концепции своего бизнеса *— это и есть то, что должно помочь банкиру избавиться от сомнений. Начинающие предприниматели должны всегда помнить, что беседа с банкиром — это беседа со специалистом, поэтому к встрече с ним нужно тщательно подготовиться.

Основная причина, по которой часто отказывают в получении ссуды для бизнеса, состоит в том, что бизнес-планы плохо обоснованы и еще хуже оформлены, а сами ссудозаемщики плохо знают их содержание и имеют слабое представление о своей будущей деятельности. Самое важное — помнить, что кредиторы рассматривают ссуду как способ инвестирования банка в бизнес ссудозаемщика. Естественно, они хотят знать, будет ли их инвестиция прибыльной и есть ли свидетельства того, что ссуда будет вовремя возвращена. Единственный способ убедить их в этом — это высокий профессиональный уровень подготовки и защиты своего бизнес-плана.

Что нужно для того, чтобы хорошо подготовиться к встрече с банкиром?

Во-первых, необходимо попытаться получить о банке и его служащих, занимающихся ссудами, как можно больше информации. Эта информация поможет более тщательно подготовиться к беседе. Следует решить, куда обратиться: в отделение, филиал или головной офис. Более низкие уровни имеют ограниченные права на предоставление займов, а в более крупных подразделе-


Взаимодействие с коммерческим банком



ниях больше специалистов по различным направлениям деятельности, поэтому с ними легче иметь дело. Прежде чем договариваться о встрече, необходимо все разузнать о структуре банка, полномочиях его отдельных подразделений и конкретно об управляющих, занимающихся вопросами выдачи ссуд.

Во-вторых, требуется четкое понимание концепции собственного бизнеса и точный расчет собственного вклада в дело, т.е. той суммы, которую ссудополучатель может потерять в случае неудачи.

В-третьих, необходимо определить наличие возможности погасить ссуду (прибыль должна быть больше суммы, выплачиваемой в виде процентов по ссуде) и предоставить гарантии возврата денег, если дело не пойдет.

В-четвертых, нужно уметь читать и анализировать предоставляемую финансовую информацию и быть готовым рассказать об опыте предпринимательской деятельности и взаимодействии с коммерческими банками, если таковой был.

В-пятых, следует подумать о том, чем можно вызвать доверие у банковского служащего при собеседовании. Это прежде всего относится к внешнему виду: скромность, аккуратность и консервативность в одежде всегда производят впечатление. При беседе необходимо вести себя уверенно и достойно, не избегая ответов на вопросы. Говорить необходимо убедительно, следя за своими движениями. У мнргих из нас есть раздражающие привычки, на которые мы не обращаем внимания, например, плюхаемся на стулья, слишком сильно наклоняемся вперед при беседе или смотрим куда угодно, но только не на человека, с которым разговариваем. При разговоре с банковским служащим необходимо быть искренним (кредиторов с опытом нелегко одурачить). Если вы уже были в бизнесе и понесли потери, то этого не следует скрывать — на отрицательном опыте учатся. Очень редко у кого все хорошо получается с первого раза.

Не менее важная проблема для начинающего предпринимателя состоит в поиске и налаживании взаимоотношений с бухгалтером-консультантом. Без хорошего бухгалтера не рекомендуется вообще начинать дело. Его поиск ведется, как правило, через друзей и хороших знакомых. Надежным источником информации в этом деле может являться банковский служащий, если у предпринимателя сложились с ним хорошие отношения.



Как начинают бизнес


Главное при поиске достойной кандидатуры не в том, сколько он будет стоить, а в том, сколько он поможет сэкономить, составив и рассчитав финансовую стратегию предприятия. Не менее важным требованием к квалификации бухгалтера-консультанта является хорошее знание им законодательных основ и практики бухгалтерского учета.

Бухгалтер — это не предприниматель. Проблемы возникают, если предприниматель выступает в роли бухгалтера, а бухгалтер — в роли предпринимателя. У бухгалтера свое, отличное от предпринимателя, представление о бизнесе. Если предприниматель — это человек риска, то бухгалтер, наоборот, значительное количество своего рабочего времени тратит на уменьшение и уход от риска посредством финансового контроля и планирования. Поэтому главным во взаимоотношениях предпринимателя и бухгалтера является понимание и уважение мнений друг друга. Только в этом случае сотрудничество будет продуктивным, а бизнес имеет значительный шанс на успех. Как свидетельствует практика, не всегда начинающие предприниматели могут наладить эффективное сотрудничество с бухгалтером.

Предприниматель работает на риск, а бухгалтер — на уменьшение риска. Если предприниматель легко расстается с деньгами для достижения своих целей (по другому он и не может, иначе не был бы предпринимателем), то у бухгалтера преобладает способность к сохранению денег и снижению расходов. Для него основной задачей является обеспечение положительной разницы между приходом и расходом денег. Нормальные взаимоотношения предпринимателя и бухгалтера основываются на взаимном уважении и терпении. Успех бизнеса во многом будет зависеть от уровня этих взаимоотношений, от того, насколько эффективно будет налажено их сотрудничество.


Управление финансовыми ресурсами предприятия

Финансовая бухгалтерия и ее роль в повышении эффективности бизнеса

Любые действия в бизнесе всегда направлены на достижение финансового эффекта. Финансовые дела предприятия являются основным индикатором всех его операций. Поэтому для успешного бизнеса необходим квалифицированный финансовый менеджмент.

Привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов занимает в бизнесе ведущее место, а финансовый директор — одну из самых высоких ступеней в управленческой иерархии предприятия. Он отвечает за принятие важнейших решений в области финансовой политики как в стратегическом, так и в тактическом плане. Финансовый директор контролирует не только финансовые и бухгалтерские подразделения, но и коммерческую службу.

Финансовые и бухгалтерские подразделения составляют на предприятии единую службу финансовой бухгалтерии (встречается также термин эккаунтинг — от англ. accounting), ядром которой являются специалисты в области финансов: финансовые аналитики, бухгалтеры-финансисты, финансовые менеджеры.

Финансовая бухгалтерия — функциональная сфера бизнеса, которая занимается сбором, обработкой, классификацией, анализом и оформлением различных-видов финансовой информации. Деятельность наших бухгалтерских подразделений до недавнего времени была связана в основном только с оформлением и учетом уже совершившихся операций и сделок, контролем за расходованием материальных и финансовых средств и составлением бухгалтерской отчетности. Финансовая же бухгалтерия не только занимается выполнением вышеназванных функций, но и осуществляет анализ и оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом рыночных процессов и тен-


212______________ Управление финансовыми ресурсами предприятия

денций деловой активности, разработку нормативной базы в области финансов, подготовку финансовых планов, контроль и управление финансовыми ресурсами.

Финансовая бухгалтерия олицетворяет собой аналитический подход к бухгалтерии. В условиях командно-административной системы управления специалисты такого уровня были не нужны, так как роль бухгалтерии сводилась только к единообразной счетоводческо-учетной работе. По мере реформирования экономики потребность в аналитической бухгалтерии возрастает. Эффективная деятельность предприятий в условиях конкуренции все в большей степени зависит от уровня профессионализма специалистов службы финансовой бухгалтерии, которые должны готовить и обрабатывать большие объемы финансовой информации, необходимой для принятия оперативных управленческих решений.

Значительная часть необходимой финансовой информации формируется в процессе анализа и оценки данных, содержащихся в бухгалтерских отчетах и документах первичного учета. Эта информация используется для диагностики финансового здоровья предприятия и определения тенденций его изменения. Кроме того, финансовая бухгалтерия занимается подготовкой большого количества информации, ориентированной на перспективу, обеспечивая тем самым процесс принятия и обоснования стратегических управленческих решений. Этот род занятий часто называют управленческим учетом (англ. management accounting) из-за его распространения на все дела предприятия, включая разработку управленческих решений в области собственно менеджмента.

Лучший и наиболее удобный способ ведения дел — это финансовый (бухгалтерский) отчет. Финансовые отчеты разрабатываются не только за прошлые годы, но и в виде проектов на будущее. Они представляют собой легко читаемые и понятные формы финансовых документов, в которых информация содержится в виде системы взаимосвязанных финансовых показателей и их относительных значений к итогу или нормативам.

При разработке и обосновании структуры и содержания плановых форм финансовой документации необходимо помнить об одном важном требовании: большой объем данных — это хаос, а не порядок, как думают некоторые руководители. Огромные массивы финансовой информации бессмысленны и беспо-


Финансовая бухгалтерия



лезны, если они не обобщены в какой-либо системной форме в виде финансового отчета. Любой финансовый отчет базируется на данных за определенный период: месяц, квартал, год. Если финансовый отчет разрабатывается для внешнего изучения, то он должен строиться таким образом, чтобы заинтересовать тех, для кого он и готовится. Для этого в первую очередь концентрируют внимание на наиболее привлекательных сторонах финансовой деятельности предприятия и отвлекаются от негативных моментов. В финансовых документах, составленных для своего предприятия, особенно для его руководства, должна содержаться только объективная информация.

Следовательно, финансовая бухгалтерия в зависимости от потребностей отдельных пользователей формирует различные массивы финансово-экономической информации. Потребителей данной информации можно распределить на две основные группы: внешние и внутренние (рис. 3).


Рис. 3. Виды финансовой информации в зависимости от ее потребителей

К внешним потребителям информации относятся государственные органы, финансово-кредитные учреждения, деловые партнеры, инвесторы, общественность. Информация для них оформляется в виде бухгалтерской отчетности, которая специально и подготавливается для каждого из внешних потребителей в соответствии


214______________ Управление финансовыми ресурсами предприятия

с их запросами и требованиями законодательных и нормативных актов. Структура и содержание бухгалтерской отчетности в нашей стране определены законодательно и приспособлены в основном для внешних потребителей.

Внутренние потребители финансовой информации — это в первую очередь менеджеры предприятия, которым она необходима для принятия решений в процессе управления предпринимательской деятельностью. Подготовка и оформление данной информации осуществляется финансовой бухгалтерией в рамках системы управленческого учета.

Потребность в управленческом учете появляется в процессе рыночных преобразований. В экономической системе, где преобладают административные методы управления экономическими процессами и отсутствует нормальная конкурентная среда, руководители, как правило, не испытывают потребности в такой информационной системе, как управленческий учет. Они зачастую довольствуются лишь бухгалтерской отчетностью, в которой содержится только информация о результатах деятельности в прошлом. Бесспорно, эти данные важны, но они не содержат информацию, которая может быть непосредственно использована для планирования, принятия решений и контроля. Бухгалтерская отчетность не может служить надежным информационным источником для принятия оперативных решений и успешного ведения дел. Например, затраты за прошлый период не так важны, как информация об их динамике и о том, какими они будут при различных планах продаж. Менеджерам не столько важна информация о прошлом (хотя к ней они почему-то больше тяготеют), сколько информация, характеризующая текущее состояние дел: рост реализации, увеличение прибыли и доходов от капиталовложений.

Управленческий учет — это различные методы организации данных, применяемых для выполнения управленческих целей. Он обеспечивает менеджеров качественной информацией двумя различными путями. Первый предполагает увязку фактических показателей с плановыми, что позволяет вести действенный контроль за текущей деятельностью предприятия, а второй — оценку альтернативных вариантов развития бизнеса, что помогает менеджерам в принятии важнейших стратегических решений и планировании.


Финансовая бухгалтерия



Свое внимание управленческий учет фокусирует прежде всего на будущем, на том, что необходимо сделать, чтобы повлиять на ход событий и улучшить результаты финансово-хозяйственной деятельности. Его основная задача состоит в том, чтобы обеспечить целевое управление бизнесом, которое и концентрирует внимание на требуемых результатах, а не на средствах, при помощи которых они могут быть получены. Управленческий учет должен давать ответ на вопрос, что делать, а не что сделано.

Важнейшая задача управленческого учета — информационное обеспечение процесса планирования и контроля за выполнением плановых заданий. В этой связи важным является знание динамики издержек по отдельным статьям и группам (переменные и постоянные) с учетом изменения объемов производства и продаж, а также наличие нормативов, составляющих основу для сравнения фактических и плановых показателей по отдельным продуктам, товарам, подразделениям и рынкам. Управленческий учет обеспечивает менеджеров количественной информацией для оценки альтернатив — различных вариантов развития в любой конкретный момент.

Система управленческого учета может принимать любые формы. Законодательных требований к его составу и содержанию нет. Он приспосабливается под потребности конкретных менеджеров. По мере развития системы управления меняется и управленческий учет. Создание и совершенствование системы управленческого учета базируется на тех же критериях, что и любой другой информационной системы. В первую очередь она должна быть полезной для достижения целей, достаточной, легко понятной и приспособленной для планирования, контроля и выработки решений.

Основным источникам информации для управленческого учета являются данные бухгалтерского учета, плановые показатели и данные из внешних источников, полученные в процессе изучения и оценки рынка.

Эффективность системы управленческого учета в значительной степени зависит от наличия и обоснованности необходимой нормативной базы, которая не только является основой для контроля и определения будущих ориентиров и задач, но и позволяет обосновать оптимальные соотношения между отдельными плановыми показателями, характеризующими раз-



Управление финансовыми ресурсами предприятия


личные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Важное место в системе нормативов принадлежит нормативным затратам, которые являются целевым уровнем издержек и основой для их сравнения. Нормативы разрабатываются для каждого вида издержек и привязываются к единице продукции или к определенному объему продаж. Они должны составлять основу для сравнения с фактическими показателями, тем самым обеспечивая руководителей качественной информацией," необходимой для планирования, контроля и принятия решений. Система нормативных затрат включает различные их типы: а) базовые (не корректируются без изменения в технической базе или технических характеристик продукции и рассчитываются по базовому периоду как среднее арифметическое на единицу продукции); б) текущие (расходы для данного периода, полученные путем корректировки базовых); в) идеальные (определяются конечной целью — их практически невозможно достичь в течение краткосрочного периода); г) мотивирующие (дают возможность для повышения интенсификации деятельности); д) реальные ожидаемые (являются главными для целей контроля, принятия решений и оценки доходности).

Нормативная база управленческого учета должна включать и систему взаимосвязанных показателей, определяющих зону финансовой уязвимости предприятия. Это прежде всего сравнительные показатели, характеризующие оптимальные уровни рентабельности, ликвидности, платежеспособности, кредиторской и дебиторской задолженности, наличных денежных средств.

В рамках управленческого учета создается и эффективная система контроля за реализацией планов предприятия, отдельных подразделений и служб. Контроль осуществляется по отклонениям фактических данных от плановых и нормативов. В центре внимания системы контроля должно находиться не само отклонение, а причины, вызывающие его. Отклонение лишь свидетельствует о наличии проблемы.

Разрабатывая и внедряя систему управленческого учета, необходимо помнить, что эффективность ее функционирования будет зависеть от соблюдения ряда требований:

• не следует ориентироваться на слишком короткие сроки внедрения (минимальным сроком для этого считается три года);


Финансовая политика и финансовая структура предприятия___ 217

• руководство разработкой и внедрением осуществляется только высшим руководством предприятия — ни в коем случае не допускается перекладывание руководства на помощников;

• в обязательном порядке часть полномочий высших руководителей по управлению различными направлениями деятельности должна быть передана низшим;

• самое широкое участие в разработке системы должны принимать подчиненные;

• управленческий акцент должен быть перенесен с краткосрочных задач на долгосрочные.

Опыт работы в области финансовой бухгалтерии в нашей стране только начинает накапливаться. Сегодня предприятия все больше нуждаются в объективной информации о состояний финансовых и производственных процессов, в быстром и точном определении прибыльности текущих и будущих проектов, достоверной оценке эффективности отдельных операций и сделок, поиске и выборе новых путей развития бизнеса. Новые условия хозяйствования, развитие рыночных отношений требуют и новых подходов к бухгалтерскому учету, к информационному обеспечению планирования и управления предпринимательской деятельностью. Наибольшая ценность финансовой бухгалтерии в том, что она ориентирована на перспективу, охватывает большое количество аналитической информации, на основании которой руководители предприятия могут принимать стратегические решения с целью избежать в будущем серьезных организационных, маркетинговых и финансовых проблем.