Безубыточность бизнеса

Конкретизация и классификация издержек бизнеса и исследование способов их взаимодействия с уровнем продаж и ценой реализации являются ключевым моментом в прогнозировании прибылей и убытков. Это главная стадия процесса планирования любой предпринимательской инициативы, которая должна


Безубыточность бизнеса



быть выполнена с максимальной точностью. Большая часть продаж не является прибыльной. Любое коммерческое предприятие может получить прибыль только при объеме продаж, который превышает некую критическую величину, известную в бизнесе как точка безубыточности. В этой точке у бизнеса не будет ни убытков, ни прибылей. Объем продаж в этой точке равен полным издержкам. Необходимо знать эту точку, так как при ее превышении выручка от продаж будет перекрывать издержки и бизнес начнет приносить прибыль. Ниже критического уровня , продаж бизнес будет нести убытки.

Точка безубыточности достигается тогда, когда заработано достаточно валовой прибыли, чтобы полностью возместить стоимость постоянных издержек. После этой точки прирост валовой прибыли будет равен приросту балансовой прибыли.

Точка безубыточности является также действенным инструментом контроля за бизнесом. На ее величину оказывают влияние уровень цен и величина постоянных издержек. Чем выше постоянные издержки, тем больше должен быть объем продаж для достижения точки безубыточности бизнеса. Изменение же цены реализации оказывает обратное влияние на динамику критического объема продаж: с ростом цен увеличивается валовая прибыль на каждую единицу товара и, следовательно, уменьшается объем продаж, необходимый для покрытия постоянных издержек.

Имеется два основных метода расчета точки безубыточности бизнеса. Первый метод используется при работе с одним товаром, а второй — при продаже двух и более товаров (многономенклатурном ассортименте).

Определение точки безубыточности при работе с одним товаром начинается с определения цены реализации. Она должна быть реальной и в то же время обеспечивать достаточную рентабельность продаж. Допустим, цена реализации нашего товара равна 90 руб.

После того как определена цена реализации, необходимо спрогнозировать возможное количество проданных товаров за тот период, на который и определяется точка безубыточности (день, неделя, месяц и т.д.). В нашем примере возможное количество продаж пусть составляет 2000 единиц товара в неделю.

Далее рассчитываются переменные и постоянные издержки. Переменные издержки определяются на возможное количество продаж, а постоянные — за рассматриваемый период: у нас соот-


198______________________________________ Как начинают бизнес

ветственно переменные — на 2000 единиц, постоянные — за неделю. Пусть переменные издержки составят 100 000 руб., а постоянные — 90 000 руб.

И наконец определяется точка безубыточности бизнеса:

где ТБ — точка безубыточности;

ВПСД — валовая прибыль на единицу товара.

В свою очередь, валовая прибыль на единицу товара рассчитывается по формуле

где ПР — переменные издержки.

В нашем расчете валовая прибыль на единицу товара составит 40 руб. (90 - 100 000 : 2000), а точка безубыточности — 2250 единиц товара (90 000 : 40).

Точка безубыточности при продаже одного товара определяется в физических единицах сбыта. Выражение точки безубыточности в количестве единиц проданного товара может быть удобным для видов бизнеса, продающих дорогостоящие товары в малом объеме. В данном случае достаточно легко вести ежедневный контроль за прибыльностью продаж отдельных товаров. Зная переменные издержки и валовую прибыль, приходящиеся на один товар, а также сумму постоянных издержек, отнесенных на данный товар в расчете на один рабочий день, можно после окончания работы рассчитать фактическую прибыль или убыток от продажи данного товара. Формула расчета имеет вид:

где БП — балансовая прибыль или убыток от продажи товара за период; ПТТ — постоянные издержки за период, отнесенные на данный товар.


Безубыточность бизнеса



Так, если сегодня мы продали 400 единиц товара, а постоянные издержки в расчете на один день работы (при 6-дневной рабочей неделе) равны 15 000 руб. (90 000 : 6), то прибыль от продаж товара составит 1000 руб. (400 х 40 - 15 000).

Существует несколько способов распределения постоянных издержек на отдельные товары или ассортиментные товарные группы. Один из наиболее распространенных в розничной торговле способов — это распределение постоянных издержек с учетом размеров торговых площадей, занимаемых каждым товаром или ассортиментной группой. Нередко используется другой способ, когда постоянные издержки распределяются в зависимости от удельного веса товара в общем объеме производства или реализации (товарооборота).

Точка безубыточности при многономенклатурном ассортименте выражается в рублях. Ее величина зависит от общей суммы постоянных издержек и уровня валовой прибыли в общем объеме продаж (валовой маржи):

Так, если постоянные издержки на текущий период планировались в сумме 300 000 руб., а уровень валовой прибыли в объеме продаж должен составить 0,2, то точка безубыточности будет равна 1 500 000 руб. При достижении объема продаж в текущем периоде 1 840 000 руб. ожидаемая прибыль предприятия составит 68 000 руб. (1 840 000 х 0,2 - 300 000). Для расчета ожидаемой прибыли или убытка использована следующая формула:

где ОП — объем продаж.

Хотя результаты нашего расчета свидетельствуют о том, что предприятие может преодолеть точку безубыточности и будет приносить прибыль, не следует автоматически полагать, что бизнес будет жизнеспособным. В процессе деятельности у него могут возникнуть различные проблемы, которые на практике не позволят достигнуть критического объема продаж, при котором полностью покроются постоянные издержки.



Как начинают бизнес