Бизнеса

Предпринимательство, как и любая другая деятельность, имеет свои этические и правовые стандарты и определенные рамки, в которых оно существует. Законы, разрабатываемые государством, позволяют обществу проводить свою волю, которая касается и нравственных параметров бизнеса. Однако в жизни далеко не всегда бывает так, что, следуя законам, можно одно-

Хаммер А. Мой век двадцатый. Пути и встречи. М., 1988. С. 181.


Этические стандарты и правовое регулирование бизнеса__________ 53

временно соблюдать все принятые в обществе этические нормы и правила. Поэтому ведение своего бизнеса по закону не равнозначно следованию этическим стандартам. В бизнесе очень часто возникают ситуации, когда, не нарушая закона, можно не соблюдать этические нормы. Поступая таким образом, отдельные предприниматели (пусть это и немногочисленные случаи) не только формируют негативное отношение к бизнесу, но и наносят существенный ущерб обществу в целом.

Особо актуальна данная проблема для стран с переходной экономикой. Бурное развитие предпринимательства после 1989 г. обнажило крайне низкие этические требования и чрезмерно низкую правовую культуру отечественного бизнеса при одновременном отсутствии целого ряда законодательных актов и положений, без которых нормальная предпринимательская деятельность в любой стране не могла бы протекать без осложнений. Постоянные контакты наших деловых людей с иностранными бизнесменами еще больше обострили эти дефекты на фоне высоких этических стандартов и законопослушания последних.

В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство является в первую очередь категорией нравственной. Каждый уважающий себя бизнесмен предпочитает вести дело, соблюдая требования этики и морали. Нравственный бизнес — это быстро, выгодно, меньше усилий для достижения целей, устранение всевозможных барьеров на пути роста доходов за счет более рациональных межфирменных отношений. Как свидетельствует опыт, низкие этические нормы какое-то время могут способствовать получению предпринимателем высокого дохода, но скоро он обязательно станет объектом пристального внимания государственных органов, партнеров, конкурентов, общественных организаций, журналистов и в результате — сначала потеря репутации, а потом неизбежно и капитала.

В бизнесе репутация ценится дороже всего и выступает гарантом успеха. Она определяется множеством этических критериев, особое место среди которых занимает порядочность в деловых отношениях. Благодаря предпринимательской деятельности производится основная часть богатств многих стран мира, а те предприниматели, которые находятся у истоков этого богатства, больше всего подвергаются испытаниям на нравственную прочность. Однако несмотря ни на что, честность, порядочность являются неотъемлемыми характеристиками современного бизнеса.



Предпринимательство и предприниматель


Без них цивилизованное предпринимательство, основой которого является кредит, было бы невозможно. Товары на многие миллиарды долларов ежегодно продаются на основе устных сделок и только по истечении определенного срока оформляются в виде контрактов. Многие оптовые и розничные фирмы доверяют своим поставщикам самим заполнять сопроводительные документы на заказываемые ими товары. Принцип «гарантируем возвращение денег в случае неудовлетворения клиента» широко распространен во многих магазинах, торговых фирмах и производственных корпорациях Запада.

В основе нравственного бизнеса лежит деловая этика, которую можно определить как комплекс писаных и неписаных правил поведения в сфере коммерческих операций, направленных на предотвращение тех форм нечестного или мошеннического поведения, которые не могут быть наказаны но закону, но мешают нормальному ведению дел. Статистика свидетельствует, что страны, где деловая этика отсутствует или недостаточно развита, в целом живут плохо. Существует тесная зависимость между уровнем развития экономики и состоянием деловой этики. Не случайно деловая этика во всех западных странах является обязательным предметом в школах бизнеса, колледжах, институтах и университетах.

Деловая этика в той или иной стране может иметь некоторые отличия, определяемые обычаями, нравами и национальными особенностями. Но ее фундаментом, вне зависимости от уровня культуры и воспитания отдельных предпринимателей и сложившейся практики, должны быть общепринятые правила цивилизованного бизнеса, этические кодексы поведения бизнесменов и высокая профессиональная этика. Мы же сегодня нередко слышим диаметрально противоположное. Отдельные представители отечественного крупного бизнеса и научных кругов пытаются, и не без успеха, внедрить в сознание людей мысль о том, что у нас нравственный бизнес невозможен, так как деятельность любой фирмы или отдельного предпринимателя отражает мораль общества, в котором они функционируют. А раз нравственные требования в нашей стране существенно занижены, то и бизнес сегодня не может быть цивилизованным. По мере нравственного созревания общества будут улучшаться методы и средства ведения дел в предпринимательстве. Так как


)гические стандарты и правовое регулирование бизнеса__________ 55

процесс нравственного созревания общества достаточно продолжителен, то, следуя вышеназванной ошибочной логике, нашему бизнесу еще долго будет не нужна цивилизованная деловая пика, а общество, обреченное из-за этого на бедность, должно оыть терпимым к тем негативным явлениям, которые порождаются отечественным предпринимательством.

Как свидетельствует зарубежный опыт, нравственное здоровье общества во многом определяется теми подходами и критериями, которые принимаются на вооружение в предпринимательстве. Ьизнес может в значительной степени способствовать укреплению нравственного здоровья общества, если в своей деятельности будет неукоснительно придерживаться высоких этических и моральных норм. Эту задачу значительно облегчает сегодня иысокий уровень интернационализации бизнеса. Предпринима-|сли должны стремиться не порождать все новые проблемы для общества, а пытаться успешно разрешить те старые, которые голами накапливались в условиях административной системы распределения. В этой связи нашим бизнесменам, использующим и своей деятельности западный опыт предпринимательства, необходимо обратить внимание не только на организационные, финансовые, маркетинговые и другие управленческие аспекты современного бизнеса, а также и на культурно-нравственные и этические стандарты, которые высоко ценятся в современном деловом мире. Без этого наше предпринимательство будет представлять собой не более чем неудачную пародию на цивилизованный бизнес.

Процесс становления цивилизованного бизнеса в значи-1ельной мере определяется наличием и состоянием законодательной базы, устанавливающей «правила игры» для участников рынка. Задача хозяйственного законодательства в данном случае состоит в решении тех проблем экономических связей, которые не в состоянии решить деловая этика. Основу хозяйственного права составляет гражданский кодекс, который устанавливает общие правила поведения: как заключать договоры, как наказывать нарушителей договоров, как закреплять собственность и как ее передавать и т.д. Гражданский кодекс дополняется множеством 1лконов, которые регулируют отдельные стороны предпринима-юльской деятельности. В первую очередь следует назвать законы о предпринимательстве, о налогах и сборах, о сделках и догово-



Предпринимательство и предприниматель


pax, о собственности, о предприятии, об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью, об аренде, о защите прав потребителей и др.

Важной составной частью правового регулирования предпринимательской деятельности являются подзаконные акты, в которых дается толкование отдельных положений законов и нередко содержится механизм их реализации.

Во многих странах правовое регулирование бизнеса включает и решения судов по тем вопросам, которые на момент судебного разбирательства не нашли своего отражения в действующих законах и подзаконных актах. Однажды принятое такое судебное решение является прецедентом и не может быть изменено: «Что решено однажды — решено навсегда». Такая практика правового регули рования бизнеса в нашей стране практически не применяется.

Деловая этика и право регулируют в бизнесе отношения предпринимателя с другими предпринимателями, наемными работниками, потребителями, государством и обществом (рис. 1).

Взаимоотношения между предпринимателями можно пред ставить как отношения с партнерами и конкурентами. Первая группа отношений регулируется прежде всего законом d сделках и договорах, а вторая — антимонопольным законодательством Отношения с партнерами носят более доверительный характер, часто давние партнеры в интересах дела обмениваются конфиденциальной информацией, охотнее идут на различные взаимные уступки, а в критических ситуациях помогают партнеру, попавшему в беду, спасти свой бизнес, понимая, что потеря партнера ставит под удар и собственный бизнес, который в этом случае лишается части дохода.

Несколько иными выглядят взаимоотношения с конкурентами, но и они в последние десятилетия претерпели существенные изменения и сегодня имеют в некоторой степени даже черты партнерства. Антимонопольное законодательство и ответственность самих конкурентов за его соблюдение заставляют их в целях безопасности обмениваться определенной информацией, которая раньше относилась к предпринимательской тайне. Иногда уход конкурента с рынка может вызвать на нем нарушение


Рис. 1. Этические и правовые стандарты в предпринимательской

деятельности

баланса сил и привести к несоблюдению требований антимонопольного законодательства, что в свою очередь нередко оборачивается крупными потерями и другими негативными последствиями для всех участников деловой игры. Или место ушедшего могут занять новые, более агрессивные конкуренты, что представляет еще большую угрозу для оставшихся.

Кроме того, независимо от характера отношений, которые складываются на рынке между отдельными субъектами делового мира, следует всегда помнить о том, что все предприниматели составляют единую социальную группу, выживание и гражданский статус которой в значительной степени зависят от наличия у них общих интересов и точек соприкосновения, а также системы приемлемой взаимоподдержки.



Предпринимательство и предприниматель


Отношения предпринимателя с наемными работниками регулируются трудовым кодексом. Реальные же взаимоотношения между собственником и служащими, которые складываются в бизнесе, всегда значительно многограннее, так как непременно включают дополнительные льготы, преимущества и условия, позволяющие наладить высокоэффективную деятельность предприятия и создать настоящий коллектив единомышленников, способный довести любое начинание предпринимателя до успешного завершения.

Предприниматель всегда должен помнить о том, что его служащие могут быть неудовлетворены. В высоко конкурентной экономике это не только не выгодно, но и опасно. Неудовлетворенность и недовольство ведут к прогулам, пьянству, ухудшению качества труда и продукции, низкой производительности и, что самое опасное, порождают неуважение к руководству: считается, как работник относится к своим руководителям, так он и работает. Казалось бы, что эту проблему можно легко решить посредством увольнения тех, кто нарушает условия трудового договора, и на их место принять новых работников. Но такое решение не всегда бывает лучшим. Во-первых, иногда трудно доказать, что работник недобросовестно выполняет свои обязанности. Во-вторых, нелегко быстро найти равноценную замену уволенному. При этом вновь принятому работнику необходимо определенное время для адаптации к условиям на новом месте, а это нередко может привести к дополнительным потерям. В-третьих, увольнения могут обернуться забастовкой, а это уже новые проблемы и трудности, выходом из которых может стать и банкротство.

Принимая любое решение, касающееся персонала, предприниматель всегда должен спросить себя о том, кого он желает видеть рядом с собой — партнеров, единомышленников или врагов. Опыт отечественного бизнеса свидетельствует о том, что большинство сегодняшних работодателей своим поведением и отношением к наемным работникам чаще порождают последних, чем первых.

Чтобы наемные работники стали партнерами (не следует забывать, что их роль в процветании фирмы и приумножении ее активов не менее значима, чем самого собственника), необходимо постоянно учитывать их личные и профессиональные интересы, проявлять заботу об их жилищном и бытовом положении,


Этические стандарты и правовое регулирование бизнеса__________ 59

условиях труда и отдыха и т.д. Это позволяет даже в самые неблагоприятные экономические периоды избегать всевозможных конфликтов и потерь, обеспечивая не только выживаемость, но и поступательное развитие бизнеса. Можно потерять все (день-i и, имущество и др.), но если сумеешь сохранить персонал своей фирмы, то высока вероятность возрождения бизнеса. Что интересует наемных работников? Прежде всего это хорошие условия груда и учет их профессиональных интересов, высокая заработная плата (иначе лучшие рано или поздно уйдут), возможности продвижения по службе.

Отношения предпринимателя с потребителями регулируются законом о защите прав потребителей. Потребитель — физическое лицо, которое приобретает тот или иной продукт или услугу не для профессиональной деятельности, а для личного или семейного использования. Согласно закону, потребители получили право на защиту своих интересов, на надлежащее качество, безопасность товаров, полную и достоверную информацию, покрытие и полном объеме урона, причиненного товаром ненадлежащего качества, обращение в суд и другие государственные органы, создание общественных объединений потребителей, свободный выбор товаров, удовлетворение основных потребностей торговлей и другими видами обслуживания и др.

В случае нарушения их прав потребители могут требовать возмещения как физического, так и морального ущерба. При обращении в суд о нарушении их прав потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины. Возмещение ущерба потребители вправе требовать как у продавца, так и напрямую у производителя. Чтобы у предпринимателя возникало меньше проблем, свою деятельность он должен строить в строгом соответствии с законом о защите прав потребителей.

Отношения предпринимателя с государством базируются на двух основных требованиях: 1) предприниматель должен неукоснительно соблюдать установленные законом «правила игры», быть законопослушным; 2) своевременно и правильно платить налоги.

При этом за государством всегда остается право определять: уровень цен (для монополистов — посредством установления предельных их уровней, наценок и тарифов, а для других — через поощрение конкуренции); качество товаров и услуг, устанавливая основные требования, стандарты и осуществляя сертифика-



Предпринимательство и предприниматель


цию продукции; уровень максимальных доходов через налоговое законодательство; условия участия новых фирм в бизнесе.

Условия вхождения в бизнес новых фирм могут носить как разрешительный характер, ограничивающий появления на рынке новых участников, так и регистрационный, когда государство только фиксирует факт создания новой фирмы. При регистра ционном характере вся ответственность за правильность оформ ления уставных документов, выбор сферы деятельности и товарог соблюдение требований государства ложится на самого пред принимателя. Если же государство устанавливает разрешитель ный порядок участия новых фирм в бизнесе, оно тем самым фактически берет на себя материальную и моральную ответственность за всевозможные негативные последствия, которые могут быть порождены ошибками и непрофессионализмом чиновников, дающих разрешение на регистрацию новых фирм Кроме того, такой способ вхождения в бизнес не только требует дополнительных расходов из местных бюджетов на содержание высококвалифицированных специалистов, способных учесть вс последствия правовых нюансов, которые содержатся в уставных документах, но и регулярно отвлекает отдельных работников ис полкомов от их непосредственных обязанностей. Богатые зару бежные страны такой способ участия новых фирм в бизнесе счи тают очень дорогостоящим и неэффективным.

В своей основе отношения предпринимателя с общественностью направлены на формирование определенного образа фир мы; она преподносится в виде хорошей и щедрой, заботящейс не о больших прибылях, а о потребностях и проблемах гражда! выпуская для них очень хорошую и нужную продукцию, а такж участвуя во многих благотворительных, экологических и други общественно значимых акциях. Сегодня в состав высшею управления многих крупных западных компаний обязательно входит директор по связям с общественностью. Он возглавляв, как правило, специальное подразделение, которое занимается созданием благоприятного имиджа компании, используя для этих целей огромный арсенал методов, начиная от тесного сотрудничества с журналистами, общественными деятелями и за канчивая личным общением высокопоставленных сотруднике компании с жителями отдельных районов и улиц. Это дает сво


Становление цивилизованного рынка



плоды, формируя многочисленный контингент постоянных приверженцев продукции предприятия и тем самым обеспечивая получение устойчивых высоких доходов.

Становление цивилизованного рынка и две волны предпринимательства

Становление рыночных отношений в странах с администра-1ивной системой распределения можно с некоторой степенью условности определить как процесс первоначального накопления капитала со всеми вытекающими отсюда негативными для общества явлениями и процессами. Основная задача государства и этих условиях заключается в том, чтобы переходный период к рыночной системе распределения сделать как можно короче, а негативные последствия свести к минимуму. Для успешного решения этой задачи недостаточно одного желания. Необходимы понимание специфических особенностей данного периода, наличие политической воли у руководителей государства и создание условий для появления команды профессионалов-реформа-юров, способных эту волю претворить в жизнь.

Опыт стран, осуществлявших переход к цивилизованному рынку и предпринимательству, позволяет говорить о двух волнах предпринимателей, которые этот переход и обеспечивают. Первая волна предпринимателей действует в период первоначально-i о накопления капитала. Их деятельность не выходит за рамки сферы обращения и коммерции, где имеются потенциальные возможности для извлечения спекулятивного дохода. Свои огромные доходы предприниматели .первой волны получают на разнице рыночных цен, используя в своих интересах нестабильную экономическую ситуацию, высокую инфляцию, отсутствие конкуренции, дефицит товаров и услуг. Получению огромных доходов также способствует несовершенство законодательной базы переходного периода, коррумпированность некоторых высокопоставленных правительственных чиновников, обеспечивающих отдельным людям легкий доступ к пользующимся спросом тварам и дешевым государственным материальным и финансовым ресурсам.



Предпринимательство и предпринимателе


Представители первой волны в своем большинстве далеки от цивилизованного бизнеса. Успех их деятельности определяет ся не наличием глубоких профессиональных знаний, деловы навыков, способностей и качеств предпринимателя, а в ochoi! ном специфическими качествами иного рода (умением найт покровителей среди государственных служащих высокого ранга пойти на сговор, дать взятку и т.п.), которые базируются на низ ком уровне их нравственно-этического и правового сознания.

По мере наполнения рынка товарами и создания конкурент ной среды, стабилизации финансовой и денежной системы, ук репления национальной валюты, адаптации законодательно! базы к новым условиям хозяйствования эта волна предпринима телей постепенно уходит. Часть из них, понимая свою обречен ность, вовремя уйдет из бизнеса вместе с полученными деньгами, обеспечив тем самым свое будущее, другие, а их большинство, оставят бизнес не по своей воле и без денег, так как окажутся по различным причинам не способными работать по правилам цивилизованного бизнеса и в результате лишатся своих капиталов. И только небольшое число предпринимателей первой волны, не потерявших здравого смысла от своих легко доставшихся капита лов и реально оценивающих собственные перспективы в бизнесе, не побоится привлечь в свой бизнес высококвалифицированных, способных к предпринимательской деятельности людей нового поколения и тем самым сможет удержаться в бизнесе, перейдя во вторую волну уже цивилизованных предпринимателей, основу которой составит новое поколение профессионально подготовленных и ориентированных на уважение к законам бизнесменов. Как свидетельствует опыт послевоенной Германии, Японии, Республики Корея и других стран, вторая волна предпринимателей, если будут созданы необходимые условия, очень быстро становится основным фактором экономического роста и процветания страны.

Из множества причин, обусловливающих неизбежность ухода первой волны предпринимателей, можно назвать наиболее важные:

1) психологическая неготовность работать с небольшой (нормальной) прибылью, рост которой достигается за счет оборота, а не в результате значительного повышения уровня цен. Обеспечение роста прибыли за счет увеличения оборота требует уже новых подходов, знаний, навыков и способностей;


Становление цивилизованного рынка



2) отсутствие профессиональных знаний в области бизнеса, непонимание их роли для достижения успеха (раньше этого не требовалось, так почему они нужны теперь?) и как следствие — неспособность большинства представителей первой волны, заработавших большие деньги, заниматься самообучением или учиться вообще;

3) сокращение до минимума возможностей для спекулятивных сделок, так как в процессе рыночных преобразований сфера обращения превращается в одну из самых конкурентных и рисковых областей деятельности, где успешно действовать могут только профессионально подготовленные и способные люди;

4) неумение работать в условиях высокой конкуренции, когда одним из основных факторов, определяющих выживаемость бизнеса, становится эффективная работа с издержками. Как раз этого представители первой волны и не умеют — рост спекулятивных доходов обеспечивается за счет совсем других факторов. Нормальный же бизнес — это прежде всего постоянные усилия, направленные на уменьшение себестоимости;

5) неготовность к работе в сфере производства, где необходимы глубокие профессиональные знания и навыки как в области предпринимательства и управления, так и в конкретной сфере производственной деятельности (технологический процесс, оборудование, сырье и т.д.);

6) глобальная интернационализация бизнеса, свое достойное место в котором рано или поздно могут занять только хорошо подготовленные, способные и высоконравственные люди.


Организационные основы бизнеса

Основные организационно-правовые формы и виды предпринимательской деятельности

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, в первую очередь сталкивается с вопросами, касающимися выбора организационно-правовой формы своего бизнеса Будет ли будущая предпринимательская деятельность осуществляться на основе предприятия, имеющего статус юридического лица? Или это будет предприятие, не являющееся юридическим лицом9 Если предприятие будет иметь статус юридического лица, то какой организационный вид его более предпочтителен9

Прежде чем ответить на эти и другие вопросы, необходимо определиться с будущей сферой деятельности, выбрать конкретный ее вид, а также услуги или товары, которыми можно успешно занимагься. От профиля, содержания и масштабов будущей предпринимательской деятельности будет в определенной мере зависеть и выбор той или иной формы организации бизнеса. Однако, останавливая свой выбор на конкретном направлении деятельности, необходимо руководствоваться не только этими соображениями, но также помнить об основополагающих требованиях к такого рода решениям будущий бизнес должен иметь законное право на существование и потенциал для получения прибыли Следовательно, принимая решение о выборе организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, нужно разбираться по меньшей мере в трех основных вопросах.

1) существующем в стране законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность;

2) внутренних проблемах предприятия (производство, товары, продажи, финансы, управление),

3) направлениях и видах воздействия финансовых рынк». на предприятия (банковская процентная ставка, налоги, цены)


Формы и виды предпринимательской деятельности_______________ 65

После того как принято решение начать свой бизнес и определены все важнейшие аспекты будущей деятельности, в качестве одной из первоочередных задач, требующей немедленного решения, выступает вопрос о форме организации предпринима-юльской деятельности. Имеются три основные организационные формы предпринимательства: единоличное владение, товарищество (партнерство), общество (корпорация). Идеальных форм организации бизнеса нет, каждая из них имеет свои достоинства и изъяны, и поэтому окончательный выбор зависит от различных условий, которые формируются исходя из поставленных целей, индивидуальных качеств будущего предпринимателя, а также определяются юридическими, социальными и экономическими соображениями.

Осуществляя выбор организационной формы, на практике чаще всего принимают во внимание и анализируют:

• собственные возможности;

• необходимые формальности при создании предприятия;

• расходы, которые придется нести на начальном этапе;

• материальную ответственность в случае неудачи;

• ограничения и издержки при передаче права собственности;

• возможности привлечения дополнительного капитала;

• организацию квалифицированного управления предприятием;

• масштабы деятельности и перспективы развития бизнеса. И наконец, предприниматель должен получить законное

право на занятие предпринимательской деятельностью. Это право он приобретает после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского процесса.

Согласно законодательству, предпринимательская деятельность без регистрации запрещена. Смысл государственной регистрации сводится к тому, чтобы на основании существующего законодательства получить определенные права и принять на себя определенные обязательства. Сам ее факт свидетельствует о понимании предпринимателем всех возможных последствий вступления его в бизнес, результатом которого может оказаться или реальный ущерб, или реальный выигрыш. Регистрация будущего предприятия осуществляется в исполнительном органе власти или по месту его расположения (для юридических лиц), или по месту жительства предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.



Организационные основы бизнеса


Предприятия, получившие статус юридического лица, после регистрации вносятся в торговый реестр, который ведет Торговая палата (в некоторых странах торговый реестр ведут суды). Каждый имеет право ознакомиться с реестром и получить за плату изготовленные и заверенные копии записей реестра: наименование фирмы, форма организации, направление деятельности, фамилии учредителей, данные об уставном капитале, полномочия на право подписи руководителей и их заместителей.