Неудачи и бизнес

Большинство людей считают, что успех — это норма жизни, а неудача — отклонение от нормы. Чаще всего неудачи связывают с неопытностью и недостатком знаний и поэтому убеждены, что с их приобретением удастся получить полный контроль над своей жизнью, что неудачи будут исключены вовсе или, по меньшей мере, самые крупные из них. Это заблуждение. Жизнь устроена так, что успех и неудача — две стороны одной и той же медали, это обязательные условия нашего существования.

Заметнее всего неудачи в бизнесе, в одной из самых рисковых сфер человеческой деятельности. И независимо от того, долго ли человек в бизнесе, обладает ли он богатым опытом и самыми современными знаниями, избавиться от неудач нельзя. Неудач может быть больше или меньше, они могут преодолеваться легче или труднее, но избавиться от них невозможно. Об этом следует помнить всегда, чтобы не затрачивать дополнительных средств и усилий на поиск положительных результатов этой не имеющей решения задачи. Иногда потеряв на какой-либо операции определенную сумму денег, мы истратим в пять раз больше, чтобы доказать себе и окружающим, что деньги израсходованы не зря и ситуация у нас под контролем. При этом еще и считаем, что в результате наших действий потеря превратилась в успех. Если вы ставите своей целью избавиться от неудач, вы ставите ложную цель. Те, кто пытался ее достичь, всегда терпели поражение.

Наличие неудач — это ценнейший опыт и путь к успеху. Неудачи представляют собой ту необходимую плату, которая позволяет предпринимателю шаг за шагом подниматься в бизнесе все выше и выше. От положительного опыта в бизнесе мало толку, к нему всегда необходимо относиться критически и осторожно. Бизнес — это не ряд следствий, вытекающих из прошлого, бизнес — это будущее, а поэтому, чтобы меньше допускать промахов, надо научиться наблюдать и приспосабливаться, постоянно учиться (в первую очередь на отрицательном опыте) и самостоятельно экспериментировать, познавая то, чего делать не следует. Главное, чтобы успешных экспериментов было больше, чем неудачных.

Неудачи — необходимое зло в любом новом и сложном деле. Они заставляют людей не останавливаться на достигнутом и искать оригинальные решения. Неудачи являются источником но-


Неудачи и бизнес



вых идей и изобретений. Бизнес не достиг бы современных высот, если бы постоянно не сталкивался с неудачами. Самым нежелательным симптомом в бизнесе считается продолжительная удача, так как она ведет к отрыву от действительности, опасности переоценки собственных сил и возможностей, эйфории и в конечном счете, к самым большим потерям.

Однако успех в бизнесе связан не столько с наличием самих неудач, сколько с правильны^ пониманием и оценкой их роли в предпринимательстве. Уже в самом начале предпринимательской деятельности необходимо быть готовым к неизбежности неудач, что позволит выработать правильное отношение к ним.

Во-первых, необходимо учиться проигрывать — без этого достигнуть в бизнесе успеха практически невозможно. С провалами нужно смириться как с неизбежными спутниками предпринимательской деятельности, к утратам необходимо относиться спокойно и не следует растрачивать силы и эмоции по этому поводу. Почему это важно? Люди по своей сущности упрямы, а предприниматели в особенности. Эта одна из тех черт характера, которая позволяет им достигать поставленных целей. Но одним упрямством всех проблем в бизнесе не решить. Реально оценивая сложившуюся ситуацию, нужно адекватно относиться к неудачам, своевременно отказываться от старого и искать другие, более эффективные пути, а для этого необходимо быть гибким и открытым для новой информации. В противном случае упрямство может стать причиной новых неудач и потерь.

Во-вторых, чтобы достичь в бизнесе успеха, нужно хотя бы время от времени признавать собственные ошибки. Перекладывая ответственность за свои ошибки на других или приписывая неудачи действию внешних сил, неподвластных собственному контролю, мы тем самым убеждаем себя в бессмысленности каких-либо усилий для решения возникающих проблем и теряем мотивацию для дальнейших действий, обрекая свой бизнес на новые потери.

В-третьих, необходимо со временем научиться предвидеть вероятные неудачи, чтобы смягчать по возможности их негативные последствия. Труднее всего справиться с неудачами, которых не ожидаешь.

Многие 'предприниматели считают, что неудачи в бизнесе связаны с крупными просчетами и ошибками. Поэтому все наи-



Предпринимательство и предприниматель


более значимые проблемы и операции они постоянно держат под контролем, не уделяя должного внимания многим мелочам, которые по отдельности не вызывают серьезного беспокойства, чтобы ими немедленно заняться. На первый взгляд создается впечатление, что бизнес состоит только из крупных и прибыльных операций и сделок, а остальное, что этому сопутствует, представляет собой не приносящую никакого дохода, но, к сожалению, неизбежную «мелочовку», на выполнение которой к тому же требуется значительное время. Чаще всего такие мелочи оставляют на потом или в качестве наименее важных и несрочных дел перепоручают другим, забывая одну из аксиом предпринимательства, гласящую, что бизнес — это, в первую очередь, множество обстоятельств и мелких дел, о которых необходимо постоянно помнить и своевременно их выполнять. Они в конечном итоге и определяют успех предпринимательской деятельности.

Предприниматели нередко упускают из виду, что самая трудная и ответственная работа в бизнесе — это работа с мелочами, так как она отнимает массу времени, а реального результата такой работы попросту не видно. Отсюда и делают ошибочные выводы о значимости тех или иных явлений в бизнесе. Неудачи в бизнесе чаще всего связаны не с крупными просчетами, а с тем, что накопилась определенная сумма невыполненных, внешне незначительных и даже не связанных между собой дел.

Удача, как известно, чаще сопутствует сдержанным и скромным. Поэтому если вы приняли решение стать предпринимателем, то уже с самого начала нужно отказаться от естественного желания преувеличивать свои заслуги и способности, а сконцентрировать все свое внимание на более важной проблеме: обрести достаточную уверенность в своих силах, в себе. В будущем это позволит более успешно преодолевать все препятствия, возникающие на пути предпринимательства, а по мере роста достижений эта уверенность будет крепнуть, что явится дополнительным импульсом для успешного развития бизнеса.

Главными причинами неудач в бизнесе, по оценкам самих предпринимателей, чаще всего выступают следующие:

• низкая коммуникабельность предпринимателя (не способствует доверительным отношениям, составляющим основу бизнеса);


Личные и общественные интересы в бизнесе



самовлюбленность и высокомерие (в бизнесе они считаются непростительным грехом и по признанию самих предпринимателей обязательно наказываются самыми крупными неудачами);

нечувствительность к переменам (большинство участников бизнеса делают только то, что необходимо, и не больше, их деятельность превращается в обычную рутинную работу, они остаются приверженцами старых привычек и устоявшихся стандартных ситуаций при реагировании на внешние неблагоприятные сигналы, избегают нового); недостаточная смелость и уверенность в своих силах (чаще всего наблюдается у предпринимателей, которые болезненно переносят различные промахи); недостаточная твердость и требовательность (проявляется, когда при решении деловых вопросов слишком большое внимание, в ущерб бизнесу, уделяется личным проблемам подчиненных и партнеров);

недостаток деловых знаний и практических навыков (иногда даже самые опытные предприниматели в результате нескольких успешно проведенных операций переоценивают свои способности, считают, что они обладают всеми необходимыми знаниями и навыками для успешной деятельности и перестают постоянно заниматься самообучением).

Личные и общественные интересы в бизнесе

Бизнес, как и все другие сферы приложения труда, в процессе своего функционирования порождает как положительные, так и отрицательные явления. Многие государства добились значительных успехов в развитии техники и технологии, обеспечили высокий уровень жизни своих граждан, достигли больших высот в способах и методах воздействия на стихийные рыночные процессы. Вместе с тем в этих странах достаточно много людей, недовольных своим положением, и социально-экономических проблем, разрешение которых требует значительных усилий и денег, не становится меньше. Многие из этих проблем порождены бизнесом, поэтому неудивительно, что отношение к предпринимателям довольно противоречивое. С одной стороны,



Предпринимательство и предприниматель


предпринимателей уважают и все понимают ту пользу для общества, которую приносит деятельность предприимчивых людей в различных направлениях и отраслях, но с другой — не уменьшается критика в адрес представителей бизнеса, особенно крупного. За что в основном критикуют предпринимателей? Ответы на этот вопрос имеют практическое значение для отечественных предпринимателей, делающих свои первые шаги в бизнесе нередко без учета интересов разных социальных групп и общества в целом. Без поиска компромиссных решений предпринимателям будет очень сложно получить поддержку рядовых граждан и занять достойное место в нашем посткоммунистическом обществе.

Чаще всего предпринимателей критикуют за то, что у них на первом месте стоит получение максимальной прибыли, а общественные интересы, и в частности повышение благосостояния, второстепенны. Нередко их обвиняют в алчности, мошенничестве, хитрости, ловкачестве. Данные обвинения вполне справедливы, так как достаточно фактов, подтверждающих эти явления. Богатое общество к такого рода фактам терпимо, но у нас несколько иная ситуация. Отечественным бизнесменам, чтобы заслужить доверие большинства граждан, необходимо принимать во внимание общественное мнение и, формируя его в нужном направлении, не давать повода для обвинений, зависти и ненависти.

Серьезные нарекания в адрес представителей бизнеса звучат за нежелание улучшать условия труда наемных работников, за то, что получение прибыли нередко обеспечивается за счет жесткой эксплуатации и экономии на расходах по обеспечению безопасности на рабочих местах.

Критикуют деловой мир и за злоупотребление рекламой своих товаров и услуг в средствах массовой информации, что, как считается, культивирует у населения примитивные потребительские инстинкты, нанося ущерб подлинно духовно-эстетическим ценностям. Эта проблема особенно актуальна для нашей страны — сегодня средства массовой информации непрерывно тиражируют даже ту рекламу, которая по этическим или другим соображениям уже давно запрещена в цивилизованном мире. В ущерб интересам собственных субъектов хозяйствования захват нашего рынка отдельными иностранными фирмами приобретает всеобщий характер. Самое опасное для общества состоит в том, что


Личные и общественные интересы в бизнесе____________________ 49

наши предприниматели «набираются опыта» в такой тонкой и чувствительной сфере человеческой деятельности, как реклама, копируя далеко не лучшие методы, подходы и образцы рекламной продукции.

Важной проблемой во взаимоотношениях общества с бизнесом является дискриминация при приеме на работу по признакам пола, возраста, национальности и т.д. Бытует мнение, и не безосновательно, что если бизнесмены что-то и делают в интересах общества, то только вследствие давления на них. Поэтому большинство стран решение этой проблемы видят в принятии антидискриминационного законодательства, и это дает свои положи-юльные результаты: нередко в западной прессе можно прочесть об успешно завершенных судебных разбирательствах по искам о дискриминации при приеме на работу.

В последнее время деловые круги подвергаются наиболее резкой критике в связи с вредным воздействием предприятий на окружающую среду. Причем давление на бизнес здесь идет сразу по нескольким направлениям: со стороны правительственных экологических органов, общественных организаций, парламентариев. Эта проблема и в нашей стране с течением времени становится все более значимой, поэтому бизнесмены уже сегодня должны быть к ней готовы. Пока же о ней больше говорят, чем пытаются хоть как-то решить. Этому есть и объяснение. Государство все еще остается основным владельцем собственности, л собственник, как известно, не будет действовать в ущерб своим интересам. Большинство предприятий, прежде всего крупных, принадлежит государству, а они как раз и являются наиболее шостными экологическими нарушителями. По мере завершения процесса приватизации все чаще будет подниматься и экологическая проблема, решение которой потребует не только нового мышления, но и огромных финансовых вливаний в совершенст-иование технической базы большинства производственных предприятий, состояние которой сегодня далеко от своего экологически безопасного уровня. Будущим потенциальным владельцам i осударственной собственности не следует об этом забывать при подготовке и обосновании бизнес-планов для привлечения ин-иестиционных ресурсов.

Бизнесмены не могут заботиться только о собственных ин-icpecax, игнорируя интересы других. Иначе это может вызвать



Предпринимательство и предприниматель


не только социальные конфликты на уровне предприятия, но и серьезные протесты общества По мере становления бизнеса требования к нему будут возрастать и личные интересы предпринимательских кругов неизбежно будут все теснее переплетаться и увязываться с общественными И уже первое поколение отечественных предпринимателей должно действовать более гибко и ответственно, добровольно принимая на себя решение ряда текущих социальных проблем Это прежде всего касается обязательного участия бизнеса в благотворительной деятельности и восстановлении культурно-исторических ценностей, привлечения к управлению рядовых граждан посредством продажи им определенной части акций крупных предприятий, сотрудничества предпринимателей с территориальными органами управления и общественными организациями по вопросам охраны окружающей среды и создания дополнительных рабочих мест в густонаселенных районах

Таким образом, все, кто занимаются предпринимательской деятельностью или планируют открыть свой бизнес, должны стремиться не допускать чрезмерного преобладания личных интересов, основанных на своекорыстии, над общественными В обратном случае это может привести к ситуации, когда придется иметь дело с весьма неприятными для себя и для всего общества последствиями конфликты на предприятии и в обществе, негативное отношение к бизнесу со стороны окружающих, обострение экологических проблем и т д Отечественным предпринимателям, только постигающим азы цивилизованного бизнеса, необходимо с первых шагов учиться сочетать личные и общественные интересы и находить их разумный баланс