Ловушки, подстерегающие предпринимателей

В процессе практической деятельности, набираясь опыта и знаний, предприниматель рано или поздно превращается в настоящего профессионала. Однако это не гарантирует ему безоблачную жизнь, если он не будет в своей повседневной деятельности руководствоваться аксиомами бизнеса и позволит себе, особенно после успешно проведенных операций, расслабляться и экспериментировать там, где вероятность положительного исхода мала или определенные действия не желательны. О подстерегающих ловушках необходимо помнить всегда, чтобы не попадать в них чаще, чем другие.

Из множества ловушек, встречающихся на пути предпринимателя, можно выделить четыре основные: время, деньги, окружение предпринимателя и он сам. Они выступают причинами многих ошибок и просчетов в бизнесе. От умения их обходить часто зависит успех предпринимательского начинания.



Предпринимательство и предприниматель


Наиболее опасной ловушкой, в которую попадают предприниматели, особенно начинающие, является время. Эта ловушка связана с двумя основными проблемами.

Первая проблема порождается неизбежными ошибками при оценке времени, которое требуется для совершения тех или иных действий в бизнесе или для реализации отдельных проектов. Эти ошибки носят повсеместный характер и связаны с особенностью человеческой психологии все ускорять. У многих из нас есть такая способность представлять любую проблему, которой занимаемся и достаточно хорошо ее проработали, уже решенной. Благодаря этой способности появляется мотивация действовать. Но с другой стороны, кроме выигрыша есть и существенный недостаток — действительный путь к цели, как правило, оказывается значительно длиннее ожидаемого.

Последствия ловушки «время» могут оказаться разрушительными для бизнеса. Ошибки в определении времени реализации того или иного проекта не позволяют достичь желаемых финансовых результатов в установленные сроки, что может потребовать поиска дополнительных источников финансирования бизнеса и, следовательно, дополнительных затрат по их привлечению. Нередко это оказывается для бизнеса неподъемным.

Способы решения данной проблемы многие предприниматели рано или поздно находят, анализируя собственный опыт и ошибки. На практике избежать попадания в ловушку «время» удается следующим образом. Вначале по всем нормативам и правилам определяется возможный срок реализации проекта или сделки, а потом к этому сроку, исходя из здравого смысла, личного опыта и интуиции, добавляется определенное количество времени и тем самым устанавливается более или менее реальный срок реализации начинания. Многие бизнесмены для крупных проектов устанавливают даже два срока реализации: предварительный и окончательный. Это позволяет не только одержать победу над ловушкой «время», но и более эффективно управлять всем процессом реализации проекта.

Вторая проблема, относящаяся к вышеназванной ловушке, связана с организацией личного времени предпринимателя, его умением реально планировать свой рабочий день. В странах с развитой рыночной экономикой начинающие предприниматели основные навыки в этой области обязательно приобретают


Ловушки, подстерегающие предпринимателей



в процессе первоначальной подготовки в различных бизнес-школах, а потом закрепляют их и доводят до совершенства в процессе повседневной деловой деятельности. Долгожительство в бизнесе в значительной степени определяется возможностью обретения чувства времени и постоянным стремлением к его эффективному использованию. Однако необходимо знать, что большое количество людей, по данным научных исследований, никогда и ни при каких обстоятельствах не обретает чувства времени. Это качество не зависит ни от опыта, ни от знаний, ни от возраста. Поэтому если вы не можете научиться эффективно управлять своим личным временем, то вам следует выбрать ту сферу деятельности, где это будут успешно делать за вас другие.

Следующей, второй по значимости, ловушкой, в которую нередко попадают предприниматели, являются деньги. Эта ловушка имеет две особенности.

Первая особенность определяется тем, что деньги есть основной инструмент деятельности в бизнесе, все действия не только мотивированы, но и выражаются в денежных знаках. При этом большинство решений в предпринимательской деятельности необходимо принимать сразу и немедленно. Поэтому в любой инициативе предприниматель не должен слишком ошибаться на счет ее выгодности до того, как будет составлена финансовая схема и определена потребность в финансовых ресурсах. Чтобы не попасть в ловушку «деньги», предприниматель и должен научиться более или менее точно определять уровень эффективности любого нового проекта или сделки еще на начальной стадии их рассмотрения. По причине неверных первоначальных оценок выгодности сделки можно оказаться втянутым в неэффективные траты.

Вторая особенность ловушки «деньги» непосредственно вытекает из природной склонности большинства людей больше тратить, чем зарабатывать. Эта склонность особенно развита у людей, занимающихся бизнесом. Если с большим трудом расстаешься с деньгами, то больших доходов не получишь. Следует |лкже обратить внимание и на тот факт, что на любом предпри-Я1ии только одно подразделение зарабатывает деньги — это служба, которая занимается продажами. Деятельность же всех остальных связана с постоянными расходами, причем денег им систематически не хватает. Чтобы в данном случае не попасть



Предпринимательство и предприниматель


в ловушку, которой являются деньги, необходимо постоянно контролировать и ограничивать текущие расходы (большие расходы не свидетельствуют о большой прибыли).

За каждый рассматриваемый период расходы всегда должны быть меньше доходов. Если забываешь об этой простой истине, прибыли может не быть вообще. В повседневной практике это достаточно частое явление. Не все могут успешно бороться с природной склонностью к расточительству и постоянно ограничивать и жестко контролировать свои расходы. Особенно трудно это бывает сделать в период высокой деловой активности фирмы, когда дела у нее идут успешно и виды на ожидаемую высокую прибыль очень обнадеживающие. Запросы владельцев и менеджеров фирмы в это время часто могут быть необоснованно завышены, а чувство опасности существенно притупляется — эйфория и чувство собственной непогрешимости в бизнесе являются плохими союзниками.

Нередко в период наиболее успешной предпринимательской деятельности предприятию наносится невосполнимый урон. Всегда хочется иметь на своей фирме все самое лучшее и современное (обоснование этому при желании всегда можно найти), тем более что на текущем счете в данный момент имеется необходимое количество свободных денег, чтобы это естественное желание немедленно превратить в реальность. Опытные руководители, зная об этой особенности, всегда ужесточают контроль за денежными потоками в период бурного роста деловой активности, чтобы избежать нерациональных расходов и быть готовыми к любым неожиданностям — в бизнесе, если теряешь чувство реальности, успех очень быстро превращается в неудачу.

Третьей ловушкой, подстерегающей предпринимателя, является его окружение. При приеме на работу новых сотрудников возникают вопросы: на что способны? Какие слабые стороны? Как лучше заинтересовать? и т.п. Все люди работают с разной скоростью и интенсивностью, но главное — это не только время, затраченное на работу, а достигнутые результаты.

Каждый предприниматель хотел бы иметь только самых лучших сотрудников, но эта задача практически неразрешима. Во-первых, таких людей не так уж и много, а во-вторых, большинство из них уже имеют достойное место работы и ее условия их вполне устраивают.


Ловушки, подстерегающие предпринимателей



Уход от ловушки «окружение предпринимателя» состоит не в том, чтобы уже на стадии собеседования отсеять всех недостойных кандидатов (это задача на данной стадии в принципе не может быть решена окончательно), а в том, чтобы хорошие работники с течением времени не превратились в плохих. Для того чтобы этого не произошло, с одной стороны, лучшим работникам ни в коем случае нельзя расширять круг должностных обязанностей, перекладывая на них часть работы тех сотрудников, которые работают недостаточно эффективно или не справляются со всеми своими делами, а с другой — необходимо вести систематическую работу по выявлению недобросовестных, плохих работников, чтобы вовремя с ними расставаться. Эта задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд.

Плохие работники имеют определенные преимущества и специфические способности, которые нередко могут бытьдля некоторых руководителей и кдллег как привлекательны, так и опасны. Они умеют и говорят комплименты тем, в ком заинтересованы, и в первую очередь своим начальникам, отмечая их выдающиеся способности, готовы оказать любую мелкую услугу, а если руководитель изъявит желание больше знать о своих сотрудниках и их оценках своей деятельности, то они с удовольствием будут поставлять ему такую информацию и, конечно, только с выгодных для себя позиций. Если работа, которая выполняется в коллективе, не поддается строгому нормированию, а отдельные задания и вопросы жестко не закреплены за каждым исполнителем, то рано или поздно часть обязанностей недобросовестных сотрудников будет неизбежно выполняться их более ответственными коллегами в ущерб качеству собственной работы. При этом плохие работники почти всегда недовольны уровнем оплаты труда и постоянно жалуются на сверхперегруженность по сравнению с другими. Социологи отмечают, что почти все конфликты в коллективе порождаются этими работниками. В нездоровой обстановке, созданной конфликтами, всегда больше возможностей для того, чтобы скрыть свою бездеятельность.

Чтобы не стать заложником ловушки «окружение предпринимателя», необходимо создавать такие условия труда, при которых деятельность каждого сотрудника была бы под постоянным контролем и ее результаты можно было бы оценить в любой момент. Самые трудолюбивые и способные из сотрудников всегда должны поощряться. От лентяев и недобросовестных работни-



Предпринимательство и предприниматель


ков необходимо периодически избавляться, тем самым спасая свой бизнес от дополнительных потерь и разорения, а другим сотрудникам напоминая о том, что в вашей фирме нет места для тех, кто плохо работает.

Четвертой ловушкой предпринимателя является он сам. Каждый, кто занимается бизнесом, имеет не только преимущества, таланты и достоинства, но и слабые стороны, отрицательные черты и недостатки.

Ловушка «сам предприниматель» имеет два аспекта. Первый связан с профессиональной сферой деятельности. Подавляющее большинство людей, как правило, имеют ярко выраженные способности к чему-нибудь одному, что они делают намного лучше, чем все остальное, и делают с удовольствием. Это то, что и называется призванием. В бизнесе это имеет иногда решающее значение. Разворачивая свое дело, необходимо четко представлять, что из всего перечня сфер предпринимательской деятельности (продажи, закупки, финансы, административная работа и т.п.) у вас получается лучше и что вам ближе. С этим и необходимо связать в будущем свои основные должностные обязанности. Все другие функции рекомендуется передать профессиональным менеджерам, оставив за собой только общий контроль, — у них эта работа будут получаться значительно лучше, что позволит избежать многих ошибок.

Второй аспект определяется особенностями характера предпринимателя и прежде всего теми из них, которые классифицируются в бизнесе как отрицательные или мешающие нормальному ведению дел.

Если предприниматель не знает о своих слабых сторонах и недостатках, не может или не желает бороться с ними, а наоборот, часто идет у них на поводу, он непременно попадает в ловушку, созданную им самим. Чтобы успешно бороться с этой ловушкой, во-первых, необходима достоверная оценка своих сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков. Это достигается с помощью специальных тестов и в процессе постоянных наблюдений за собственным поведением и его объективной оценки.

Во-вторых, следует очень серьезно подходить к формированию собственной управленческой команды. В ней должны быть специалисты, которые могут взять на себя ответственность за те вопросы, решение которых не всегда успешно получается у самого предпринимателя. Благодаря этим специалистам он будет


Ловушки, подстерегающие предпринимателей



развивать свои деловые качества и восполнять имеющиеся пробелы. Управленческие структуры на предприятии должны создаваться также и с учетом тех качеств, которыми обладает предприниматель. Для этого, формируя команду профессионалов, необходимо придерживаться следующего правила. Если члены команды по своему характеру, качествам и взглядам похожи на предпринимателя, они непременно будут умножать не только его достоинства (очень важно иметь в команде единомышленников), но и недостатки. Поэтому в команде должны быть и другие люди, которые абсолютно не похожи на предпринимателя — они менее удобны, с ними трудно находить общий язык, но они будут способствовать нейтрализации его недостатков и отрицательных качеств. Лучший совет всегда от того человека, точка зрения которого расходится с остальными.

В-третьих, глава управленческой команды должен поощрять собственную критику. Самое главное для него — это выявить тех сотрудников, чья критика носит конструктивный характер. Всех критикующих можно разбить на три группы: нытики, которые постоянно жалуются на все и вся, не задумываясь о том, как должна решаться проблема; лояльные диссиденты — видят проблему, ее слабые и сильные места, но не хотят «раскачивать лодку», держат все решения при себе; истинные диссиденты — их критика конструктивна, так как они предлагают продуманный анализ проблемы и подход к ее решению, а также всегда готовы сами принять участие в его реализации.

В-четвертых, предприниматель должен всегда стремиться к честному анализу своих ошибок и просчетов. Не следует их приписывать другим, хотя в самой природе человека заложено стремление искать причины своих промахов не в себе, а в других людях или списывать их на внешние, не поддающиеся контролю, обстоятельства.

В-пятых, не следует бояться чаще спрашивать советов у дру-i их. Эффективный собственник — это тот, кто максимально использует опыт и знания других. Советуясь, в первую очередь со сноим окружением, предприниматель бесплатно получает бесценную информацию. Сам же факт, что глава фирмы просит совета у своих подчиненных, заставляет последних не только с большей отдачей и ответственностью выполнять свои функции, но и постоянно работать над своим профессиональным уровнем.


44______________________ Предпринимательство и предприниматель