В) Выполнение развивающих упражнений на достижение адекватности самооценки.

Упражнение 1. «Объективная самооценка»

Цель упражнения: способствовать выработке у учащихся объективной самооценки.

Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. Рисунки не подписываются. После этого их собирают и смешивают. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку, делаются предположения, кто может быть автором рисунка. Автор может признаться, но может и промолчать.

Далее участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Учитель просит нарисовать себя в «двух ипостасях»: Я-реальное и Я-идеальное. Дается 10-15 минут. После этого происходит обсуждение:

- Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное?

- Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?

Упражнение 2. «Жизненная программа»

Цель упражнения: составление «жизненной программы» наближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоустройства.

Учитель предлагает учащимся составить для себя перечень желаемых результатов в жизни и расположить его в порядке убыва­ния значимости или ценности каждого.

Далее из составленного списка предлагается выбрать первоочередное желание и составить программу его достижения на основе сле­дующих правил планирования результата:

— сформулировать результат в позитивном ключе («что у менябудет», «что я хочу иметь», «как я буду чувствовать» и т.д.);

— планировать только то, что каждый может сделать сам и с собой;

— результат должен быть представлен во всех сенсорных системах: чувствах, ощущениях, звуках, настроении и т.д.;

— представить себе: где, когда и с кем будет нужен этот результат (мысленное проигрывание ситуаций, в которых учащийся сможет пользоваться произошедшими изменениями);

— продумать последствия достижения желаемого результата — «что будет, если это будет?» (результат должен сберечь и сохранить все то лучшее, что было раньше).

После выполнения задания необходимо обсудить результаты.

Г) Подведение итогов занятия и обсуждение рекомендаций.

При подведении итогов занятия необходимо задать следующие вопросы: Что Вы сегодня узнали о себе? Необходимо ли Вам развивать свою самооценку? Способны ли Вы к самопознанию? Думаете ли Вы о путях саморазвития?

В заключение можно познакомить с рекомендациями и упражнениями по уверенному поведению, саморазвитию.