В) Выполнение развивающих упражнений на достижение адекватности самооценки.
Упражнение 1. «Объективная самооценка»
Цель упражнения: способствовать выработке у учащихся объективной самооценки.
Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. Рисунки не подписываются. После этого их собирают и смешивают. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку, делаются предположения, кто может быть автором рисунка. Автор может признаться, но может и промолчать.
Далее участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Учитель просит нарисовать себя в «двух ипостасях»: Я-реальное и Я-идеальное. Дается 10-15 минут. После этого происходит обсуждение:
- Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное?
- Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?
Упражнение 2. «Жизненная программа»
Цель упражнения: составление «жизненной программы» наближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоустройства.
Учитель предлагает учащимся составить для себя перечень желаемых результатов в жизни и расположить его в порядке убывания значимости или ценности каждого.
Далее из составленного списка предлагается выбрать первоочередное желание и составить программу его достижения на основе следующих правил планирования результата:
— сформулировать результат в позитивном ключе («что у менябудет», «что я хочу иметь», «как я буду чувствовать» и т.д.);
— планировать только то, что каждый может сделать сам и с собой;
— результат должен быть представлен во всех сенсорных системах: чувствах, ощущениях, звуках, настроении и т.д.;
— представить себе: где, когда и с кем будет нужен этот результат (мысленное проигрывание ситуаций, в которых учащийся сможет пользоваться произошедшими изменениями);
— продумать последствия достижения желаемого результата — «что будет, если это будет?» (результат должен сберечь и сохранить все то лучшее, что было раньше).
После выполнения задания необходимо обсудить результаты.
Г) Подведение итогов занятия и обсуждение рекомендаций.
При подведении итогов занятия необходимо задать следующие вопросы: Что Вы сегодня узнали о себе? Необходимо ли Вам развивать свою самооценку? Способны ли Вы к самопознанию? Думаете ли Вы о путях саморазвития?
В заключение можно познакомить с рекомендациями и упражнениями по уверенному поведению, саморазвитию.