Школы и модели в предпринимательстве

В зависимости от характера деятельности всех предпринимателей можно условно разделить на две основные школы: «шахматисты» и «игроки в покер».

Самая многочисленная и уважаемая в бизнесе школа получила название шахматисты. Предприниматели, относящиеся к данной школе, строят здание своего бизнеса постепенно, переходят к следующему уровню только завершив предыдущий. Они поднимаются к вершинам бизнеса не благодаря успешно проведенным спекулятивным сделкам и операциям с высокой степенью риска, а опираясь на свои знания, опыт и глубокий профессионализм в определенной сфере деятельности. Иногда на это уходит вся жизнь.

Предприятия, принадлежащие «шахматистам», отличаются достаточно высокой степенью платежеспособности и надежно-l in, устойчивой репутацией. В своей деятельности они ориентируются на долгосрочные проекты с умеренным риском, глубокую проработку отдельных проблем и возможных альтернатив, системное планирование и постоянный контроль за функционированием бизнеса, высокий уровень менеджмента. Благодаря представителям этой школы обеспечивается стабильность бизнеса и устойчивое развитие экономики.

Вторая школа в предпринимательстве называется игроки в покер. Действуют представители этой школы, как правило, и сфере обращения. Рост бизнеса обеспечивается ими с помощью смелых операций на рынке. Их больше интересует отдельный случай, чем заранее разработанная стратегия. Они сначала пролают или покупают, а потом разбираются с тем, что получилось. Псе операции, в которых участвуют «игроки в покер», отличаются иысокой степенью риска, а сами участники — прекрасным знанием законов рынка, глубокой интуицией, смелостью и удачливостью.



Предпринимательство и предприниматель


Продолжительность жизни в бизнесе представителей данной школы значительно короче, чем «шахматистов». Смена поколений предпринимателей здесь происходит очень быстро. Часть из них после нескольких успешных операций предпочитает перейти в первую школу, другие сколачивают состояние, уходят из бизнеса и посвящают оставшуюся жизнь любимому делу, не связанному с бизнесом. Остальные также уходят из бизнеса, но уже по причине постигших их неудач. Считается, что здесь главное — это вовремя уйти. Уходить надо сразу же после первых признаков, свидетельствующих о том, что удача вас начинает покидать. Тот, кто пренебрегает этим правилом, чаще всего и уходит ни с чем.

«Игроки в покер» — школа, которая позволяет предпринимательству в целом динамично развиваться и совершенствоваться, через нее бизнес постоянно подпитывается новыми, наиболее способными и талантливыми предпринимателями, являющимися выходцами из всех слоев и социальных групп общества

В мире существует множество различных моделей предпринимательства. Все они имеют много общих черт, но также и свои особенности. В целом все многообразие моделей можно свести к трем основным: американской, немецкой (западноевропейской) и японской. Все остальные модели представляют собой различные комбинации характерных черт этих трех основных, «замешанные» на национальных и других особенностях тех стран, где они функционируют.

Знание и учет специфики основных моделей предпринимательства сегодня очень важны. Во-первых, богатейший опыт, накопленный представителями различных моделей, важен не только для начинающих предпринимателей, но также для становления и развития в нашей стране цивилизованного предпринимательства, которое по мере углубления рыночных отношений начинает все больше тяготеть к общепринятым нормам ведения бизнеса. Во-вторых, бизнес сегодня не замыкается только национальными или территориальными границами, а существует как интернациональное явление, поэтому, вступая в деловые отношения с представителями тех или иных моделей, необходимо иметь хотя бы общее представление о практике и особенно -стях их предпринимательства.

Особое внимание в этой связи заслуживает опыт, накопленный представителями самой старой модели предпринимательства —


Школы и модели в предпринимательстве



американской, которая не только предопределила сегодняшнее место США в мире, но во многом повлияла на становление и развитие предпринимательства в других странах.

Американское предпринимательство опирается на такие свойственные человеческой природе качества, как честолюбие, стремление к самореализации и самоутверждению. Американские бизнесмены в своем большинстве независимые люди с ярко выраженным индивидуализмом (более 83 % предприятий в США не имеют статуса юридического лица, т.е. предприниматели предпочитают индивидуальные формы организации бизнеса совместным).

Представители американской модели обладают богатой интуицией, в своей деятельности очень часто прибегают к импровизации, смело идут на риск, всегда пытаются использовать любой шанс для получения дохода. Они отличаются склонностью к новаторству; начиная бизнес, часто не имеют четко проработанной до конца системы и стратегии, но умеют на предварительной стадии проекта достаточно точно оценить его эффективность. Для них главное, чтобы в начале деятельности денежные поступления хотя бы незначительно превышали выплаты, а уже потом в процессе функционирования бизнеса любой, даже самый хороший проект дорабатывается и совершенствуется.

Не стоит расстраиваться, если услышите, что бизнес-проект, над которым вы очень долго и усердно работали, в целом не плохой, но над ним еще придется существенно потрудиться. Представители американской модели в подавляющем большинстве считают, что создать на бумаге законченный проект невозможно — только в ходе практических действий он может принять надлежащий вид.

Одной из наиболее успешно действующих моделей предпринимательства считается немецкая, или, как ее еще называют, западноевропейская. Она в целом завершила свое становление и послевоенный период. Немецкая модель существенно отличается от американской. В ее основе — умеренный риск и точный расчет, все проекты прорабатываются основательно, до мелочей.

Немецкие предприниматели всегда внимательны к отдельным деталям и элементам, бизнес рассматривается ими как выгодная работа на длительный период, поэтому их чаще всего интересуют долгосрочные проекты с умеренным уровнем прибыли.



Предпринимательство и предприниматель


Привлечь их к высокорентабельным, а значит, очень рисковым проектам достаточно сложно.

Представители немецкой модели всегда осторожны, порой даже излишне, но их бизнес выгодно отличает строгая организация и устойчивость. Они славятся пунктуальностью, солидностью и скромностью. Если вы желаете иметь своим партнером представителя этой модели, знайте, что деньги в совместный бизнес он будет вкладывать, руководствуясь всем вышесказанным.

Японскую практику предпринимательства можно отнести к самым молодым, но очень эффективным моделям. Она родилась, сформировалась и достигла расцвета после Второй мировой войны. В ее основе — трудолюбие, бережливость, упорство в достижении цели. Проекты, подготовленные японскими бизнесменами, всегда серьезно проработаны. Японцы ценят любые идеи, умеют успешно привлекать чужой капитал для реализации своих проектов. Рабочая сила в Японии отличается высокой дисциплинированностью и ответственностью, что накладывает свой отпечаток на бизнес и затрудняет использование опыта данной модели в других странах, где отношение к труду у наемных работников несколько иное.

Представители японской модели очень жесткие конкурен
ты, рынок они рассматривают как зону военных действий, но
при этом всегда придерживаются правила, согласно которому не
должны быть побеждены все конкуренты, действующие на дан
ном рынке. Но если конкуренты недостаточно гибки или ис
пользуют недобросовестные методы конкуренции, то их, как
правило, уничтожают. v

Японские предприниматели хорошо переносят неудачи. При проникновении на новые рынки их больше волнует доля на рынке, чем немедленная прибыль. Заняв лидирующее положение на рынке, они уже не упустят выгоды и достаточно быстро компенсируют свои потери, связанные с проникновением и закреплением на рынке.

При подготовке совместных проектов, взаимодействии с партнерами и даже с конкурентами для них наиболее важным является отношение взаимного доверия, честность, уверенность и поиск общего интереса. Успех в переговорах с ними зависит прежде всего от успеха самого общения.


Типы предпринимателей