Будущее Вселенной и судьба человечества.

Судьба человеческой цивилизации неразрывно связана с будущим Вселенной. Согласно данным современной космологии, сценарии дальнейшего развития Космоса зависят от экспериментально измеримого параметра - средней плотности космического вещества. Но для того, чтобы сделать однозначный прогноз относительно будущего Вселенной, показатели этой величины не вполне надежны. Если указанная плотность не превосходит определенного из расчетов критического значения, Вселенная будет расширяться, что приведет в конечном итоге, согласно Второму началу термодинамики, к равновесному состоянию с максимальной энтропией - тепловой смерти Вселенной – при условии, что она является замкнутой термодинамической системой. Если Космос окажется открытым, то он будет продолжать расширяться и охлаждаться бесконечно долго, но с постоянно уменьшающейся скоростью.

Напротив, при плотности космического вещества, превышающей критическое значение, процесс расширения в определенный момент должен остановиться, и затем начнется обратная фаза сжатия или «Великого схлопывания», возвращающая мироздание к исходному состоянию сингулярности.

Третий сценарий - постоянно осциллирующей Вселенной - является синтезом двух вышеизложенных: после «Большого схлопывания» она вновь начинает расширяться и так до бесконечности на протяжении неопределенного числа циклов пульсации с периодом в 40 млрд. лет. Еще в XIX в. Л. Больцман (Ludwig Eduard Boltzmann; 1844-1906) предположил, что нынешнее состояние Космоса - это гигантская флуктуация, из чего гипотетически следует, что в основном Вселенная пребывает в состоянии термодинамического равновесия или «тепловой смерти».

Таким образом, понятие «тепловой смерти» стало первым шагом к осознанию в рамках научной фактологии возможной конечности существования Вселенной, хотя ученым точно и не известно, когда и по какому сценарию произойдет ее гибель. Бесстрастные расчеты неизбежно заставляют задуматься о смысле существования человечества во Вселенной, которая, пусть и в отдаленной перспективе, должна уйти в небытие. И. Барбур приводит безрадостные слова астрофизика-атеиста С. Вайнберга (Steven Weinberg, род. в 1933 г.), размышляющего над этой проблемой: «Чем более мы постигаем Вселенную, тем более бессмысленной она нам представляется. Но если результаты исследований совершенно неутешительны, то в какой-то мере, отрадой может служить сам по себе процесс исследования… Попытка понять Вселенную – одна из очень немногих вещей, поднимающих человеческую жизнь над уровнем фарса и придающих ей какую-то трагическую красоту»[36]. Действительно, если раньше последовательный атеист мог находить определенный смысл своего существования в причастности к «бессмертной» общечеловеческой цивилизации, создающей культурные ценности, постепенно колонизирующей галактику и Вселенную, то в настоящее время становится очевидным преходящий характер и того, и другого, и третьего: пусть и в отдаленной перспективе, но должно закончиться, придя к бессмысленному финалу, вообще все

Некоторые оптимисты, несмотря ни на что, предлагают оригинальные выходы из этого мировоззренческого тупика. Американские космологи Ф. Дайсон (Freeman John Dyson; род. в 1923 г.) и Ф. Типлер (Frank Jennings Tipler; род. в 1947 г.) видят возможность вечного существования человечества в переходе в далеком будущем от физической, телесной формы бытия к «чисто информационной» - бестелесной. Они не исключают перспективы появления в ходе этого процесса нового «космического интеллекта», а в будущем - полного контроля над развитием Вселенной вплоть до изменения фундаментальных физических законов. Эту фантастическую «интеллектуальную космическую информационную сеть» Ф. Типлер называет «вечным продолжением Разума» и даже «эволюционирующим Богом»[37].

Некоторые сторонники гипотезы существования Мультивселенной верят в возможность «миграции» человечества в каком-либо состоянии в параллельные вселенные с подходящими для продолжения жизни физическими параметрами непосредственно перед гибелью нашего мира.

Разумеется, представленные сценарии относятся исключительно к области «научной мифологии». Кроме того, даже в случае реализации одного из приведенных фантастических сценариев спасения человечества в гибнущей Вселенной, вопрос о смысле существования цивилизации остается открытым.

И. Барбур справедливо замечает, что человек, является целостным единством духа, души и тела. Из этого следует, что гипотеза о возможности перехода к «интеллектуально-информационному уровню существования» не соответствует ни современным естественнонаучным, ни библейским представлениям о человеческой природе[38].

Христианская эсхатология (греч. ἔσχατον - «конечный», «последний» и λόγος — «слово», «знание») – учение о конечных судьбах человечества и мира, хотя и говорит о грядущем катастрофическом конце мироздания, связывает его не столько с физическими закономерностями, сколько с нравственным состоянием человечества и путями Божественного Промысла: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Кроме того, речь идет собственно не о гибели Вселенной, а о переходе в качественно новое, преображенное состояние. Соответственно реализуется главная цель бытия человечества – неразрывное единство в личном общении с Творцом мира – обожение[39]. В отличие от фантастических сценариев спасения цивилизации, христианская эсхатология основывается на тысячелетнем духовном опыте Откровения. Пессимистические прогнозы, основанные на расчетах космологов, мировоззренчески важны, потому что заставляют глубже и глубже задумываться каждого мыслящего человека как о смысле собственного бытия, так и грядущих судьбах цивилизации. Очевидная несамодостаточность Вселенной является еще одной предельной проблемой, открывающей широкое пространство для плодотворного диалога ученых, философов и богословов.

 

Словарь необходимых для усвоения понятий и терминов:

антропный принцип Вселенной: сильный АП и слабыйАП

ассиметрия соотношения вещества-антивещества

библейское «ничто» как начало Вселенной

Большой взрыв

Великое схлопывание

виртуальные частицы

Вселенная в классической картине мира XIX века

гипотеза Мультивселенной

гипотеза осциллирующей Вселенной

гипотеза Уникальной Земли

диаграмма Герцшпрунга-Рассела

инфляция

инфляционная космологическая модель

космологические парадоксы: фотометрический, гравитационный и термодинамический

космологическое красное смещение

космогония

космология

метаистория

мнимое время

модель расширяющейся Вселенной

нестационарная космологическая модель

«предельные вопросы» в космологии

проблема «начала Вселенной»

реликтовое излучение

релятивистская модель Вселенной

сингулярность

сценарии развития Вселенной

телеологическое доказательство бытия Божия

тепловая смерть Вселенной

уникальность библейской космогонии

хронология Большого взрыва: характеристика основных этапов

return false">ссылка скрыта

эсхатология

эффект Доплера

языческие мифологические космогонии

 


[1] Василий Великий, свят. Беседы на Шестоднев // Творения. Т. I – СПб., 1911. – С. 5.

[2]См., например: Дж. Гамов. Создание Вселенной (The Creation of the Universe). — Viking Press, 1952.

[3] Грин Б. Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории: Пер. с англ. – М.: КомКнига, 2007, с. 226.

[4] Цыпин Л., прот. Вселенная, Космос, Жизнь – три Дня Творения. – Киев: Пролог, 2008, с. 358-365.

[5] Пригожин, И.Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994, с. 238.

[6] Грин Б. Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории: Пер. с англ. – М.: КомКнига, 2007, с. 232.

[7] Квазар - (англ. quasar — сокр. от quasistellar radiosource — квазизвёздный источник радиоизлучения) — класс небесных объектов, которые в оптическом диапазоне похожи на звезду с чрезвычайно сильным излучением.

[8] Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. – с. 241.

[9] См., например:

Каледа Г., прот. Библия и наука о сотворении мира // Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. – С. 8-55.

Иванов Н., прот. И сказал Бог...: Опыт истолкования книги Бытия. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999.

Александр (Милеант), еп. Возникновение мира и человека. Опыт согласования Библейского повествования с научными открытиями. – Электронный ресурс: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/creation_man_a_mileant.htm

Цыпин Л., прот. Вселенная, Космос, Жизнь – три Дня Творения. – Киев: Пролог, 2008.

[10] Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006, с. 263-264.

[11] Василий Великий, свят. Беседы на Шестоднев // Творения. Т. I – СПб., 1911. – С. 11.

[12] Хокинг С. Краткая история времени: от Большого взрыва до черных дыр. Пер. с англ. Н. Я. Смородинской. — СПб.: Амфора, 2001.

Оригинальное издание: Hawking S. A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes. L. Bantam Books, 1988.

[13] Василий (Родзянко), еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. – М.: Православный паломник, 1996.

[14] Там же, с. 6.

[15] См., например: Трубецкой Е., кн. Смысл жизни. – М., 1918, с. 153;

Булгаков С., прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть IV. - Париж, 1945, сс. 195-196.

[16] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М.: Б.И., 1991, с. 253.

[17] См., например:

Салтыков А., прот. На пороге времени. О непостижимой тайне сотворения. – Готовится к печати.

Петренко О., свящ. Божественная метрика Вселенной. Слово о пространстве и времени. – М.: Паломник, 2007.

Туровцев Т.А. Творение и преображение. – СПб: Церковь и культура, 2008.

[18] Примечательно и практически одинаковое истолкование евангельских слов (Мф. 25:34; Еф. 1:4): «прежде низвержения мира» у епископа Василия и у Оригена в его трактате «О началах» (О началах III, 5,4 Migne, PG, t. 11, col. 328-329; на русском яз.: Ориген, учитель александрийский. О началах // Творения. Выпуск I. – Казань: КДА, 1899, с. 284-285). Владыка Василий пытается ссылаться на сходное понимание данной цитаты святителем Иоанном Златоустом и свящ. Павлом Флоренским. Однако, Златоуст, комментируя эти места, усматривает лишь указание на бесконечную онтологическую пропастью между Творцом и тварью, а свящ. Павел Флоренский, как и святитель Феофан Затворник, вполне ясно говорит о падшем состоянии человека вместе со всем космосом в контексте греховного выбора Адама и, таким образом, несоответствии предвечному идеальному божественному замыслу о творении. - Василий (Родзянко), еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. – М.: Православный паломник, 1996, с. 66-71, 110, 156-164.

[19] Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006.

[20] «Было нечто, как, вероятно, и прежде сего мира, но cиe, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование как не соответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания — мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собою сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: Яко Тем создана быша всяческая… видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти (Кол 1:16), и Ангельские Воинства, и Архангельские Чиноначалия.

А когда уже стало нужно присоединить к существующему и сей мир — главным образом училище и место образования душ человеческих, а потом и вообще местопребывание для всего подлежащего рождению и разрушению, — тогда произведено сродное миру и находящимся в нем животным и растениям преемство времени, всегда поспешающее, и протекающее, и нигде не прерывающее своего течения», – говорит о «тварной вечности» святитель Василий Великий. - Василий Великий, свят. Беседы на Шестоднев // Творения. Т. I – СПб., 1911. – С. 6-7.

[21] Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006, с. 180-218.

[22] Коллинз Ф. (Руководитель международного проекта «Геном человека»). Доказательства Бога: Аргументы ученого; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2008, с. 58.

[23] Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001, с. 249-251.

Климик И. Антропный принцип во Вселенной: попытка православного осмысления. Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.bogoslov.ru/text/256660.html

 

[24] Канве В.А. Антропный принцип в космологии // Философия науки: краткий энциклопедический словарь. -М.: Омега-Л, 2008, с. 24-25.

[25] Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. – с. 251.

[26] См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2003, с. 136-139.

[27] Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Кн. IV, Гл. 3. — М.: Наука/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, 1993.

[28] Василий Великий, свят. Беседы на Шестоднев. Беседа II // Творения. Т. I – СПб., 1911. – С. 14.

[29] Захаров М., прот. Христианская антропология и антропный принцип в физике // Христианство и наука. сборник докладов конференции. XIV Международные Рождественские образовательные чтения. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2006. – С. 130-145.

[30] Максим Исповедник, преп. Quaest. ad Thalass., 60; PG 90, 621A–B.

См. также: Флоровский Г., прот. Cur Deus Homo? О Причине Воплощения // Догмат и история. – М., 1998. – С. 160-161. Электронный ресурс: http://krotov.info/library/f/florov/curdeus.html

[31] Максим Исповедник, преп. Quaest. ad Thalass., 60; PG 90, 621A–B. Цит. по: Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 60. - Электронный ресурс: http://www.rodon.org/mi/vkf.htm#a58

[32] Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. – с. 251-253.

[33] «Да ведь теперешняя земля, может, сама-то биллион раз повторялась; ну, отживала, леденела, трескалась, рассыпалась, разлагалась на составные начала, опять вода, яже бе над твердию, потом опять комета, опять солнце, опять из солнца земля — ведь это развитие, может, уже бесконечно раз повторяется…» - Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Т. II. Часть IV. Книга XI (IX. Черт. Кошмар Ивана Федоровича). – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963, с. 355.

[34] Девис П. Суперсила. - М., 1989, с. 260.

См. также: Докинз Р. Бог как иллюзия. – М.: КоЛибри, 2008, с. 195-217.

[35] Коллинз Ф. Доказательства Бога: Аргументы ученого; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2008. – с. 64-65.

[36] Вайнберг С. Первые три минуты (The First Three Minutes: A Modern View of the Origin of the Universe (1977, updated with new afterword in 1993), цит по: Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. – с. 266-267.

 

[37] Там же, с. 267.

[38] Там же, с. 267-268.

[39] По словам преподобного Максима Исповедника, человек должен «в любви недоведомо соединиться с Самим Богом. <…> Объединяясь в конце концов с Богом, он достиг бы того, что на него излились бы потоки обожения, а через него и на все мировое бытие. Это обожение, соединение с Богом, погружение в Него, как естественная энергия тварного бытия, всегда стремящегося к своей Причине, доставило бы твари вечное и непреложное блаженство». Так должна через Христа Спасителя и Церковь «осуществиться конечная цель, для которой Предвечный Логос и поставил человека в центре мироздания, как Свой образ». - Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 2003, с.74-75.