А) Упражнение «Давайте познакомимся».

Учащимся раздаются бейджи, на которых они пишут свои имена и прикрепляют их на одежду. Необходимо рассадить учащихся в круг. Предложить ученикам назвать своё имя и назвать свои лучшие качества, свои достижения и результаты. Учитель начинает с себя.

Каждый участник поочередно называет своё имя в 3-х вариантах: «Меня зовут…»; «Мне нравится, когда меня называют…»; «Мне не нравится, когда меня называют…». Далее предложить участникам назвать черту характера на первую букву имени.

После представления учитель подводит итоги и составляет «портрет группы», делая акцент на лучших качествах группы.

Б) Притча о зернах кофе.

Притчи играли важную роль в истории человечества, в них в форме вымышленных историй аккумулируется нравственный опыт человечества. По сей день они остаются прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Практическая ценность притчи заключается в том, что она не дает готовых формул решения ситуаций, но через метафорический намек помогает человеку ответить на возникший вопрос.

Существует несколько определений «притчи», ниже приводится одно из них:

- притча (слав. Притъка – случай, происшествие) – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый для изложения вероучительных истин. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Слушатель сам должен его вывести.

Учащимся предлагается притча, с помощью которой их подводят к мысли, что при определенном целенаправленном воздействии человек может меняться не только внешне, но и внутренне. И именно на это и направлена программа «Основы лидерства».

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

- Что изменилось? – спросил он свою дочь.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде – ответила она.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.

Предложить учащимся найти другие произошедшие изменения. Обсудить предлагаемые варианты.

Закончить притчу.

Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.

- А кофе? – спросила дочь.

- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее: превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из любой ситуации.