Ценность и оценка

Ценность есть межчеловеческое отношение или по-другому, межсубъектное (субъект-субъектное) отношение. Этим ценность отличается от оценки, которая характеризует отношение субъекта к объекту, или к вещи. Оценочное отношение к человеку до сих пор является господствующим; например, рассуждают: она всего лишь доярка, а он академик, а вообще человек есть, прежде всего, член общества, или член президиума, или член производственной бригады и пр. Оценка сравнивает, измеряет количественно, тем самым разделяет, противопоставляет одних другим. Ценность есть субъект-субъектное отношение, оно не противопоставляет, но объединяет и соединяет людей. С точки зрения ценностного подхода старуха-процентщица, и академик, и доярка - в равной степени личности, т.е. абсолютные ценности. Они несравнимы, как цвета радуги.

 

Есть такой тест: тонут академик и бомж, кого спасать в первую очередь? С точки зрения ценностного подхода спасать надо того, кто ближе, кто окажется первым под рукой. С точки зрения оценочного подхода, в первую очередь надо спасать того, кто полезнее для общества. Ценностный подход объединяет людей в естественные общности: семью, нацию, человечество. Поэтому ценностный подход связан с традицией, с преемственностью, с памятью прошлых поколений. В русской философии это соответствует идее соборности, рассматриваемой в качестве живой человеческой общности, охватывающей прошлое, настоящее и будущее, такой общности, в которой сохраняется уникальность личности.

Ценность связывает и объединяет людей, но не внешне и принудительно, как государство, а внутренне, добровольно и естественно. Ценность есть нечто логически недоказуемое, ее нельзя обосновать научно. Ценность переживается непосредственно и сердечно. Или, по Флоренскому, переживается как живой опыт. Например, нельзя обосновать и доказать научно реальность религиозных ценностей или любви. Ценность не только нельзя доказать логически, но нельзя навязать силой или опровергнуть. Нельзя заставить или уговорить полюбить, нельзя полюбить по желанию, просьбе или приказу. Нельзя заставить быть честным, добрым, счастливым, свободным. Ценность по определению ненасильственна. В фильме Марка Захарова “Убить дракона” Ланселот говорит горожанам: я заставлю вас быть свободными. Но невозможно заставить или принудить быть свободными. Зло нельзя преодолеть злом, оно преодолевается лишь добром. Нельзя подарить справедливость или освободить сверху.

Ценности лежат в основе духовности и гуманизма. Они являются внутренним ядром культуры. Этим культура отличается от цивилизации, в которой начинают господствовать оценочные отношения, отношения использования.

Итак, ценности - это такие межчеловеческие отношения, которые объединяют людей в естественные общности; ценности переживаются непосредственно, они добровольны, а не насильственны, лежат в основе культуры, духовности и гуманизма.