Реформа управления народным хозяйством

50-е гг. ознаменовались попыткой изменить систему управления народным хозяйством. В марте 1953 г. ряд министерств был объединен, а их число сократилось с 51 до 25. Однако в 1954 г. прежняя система была практически восстановлена, а ответственность за ее разрушение возложили на Л. П. Берию.

Но в 1957 г. Н. С. Хрущев предложил решительно децентрализовать управление народным хозяйством, передав ряд функций министерств территориальным совнархозам. Промышленные министерства, за исключением наиболее науко-емких и важных оборонных отраслей, ликвидировались. Это означало разрушение вертикальной схемы управления, избавление от диктата ведомств.

Создание совнархозов принесло определенные положительные результаты: преодоление ведомственных барьеров по-зволило сократить затраты на транспортировку сырья и комплектующих, усилить кооперацию между предприятиями, расположенными на одной территории, укрепить местную промышленность. В то же время возникли трудности в осу-ществлении хозяйственных связей между крупными регионами. Для того чтобы преодолеть местническую замкнутость, в 1960 г. в РСФСР, на Украине и в Казахстане были созданы республиканские совнархозы. В 1962 г. последовало ук-рупнение совнархозов, а их число сократилось со 105 до 47. В 1963 г. был создан ВСНХ СССР.

Эти решения привели к росту управленческого аппарата, что противоречило задачам, выдвигавшимся при ликвидации министерств. Главный недостаток реформы состоял в том, что отказ от системы вертикального управления не привел к расширению прав предприятий: диктат отраслевых ведомств сменился диктатом территориальных совнархозов.