Часть С
Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развернутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.
С1
Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Может быть указано, что: - время появления документа – июль 1942 г.; - общепринятое название – «Ни шагу назад!» | |
Приведены 2 элемента ответа | |
Приведен 1 элемент ответа | |
Все элементы ответа названы неверно | |
Максимальный балл |
С2
Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Может быть указано, что: - причина – прорыв немцев к Дону и угроза Сталинграду и Северному Кавказу; - последствие – укрепление дисциплины; - еще возможное последствие – рост неоправданных потерь | |
Приведены 3 элемента ответа | |
Приведены 1–2 элемента ответа | |
Все элементы ответа названы неверно | |
Максимальный балл |
С3
Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть названы точки зрения: - приказ сыграл положительную роль и способствовал перелому в войне; - приказ дестабилизировал ситуацию в войсках и принес больше вреда, чем пользы | |
Приведены 2 элемента ответа | |
Приведен 1 элемент ответа | |
Все элементы ответа названы неверно | |
Максимальный балл |
С4
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |
Ученик может выбрать одну из названных или иную (промежуточную) точку зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например: При выборе оценки, изложенной в задании: - немецкие солдаты (как правило, бывшие промышленные рабочие) были лучше подготовлены к «войне моторов», чем красноармейцы (обычно вчерашние колхозники); - немецкая армия была гораздо более технически оснащенной, механизированной и, следовательно, более маневренной армией; - на обеспечение немецкой армии и армий союзников Германии работала промышленность всей континентальной Европы; - немецкая армия получила огромный боевой опыт при проведении крупных военных операций в Европе; - государства с самым разным общественным строем и разным руководством не смогли эффективно противостоять немецко-фашистской агрессии; - хотя Сталин и уничтожил значительную часть генеральского и офицерского корпуса в годы массовых репрессий, само качество этого корпуса, сформировавшегося в годы гражданской войны, и его готовность к войне в новых условиях вызывают у ряда специалистов сомнения. При выборе альтернативной точки зрения: - массовые репрессии предвоенного времени уничтожили значительную часть офицерского корпуса страны, грамотные и подготовленные военные кадры; - из-за просчета Сталина нападение Германии стало полной неожиданностью, советские войска не были приведены в состояние боеготовности; - советский план военной компании пренебрегал организацией обороны, предполагал немедленный переход границы и переход в контрнаступление; попытки следовать этому в первые дни войны породили хаос; - старые укрепления на границе были демонтированы, а новые еще не успели возвести; - предвоенная пропаганда не нацеливала солдат и офицеров на беспощадную борьбу с врагом, а апеллировала к «классовой солидарности» с немецкими рабочими; - политика предвоенного времени привела к тому, что многие социальные и этнические группы испытывали враждебность к Советской власти и не горели желанием ее защищать | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названа оценка, отличная от приведенной в задании, сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 3 подтверждающие ее аргумента | |
Названа оценка, отличная от приведенной в задании, сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 1–2 аргумента, ее подтверждающие | |
Другая оценка не названа, но приведены 2 положения, свидетельствующие о том, что учащийся по существу придерживается определенной точки зрения | |
Общей оценки нет, выбор не заявлен, приводится лишь 1 положение | |
Все элементы ответа названы неверно | |
Максимальный балл |