Консервативный скептицизм (Davis: 178) – это сопротивление натиску новой моды с позиций приверженности моде уходящей. Характерный аргумент консерватизма: «Эта мода не для меня».
Субкультура меньшинств – это механизм противодействия моде с целью воспроизводства особой идентичности членов этих групп. Для этого типа характерно культивирование особых форм потребления, которые обеспечивают воспроизводство социальной границы, отделяющей их от большинства. Это характерно для части национальных и религиозных меньшинств, гомосексуалистов.
Контркультура – это сопротивление моде с позиций отрицания самого широкого спектра элементов господствующей культуры (ее норм, ценностей, языка знаков и символов). Среди объектом отрицания оказывается и «большая мода».
Также см. по этой теме: "Провинциальные студенты как потребители. Мода на одежду"
См. по этой теме также в "Хрестоматии": Peter Corrigan. The sociology of Consumption (Глава 11). Перевод Василия Горелова. Одежда и мода.
Библиография по теме "Мода как социальный феномен".
· Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984;
· Гофман А. Мода и обычай //Рубеж: альманах социальных исследований.1992. Вып.3. С.123- 142.
· Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.,1994
· Гофман А.Б. Мода и люди или новая теория моды и модного поведения. М.: Агентство «Издательский сервис», 2000.
· Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С.266-291.
· Зиммель Г. Психология моды // Научн. обозрение. 1901, № 5.
·
· Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. СПб, 1904.
· Зомбарт В. Современный капитализм. Т. II, М., 1904.
· Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892;
· Спенсер Г. Начала социологии (обрядовые учреждения). Киев, 1880.
· Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М.: Республика, 1994.
· Blumer H. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. N. Y., 1968. Vol. 5.
· Bourdieu P., Delsaut Y. Le couturier et sa griffe, contribution a une theorie de la magia.ARSS, 1975.
· Campbell C. The Sociology of Consumption //D.Miller (Ed.). Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York , 1995. P.96-126.
· Lurie A. The Language of Clouthes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages. Hamlyn Paperback, 1983.
· Rubinstein R.P. Dress Codes. Meanings and Messages in American Culture. Boulder , San Francisco , Oxford : Westview Pres, 1995.
· Wilson E. Adorned in Dreams: Fashion and Modernity. London : Vigaro Press, 1985.
· Петров Л. В. Мода как общественное явление. Л., 1973,
· Массовая коммуникация и культура. Автореф. док. дис. Л., 1991; Фишман Р. Б. Мода как социальное явление. Автореф. кан. дис. Свердловск, 1990;
· Толстых В. И. Мода как социальный феномен. // Мода: за и против./ Под ред. Толстых В. И. М., 1973.