Фискальные институты: методологический подход

Действенные бюджетные правила способствуют реализации эффективной бюджетной политики. Они определяют целевые показатели, помогающие дисциплинировать деятельность властных органов. Дж. Копиц и С. Симански отмечали, что бюджетные правила в значительной мере основываются на политэкономических аргументах1.

Фискальные правила стали широко применяться в странах Организации экономического сотрудничества и развития в связи с общей тенденцией к децентрализации бюджетных систем для того, чтобы избежать макроэкономической и финансовой дестабилизации. Фискальные правила ограничивают региональные и местные власти в возможностях управления доходами и расходами бюджета. Конкретные формы и параметры фискальных правил зависят от степени децентрализации общественных финансов в стране и от ее влияния в долгосрочной перспективе на финансовую устойчивость бюджетной системы.

Для эффективного введения фискальных правил необходимы механизмы принуждения. При этом недостаточный уровень прозрачности бюджета, отсутствие адекватного мониторинга и аудита и другие институциональные факторы препятствуют эффективному применению мер принуждения.

Одной из целей бюджетной политики является фискальная дисциплина. Фискальная дисциплина достигается с помощью поддержания фискальных правил, которые способствуют ограничению размеров бюджетного сектора, создают условия для фискальной консолидации.

1 В. Д. Лагутин. Экономическая политика государства: сущность, этапы, механизмы. Киевский национальный торгово-экономический университет.

стр. 56

Бюджетная дисциплина может быть институциональной (сильные фискальные институты и соблюдение правил фискальных институтов); дискреционная бюджетная дисциплина (строгая фискальная политика).

Институциональной бюджетной дисциплины достаточно для устойчивых фискальных результатов (низкий дефицит, высокий профицит, низкий долг), но она имеет место не во всех странах1.